ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЕ: СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

19 сентября 2011 6:00

Посещая Кохановский лицей сельскохозяйственного производства, общаясь с его преподавателями, мастерами производственного обучения, нередко и с самими учащимися, убеждаешься, как важно было сохранить подобные учебные заведения в стране, не допустить всякого рода разрушений, экспериментов над системой профтехобразования. Они, без преувеличения, как заметил в беседе директор лицея Валерий Георгиевич Рецкий, нужны нам как воздух. Нам — это в первую очередь выпускникам школ района, которыми в среднем на 80% комплектуется лицей, а остальную часть контингента составляют традиционно учащиеся из Оршанского, Круглянского и, в небольшом количестве, из Крупского района. Не менее учебное заведение необходимо и предприятиям района, и, как показывает практика последних лет, — необязательно только сельскохозяйственным предприятиям. Для такого промышленного района, как наш, свой лицей — это просто находка. Собственно, на подобной ситуации основывается вся мировая практика. Как-то за большие заслуги в отражении неприятеля жителям одного из голландских городов предложили выбор: или освобождение на все времена от налогов или размещение у них университета. Остановились на последнем. Данная параллель в качестве примера не случайна. Если хотим устойчиво и быстро развиваться, надо вкладывать средства в развитие местного лицея. А он, надо заметить, того заслуживает.

Через учебу — к труду и экономике

В общей сложности лицей имеет 400 гектаров земли в своем учебном хозяйстве. Если по культурам, то выглядит оно так: 240 га занимают зерновые, 150 га — рапс, 10 га под фацелией, чтобы не “прогуливала” пчелопасека, а еще имеются гектары под картофелем, капустой, свеклой и морковью.

18 центнеров с гектара дал в этом году рапс. Намолотили 250 тонн, за тонну дают 2 млн. рублей. За вычетом того, что получили от маслоэкстракционного завода в долг (семена, удобрения, химикаты), выручка составит более 400 млн. рублей. Но в производстве под открытым небом не все так просто. Потеряли там, где и не ждали. Гораздо дороже в этом году обошлась сушка зерна. И сорняков хватало, и дожди не скупились на влагу. Вместо 8 тонн печного топлива, как раньше, ушло всех 12 тонн. Но деньги есть, и применение им будет. Основную массу средств пустят на покупку ГСМ, запчастей, не останется без внимания и учебно-материальная база. За собственные средства в этом году в главном учебном корпусе заменили 25 окон, порядка 100 млн. рублей вложили в реконструкцию и ремонт одного из зданий, принадлежащих ОАО “Коханово”, где разместятся учебные классы по подготовке экскаваторщиков.

Часть средств ежегодно направляется на материальное стимулирование труда работников лицея и учащихся, повышение уровня заработной платы, оказание материальной помощи нуждающимся. И последнее вполне понятно. Около 50% учащихся — это выходцы из неполных семей. Разрешение части их материальных проблем лицей берет на себя. Все, кто имеет совокупный доход в расчете на одного члена семьи менее 400 тысяч рублей, обеспечиваются трехразовым бесплатным питанием, все другие — одноразовым.

Можно приготовить полноценные завтрак, ужин. Все для этого в общежитии имеется. А предоставлением общежития всем желающим только на одном проезде транспортом экономится ежемесячно до ста тысяч рублей.

Порядка 200 млн. рублей получают за зерно. 10-12 млн. рублей прибыли дает пасека. Рассчитывают на хорошую долю в общую копилку финансов от платных услуг. Платно обучают и ведут переподготовку водителей с категории “В” на категорию “С”. За год подготовили три группы. К ним идут охотно — все сто процентов обучаемых сдают экзамены с первого раза.

— Мы рады таким результатам, — говорит Валерий Георгиевич Рецкий. — На прошедшем пленарном совещании в области был оглашен рейтинг учебных заведений системы профтехобразования. По показателям учебной и производственно-экономической деятельности занимаем четвертое место из 34 учебных заведений области. Впереди нас только Городок и два профтехучилища города Витебска.

Перспектива завтрашнего дня

Она увязывается именно с востребованностью кадров массовых профессий в сегодняшних реалиях жизни. Возвращается спрос на строителей, механизаторов и водителей, станочников, токарей и слесарей, электриков и энергетиков и т.д. Благодаря сохранившейся в стране системе профтехобразования есть от чего отталкиваться и к чему идти, легче добавлять, приумножать достигнутое.

