БЫЛИ ОГРОМНОЕ ЖЕЛАНИЕ ВЫЖИТЬ И ПОМОЩЬ ЛЮДСКАЯ

17 февраля 2012 19:05

Жители нашего города хорошо знают Петра Чеславовича Пунинского. До выхода на пенсию он работал специалистом в общем отделе райисполкома. Люди встречались с ним по самым различным житейским делам, ощущали его внимание к своим заботам. Знают его многие и в районе. Постоянно, с момента ее создания, Петр Пунинский возглавляет районную организацию общественного объединения Белорусской ассоциации бывших несовершеннолетних узников фашизма. Согласно данным, на начало года в районе проживают 94 несовершеннолетних узника фашистских лагерей и 55 узников других возрастов.

И в то же время не все из нас, видя этого активного, энергичного, всегда улыбающегося человека, представляют, что пришлось на его долю как ребенка, которому суждено было родиться в Германии за год до окончания войны — 22 июня 1944 года. Ни с чем не соизмерить тяготы, выпавшие на долю матери, Евгении Федоровны, которая вынашивала своего сыночка в условиях бесконечных издевательств и даже пыток. Особенно Евгения Федоровна не пришлась ко двору дочери Пошмана (так звали бауэра) Анне, которая управляла хозяйством. Доходило до того, что слепая в своей злобе к русским немка запрещала матери кормить грудью малыша, предпринимала попытки разъединить их навсегда. Будучи доведенной до исступления, на грани физического и нервного истощения, Евгения с каким-то необъяснимым порывом набросилась на обидчицу так, что больше она не осмеливалась даже голос на нее повышать. Может, свое действие возымело и то, что приближалась уже весна 45-го года, заканчивалась война.

Не было сил у Пунинских, Евгении Федоровны и Чеслава Францевича, дождаться, когда все это придет — свобода, победа, когда смогут вернуться домой, в деревню Юзефполье, что возле Толочина, где они мирно и счастливо проживали до войны. Возможно, в плену у бауэра было бы не так тягостно, если бы условия не отражались на здоровье Пети. Плохое питание, тяжелый труд, нервное напряжение привели впоследствии к тому, что он начал разговаривать только в четыре года, остался на всю жизнь с пороком сердца, в возрасте до 30 лет находился на второй, а затем третьей группе инвалидности.

В феврале 1945 года их освободила Красная Армия, на родину вернулись 19 июня. Путь домой оказался непростым. Везли их в товарняке с узниками-иностранцами. На одном из разъездов в Польше наш офицер распорядился высадить русскую семью. Так они оказались в лесу, где белели только сугробы снега. Рассмотрели впереди светящийся огонек, пошли на него. Постучали в первый попавшийся домик, здесь находились железнодорожники-путейцы. Не понравилось полякам, что их побеспокоили непрошенные гости. Но когда узнали, что семья возвращается с малышом на руках из концлагеря, рассмотрели паспорт Чеслава Францевича, и вовсе изменили отношение: “Мол, поляк, а мы вот так…” Покормили, оставили ночевать, послали за доктором. Старичок-лекарь приносил лекарства, не отходил от Пети, жители деревни делились кто чем мог. До середины июня прожили Пунинские у гостеприимных поляков, а затем их путь уже напрямую лежал домой. С тех пор и завязалась их дружба с польской семьей Давидчуков. Переписываются с Ядвигой Давидчук, дочерью хозяев, которые когда-то помогли вырвать из лап смерти Петра.

Ядвига — учительница, преподает в экономической школе польский язык. К праздникам присылает с мужем Петру и его матери Евгении Федоровне, которой идет 92-й год, посылки. Как и прежде, готова делиться всем, что есть из нажитого. У них четверо детей, много внуков. Отца и матери, которые до последнего часа держали связь с белорусской семьей, уже нет в живых. Письма Ядвиги теплые, сердечные, написанные на очень грамотном русском языке. Вот строки одного из последних ее писем: “…Я очень рада, Евгения Федоровна, что Вы живы и Петр Вас досматривает. Вы должны долго жить, так как напоминаете моих родителей, их, хоть и в очень тяжелое, трудное время войны, молодость. Я храню Ваши письма как документ истории, чтобы мои внуки знали, что пришлось пережить нашим народам в страшные военные годы…”

Петр Чеславович на протяжении 30 лет работал в райисполкоме, закончил техникум, получил специальность. С 2003 года на пенсии. Помогает узникам фашизма в оформлении различных документов, в организации их оздоровления.

Вся их семья изведала в полной мере все, что нес нашему народу фашизм. После неподчинения оккупантам жителей деревень Юзефполье (называлось по-другому Сивцово) и Заречье, расправы партизан с издевавшимся над мирным населением офицером Плейтером людей согнали на гумно, добивались признаний, кто убил управляющего. Не выбив из арестованных ничего силой, погрузили на станции в вагоны и отправили в неволю. В лагере в г. Граево содержались престарелые Федор Ермолаевич и Елена Игнатьевна Бондаренки (родители Евгении Федоровны Пунинской), а также ее братья Василий, Константин, Ким и пятилетняя Алла.

Ким после войны работал столяром-плотником в Москве, при белорусском посольстве, Василий — в сельхозтехнике в Толочине, их уже нет в живых. Константин живет в Орше, ему 86 лет, работал на железной дороге.

Алла Федоровна Дробатенко проживает в Толочине. Закончила с отличием сельскохозяйственный техникум, Белорусскую сельхозакадемию, работала в управлении сельского хозяйства райисполкома.

Не любят они говорить о пережитом. Но оно живет в их памяти, отзывается болью в душе — их, детей войны, узников фашистских лагерей и неволи.

В. БИРЮКОВ.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 8.5/10 (2 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)
БЫЛИ ОГРОМНОЕ ЖЕЛАНИЕ ВЫЖИТЬ И ПОМОЩЬ ЛЮДСКАЯ, 8.5 out of 10 based on 2 ratings

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


2 комментария на “ БЫЛИ ОГРОМНОЕ ЖЕЛАНИЕ ВЫЖИТЬ И ПОМОЩЬ ЛЮДСКАЯ ”

  1. Дроботенко Н.Б. , 14 июля 2015 , 17:37

    Добрый день!
    Случайно наткнулась на эту статью и сразу хочу поблагодарить автора за ПАМЯТЬ. Я – дочь Аллы Федоровны Дроботенко, внучка Елены Игнатьевны и двоюродная сестра Пети.
    Слышала эту историю еще в детстве от бабушки, когда она была еще жива…
    Сколько же было горя, жестоких испытаний, сколько в Беларуси таких семей!
    Спасибо, что не даете нам, не видевшим войны,- не забыть о ней.
    А тетя Женя живет и здравствует до сегодняшнего дня,ей- 89!

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  2. Пунинская Л.В. , 18 февраля 2012 , 17:18

    Спасибо редакции за предоставленный в районной толочинской прессе материал о семье и узникских лишениях моего двоюродного брата Петра и его родственников. Я, Пунинская Леокадия Вячеславовна, родилась в Германии 12 сентября 1944 года в семье угнанных в фашистскую неволю Пунинских Вячеслава Францевича и Ядвиги Антоновны. С ними был угнан мой семилетний родной брат Альберт. От родителей и брата с малых лет я знала подробности изуверств немцев над узниками. Это тяжело воспринимать даже сейчас. Но это в прошлом. Живя в Минске, занимаюсь общественной работой, являясь ответственным секретарём Общественного объединения “Белорусская ассоциация бывших несовершеннолетних узников фашизма” и членом ЦК Международного союза бывших узников нацизма.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)

Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Выборы-2024

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Февраль 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв   Март »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене