ОНИ ВЕДУТ НАС В МИР ОТКРЫТИЙ
Виктор Егорович Малашкевич родился в д. Голошево Кохановского поселкового Совета. С детства увлекался техникой. Закончив школу, стал учителем трудового обучения, черчения и рисования. Инвалид с детства. На протяжении многих лет работал в Усвижбукской средней школе. Сейчас находится на заслуженном отдыхе.
— Виктор Егорович, скажите, что подтолкнуло вас пойти на учительскую работу? И чем запомнились первые годы работы в школе?
— Я не собирался стать учителем, потому как больше интересовала техника. После школы поступал в архитектурно-строительный техникум в Минске, не прошел по конкурсу. На следующий год пробовал поступить в художественно-графическое училище, тоже в Минске. Не прошел, в Оршанское индустриально-педагогическое училище также не приняли. Не могли представить, как одной рукой буду работать на станках… После своей первой неудачи при поступлении я пошел работать в Голошевскую школу глухонемых библиотекарем, по совместительству готовил учителям для уроков рисования наглядные пособия. В 1958 году меня отправили на Всесоюзные курсы учителей по обучению глухонемых в Нижний Новгород, на которых из Беларуси было всего лишь три человека. В 1959 году в район приехали представители Витебского государственного педагогического института для агитации бывших учеников для поступления. Я записался на физико-математический факультет. Поступил с первого раза, несмотря на то, что четыре года не занимался математикой. Так я и стал учителем. Кроме того, заочно окончил художественно-графический факультет этого же института. Перевелся на заочное отделение и был направлен на работу в Волосовскую среднюю школу. Там я проработал год. Позже преподавал некоторое время в Звенячской восьмилетней школе. Поработав там, вернулся в свою деревню. Когда закрыли школу в Голошево, в 1970 году я стал работать в Усвижбукской средней школе. Также вел кружки по изобразительному искусству. Дети были довольны.
— А что должен делать педагог, чтобы его уважали и ценили воспитанники?
— Важно отношение к детям. Я всегда их уважал, и они меня за это любили. Был такой случай, в Толочине встретил своего бывшего ученика, которого не видел 40 лет. Он меня узнал и сам подошел ко мне.
— Поддерживаете ли вы связь с учениками? Кем из учеников гордитесь?
— Поддерживаю связь со многими учениками, с их родителями. Многим помогаю. Все мои ученики достойны того, чтобы ими гордиться. Мой ученик Виктор Плескач тоже стал учителем, работает в Славном. Одаренные девочки были — Людмила Ковриго, Лариса Борисенко.
Каждый раз я хожу на линейки в школу, на встречи с бывшими учениками, интересуюсь их жизнью.
— Как вам удалось преподавать трудовое обучение и делать технически совершенные вещи одной рукой?
— Главное — желание. Я всегда говорил своим ученикам, что всему можно научиться и без рук. Приводил примеры людей, которые смогли это сделать. Инвалиды научились делать такие вещи, которым непросто научиться и здоровым людям.
— Что случилось в вашей жизни, что остались без руки?
— После войны всюду хватало взрывчатки. Такую взрывчатку мне и подсунули ребята…
— Что в вашей жизни было также памятным, примечательным?
— Запомнилась война. Мы часто ездили на ночлеги, приходилось иметь дела с партизанами. У меня был дядя в партизанах, я ему раздобыл наган. Он мне говорил, что надо делать. Часто давали партизанам лошадей в ночное время. Однажды в нашей деревне был бой партизан с немцами.
Я рано начал работать — сразу же после окончания 4 классов. В то время все дети так начинали. В летнее время даже замещал бригадира. Мой рабочий стаж около 45 лет.
— А чем вы увлекались и увлекаетесь сейчас, находясь на пенсии?
— Увлекался спортом, легкой атлетикой. Имею много грамот. В своих возрастных группах занимал первые и вторые места. Вел кружок фотографии, а на пенсии занимаюсь домашним хозяйством.
— Виктор Егорович, скоро начнется новый учебный год. Что бы вы пожелали учителям и учащимся?
— Хочу пожелать творческих результатов в своей работе, ставить высокие цели и добиваться их осуществления.
С. СМЫК, ученица 10”А” класса толочинской СШ №2.