НЕУТОМИМОЕ СТРЕМЛЕНИЕ К ПОЛЕТУ

21 августа 2011 6:00

СЕГОДНЯ ДЕНЬ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ

Стать летчиком Владимир Павлович Мищенко твердо решил для себя еще в детстве. В то время, когда в бывшем Советском Союзе у всех на устах зазвучало имя Юрия Гагарина, он, как и многие другие тогдашние мальчишки, ни о чем больше не помышлял, кроме как об авиации, которая представлялась по-настоящему романтической и героической…

Родился Владимир Павлович в Черниговской области в семье  военнослужащего. В родной деревне учился и вырос. Профессия летчика была настолько притягательна, что, окончив школу и не получив согласия родителей на поступление в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков, пешком добрался в город, расположенный в семидесяти километрах от дома. Успешно сдав экзамены, был зачислен курсантом училища. Уже с первого года обучения будущие летчики осваивали летное искусство. Зимой — за партой, летом — на самолетах Л-39, МиГ-17, МиГ-21. После окончания училища остался работать летчиком-инструктором в Чернигове, сев за штурвал истребителя МиГ-21. Здесь обучил и подготовил от начала до конца двадцать курсантов.

В 1976 году проводился набор в отряд космонавтов. Успешно прошел медицинскую комиссию и неожиданно передумал. И на это были свои причины. Первая заключалась в том, что был он летчиком-истребителем, а это значит, что более по душе ему были самостоятельные полеты. Космонавты же самостоятельных полетов практически не выполняли. Вторая причина была в том, что как раз в тот год проводился набор в авиационные группы высшего пилотажа “Стрижи” и “Русские витязи”, местом дислокации которых стал город Кубинка, что в шестидесяти километрах от Москвы.

Туда отбирали летчиков первого класса в возрасте не старше двадцати восьми лет. Задача эскадрильи состояла в показе демонстрационных полетов пилотажной подготовки и демонстрации лучшей авиационной техники, всех ее возможностей. “Стрижи” выполняли групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманевренных истребителях МиГ-21бис, МиГ-23, МиГ-27, СУ-17.

Показ авиационной техники шел практически как показ мастерства летчика. Не проходило и недели, чтобы не приезжала какая-нибудь делегация из других стран. Привилегий членам эскадрильи было немного — прибавление десяти рублей к окладу и получение звания и выше занимаемой должности. А труд был не из легких, к тому же усложнялся тем, что не было в то время программы подготовки мастеров спорта по пилотажу на боевых самолетах. Владимир Павлович непосредственно принимал активное участие в разработке курса по их подготовке.

После разработки данного курса поступил в Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина, что находится в подмосковном поселке Монино. Академия готовит командный состав. Поступали туда только избранные — те, кто уже себя зарекомендовал. После ее окончания снова был направлен в Кубинку, но от нее отказался, не было уже того азарта, что в первый раз. Все сослуживцы, которые туда вернулись, практически через три-четыре года ушли по состоянию здоровья, у многих дошло до инвалидности, потому что это была тяжелейшая работа. Романтика, которую представляли себе будучи еще мальчишками и юношами, закончилась через два года после окончания училища, а дальше были только трудовые будни.

Позже  служил на Дальнем Востоке, затем — в Германии. Когда стал разрушаться Советский Союз, понял, что с полетами вскоре придется распрощаться навсегда, и поэтому сделал себе твердую установку — не служить более ни дня. Остался верен самолетам. И после того, как советских летчиков переправили из Германии, сразу же уволился с должности старшего инспектора-летчика.

Вот так, прослужив на разных должностях, побывав в различных местах, сменив двадцать шесть квартир, в сорок два года Владимир Павлович ушел на пенсию.

В авиации существует такое понятие, как летные часы. Они являются показателем службы. Считается налет с того момента, как самолет начинает разбег — и до момента касания им бетонной полосы. По времени полеты могут быть разные — и по пять минут, и по часу, и по полтора, и более. Бывший летчик-истребитель вспоминает, что иногда и пяти минут было достаточно, чтобы, ступив на землю, найти силы удержаться на ногах. Он за всю свою службу налетал три тысячи восемьсот часов в истребительной авиации.

Сейчас Владимир Павлович живет в Толочине. Никогда не думал, что судьба занесет его сюда, на родину своей супруги Нины Григорьевны, которая приехала к тете в Чернигов, чтобы работать на новом камвольно-суконном комбинате. Он тогда получал подготовку в училище летчиков. Так сложилось, что встретились они случайно, и вот уже более сорока лет живут душа в душу.

На пенсии Владимир Павлович начал заниматься индивидуальным предпринимательством, построил дом. Сейчас помогает сыновьям. Дед десятерых внуков. Имеет звание мастера спорта по легкой атлетике, лыжам и офицерскому многоборью. В свой шестьдесят один год он активно занимается спортом — с местными парнями играет в футбол, хоккей, ходит на лыжах.

По-прежнему не забывает своих товарищей по училищу, постоянно поддерживает с ними связь. Увы, многих уже нет в живых, о чем Владимир Павлович говорит с тоской. А буквально на днях выпускники высшего военного авиационного училища летчиков провели очередную встречу в Чернигове, отметили 40-летний юбилей своего выпуска.

С. МАРТИНКЕВИЧ.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 2 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Выборы-2024

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Август 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль   Сен »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене