ЗНАКОВЫЙ ПРОРЫВ
Успехи или неудачи работников коммунальной службы нашего города немедленно отражаются на настроении людей. Мы радуемся, когда в наших домах тепло, есть горячая и холодная вода. И очень переживаем, когда что-то не в порядке, а специалисты ЖКХ только руками разводят — мол, сделать ничего не можем.
Всегда ли при этом мы справедливы в своем возмущении? Наверное, нет. В запальчивости часто не замечаем, как много за последние годы сделало ЖКХ для города и района.
— Три года назад, — рассказывает старший мастер котельных “Нарцизово” Николай Валентинович Тишкевич, — нам всем стало ясно, что систему водо- и теплоснабжения деревни Славени надо реконструировать. Два старых твердотопливных котла не обеспечивали нужную температуру в домах. Что мы только ни делали. Разработали и установили свой поддув, экспериментировали с топливом, подбирали ответственных машинистов. На пару с главным инженером ЖКХ Геннадием Антоновичем Хомичем сами стали к топкам, отработали несколько смен, но температуру теплоносителя выше 60 градусов так и не подняли.
При этом мы хорошо понимали, что сама по себе реконструкция котельной не решит проблему. Что толку, если мы установим новые котлы и оставим старую теплотрассу? Большие потери тепла неизбежны — будем греть воздух, землю, но не дома. Была и еще одна трудность. Мутная, с большим содержанием железа вода из скважины быстро забивала трубы и батареи. Без ее очистки масштабные, дорогостоящие работы теряли всякий смысл. Вопросы надо было решать только в комплексе…
Мы осматривали новые, с иголочки, объекты участка и откровенно радовались за коммунальщиков. Могут люди работать профессионально! Котельная сегодня — хоть показательные экскурсии проводи. Два новеньких котла мощностью по 1 Мвт каждый с лихвой обеспечивают потребности жилого фонда и закрепленных социальных объектов. Рядом старые агрегаты. Их не выбросили за ненадобностью, оставили в качестве горячего резерва.
— С ними как-то спокойнее, — пояснили нам, — мало ли какие сюрпризы преподнесет техника. А с таким запасом прочности с любым морозом справимся без проблем.
Подземная трасса смонтирована из труб с теплоизоляционным покрытием, воздушная линия упакована в промышленную “скорлупу”. Расчетные потери тепла при такой технологии не более 5%.
За аккуратным бетонным забором блестит на солнце водонапорная башня. Ее аккуратная ажурная конструкция скорее напоминает памятник архитектуры, чем промышленный объект. Рядом уютный домик, в котором разместилась очистная станция воды, работающая в автоматическом режиме.
На пустыре развернулся новенький комплекс очистных сооружений. Сточные воды собираются в два резервуара, откуда их специальные насосы перекачивают по подземным коммуникациям в пруды биологической очистки.
Радуют глаз удивительная чистота и порядок на каждом объекте, деловитость обслуживающего персонала, его подтянутость и аккуратность. Все заняты делом и, по всему видно, работают в охотку. Старая истина: хорошо трудятся там, где для этого созданы условия, а люди чувствуют внимание и заботу.
Налицо огромный труд, затраченный коллективом. Представляю, сколько сил, нервной энергии, но главное, волевых усилий затратило руководство ЖКХ, чтобы провести реконструкцию такого масштаба.
— Начальник ЖКХ Игорь Гансович Хадневич, главный инженер Геннадий Антонович Хомич, другие специалисты дневали и ночевали вместе с нами, — подтверждает мастер котельных. — Но результата, как видите, добились. Создана и успешно работает сбалансированная от котельной до потребителя система отопления и водоснабжения.
С решением ключевых проблем коммунального хозяйства принципиально изменился и порядок сервисного обслуживания населения.
— Заявки удовлетворяем, как правило, в день их поступления, — отмечает Николай Валентинович. — Если случаются накладки, я лично звоню хозяевам и извиняюсь. Иначе как в глаза людям посмотрю?
— Неужели не осталось больше проблем в вашем хозяйстве? — с сомнением смотрю на собеседника.
— Проблем нет у того, кто не работает, — отвечает тот. — Есть, конечно. Но не всегда их решение зависит только от ЖКХ. Мне бывает очень обидно, что, получив в Славенях такие возможности по оказанию коммунальных услуг, мы не можем в полном объеме донести их до всех потребителей. Если в школе и детском саду система отопления забита грязью, а батареи “времен очаковских и покоренья Крыма”, дети будут и дальше мерзнуть. Пусть даже мы поднимем температуру теплоносителя до 100 градусов. Чтобы принять наше тепло, надо и самим руки приложить.
А ведь прав мастер. Обвинять во всех смертных грехах ЖКХ стало у нас хорошим тоном. Не пора ли отличать правду от кривды? Дверь в подъезде подновить, окно застеклить, квартиру утеплить — всегда ли нянька из ЖКХ нужна? Но попробуй не сделай! Забросают письмами, звонками по инстанциям. До инфаркта доведут руководителей, утопят их усилия в мелочевке.
Жаловаться, судиться с коммунальщиками для некоторых жителей района стало смыслом жизни. Своего рода развлечением и спортивным азартом. Посмотрим, мол, кто кого. Конечно же, под флагом борьбы за справедливость.
Подготовил М. КОРОЛЕВ.
ЗНАКОВЫЙ ПРОРЫВ,