Стоит и перед Кохановским лицеем задача неотложного приобретения экскаватора для обеспечения качественной подготовки экскаваторщиков, а также для переподготовки тех, кто получал эту специальность раньше. Заказы на кохановские машины снова пошли, притом государственные, которые подтверждаются финансово. Мы побывали в здании, где подготовлены классы для обучения, осмотрели условия, где будет вестись теоретическая подготовка. Благо рукой подать и до заводских цехов, где налажено производство отдельных узлов и производится сборка экскаваторов. Но это только полдела. Надо иметь собственную рабочую машину. Именно для этих целей создавался учебный полигон, чтобы отрабатывать с учащимися навыки работы на экскаваторе. Что взял на себя завод — так это прохождение лицеистами практики на базе предприятия. Приобретение же непосредственно машины обязывает изыскать не менее 500 млн. рублей из бюджета.

Набрана в этом году группа девчонок, которые помимо уже привычной специальности швеи-портной будут получать и специальность парикмахера. Это пригодится им в жизни. И на данном этапе, когда молодые люди определяются, куда пойти учиться, данный момент здорово заинтересовывает. Для каждого человека важно знать, что его ждет в будущем. Последнее взвешивается, оценивается руководством лицея не в угоду кому-то, а с учетом, что есть сегодня и будет завтра.

В планах, от которых переходят к конкретным разработкам подготовительных мероприятий, готовить и квалифицированных дорожных рабочих — для трех дорожных организаций в районе и для других в области и республике.

Главное, что сегодня нет недостатка в желающих приходить в стены местного лицея, получать здесь полноценное образование, а затем и работать, не отъезжая куда-то за тридевять земель.

В этом году здесь подготовили 92 специалиста. Все как один определены на свои первые рабочие места.

— Их подготовке доверяют, — заметил директор лицея, — с ней считаются. В сельхозпредприятии “Славное”, к примеру, специально приобретали новый трактор именно под нашего выпускника. А консервный завод работу по их отбору начинает всегда заблаговременно. Приезжают, и не единожды, изучают профессиональные склонности ребят, присматриваются к их деловым и человеческим качествам. Но окончательно определяют, на кого делать ставку, в период прохождения лицеистами практики непосредственно в рабочих условиях, там, где закладывается и убирается урожай. Берут на практику 15-16 человек, а из них отбирают лучших, закрепляют их у себя. Многие остаются здесь работать, в короткое время добиваются хороших результатов, ими довольны, и они довольны…

Лицей успешно конкурирует и по такому показателю, как поступаемость его выпускников в вузы и колледжи. Ежегодно 13-15 человек продолжают учебу именно на этих ступенях получения образования.

Бесценна помощь лицеистов и работников лицея сельхозпредприятиям в период проведения посевных и иных кампаний. Как надежное партнерское сотрудничество можно оценить отношения учебного заведения с УП “Надежино”. Ни в чем не отказывают в помощи предприятиям “Звенячи”, “Коханово-Агро”, “Звездный-Агро” и другим. Как видим, спектр предоставления услуг просто огромен, и потенциал этот далеко не исчерпан. Остается только умело пользоваться возможностями как самой системы профтехобразования, так и конкретно возможностями данного учебного заведения. О таких уместно сказать так: мал золотник, да дорог.

Могут при необходимости здесь готовить и садоводов. Есть для этого и преподаватели, и увлеченные люди. А сад — он рядом, посажено по соседству со стенами лицея 90 фруктовых деревьев. Да и практику пройти несложно, такие возможности, как в районе, на консервном заводе, в республике надо еще и поискать.

Подкупает одержимость различными идеями и их воплощением со стороны директора лицея Валерия Георгиевича Рецкого, готовность подчинять возможности, потенциал профессиональной подготовки различным направлениям в экономическом и социальном развитии района, включая приведение в порядок земли, благоустройство населенных пунктов, создание условий для молодых тружеников и молодежи в городе и на селе. Основой тому получение рабочей профессии, вооружение человека умением и желанием создавать блага на земле своим личным трудом.

В. БИРЮКОВ.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Выборы-2024

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Сентябрь 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Окт »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене