ВЫБОРЫ: ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ПАРЛАМЕНТА
Высшим органом законодательной власти в Беларуси является парламент (от фр. “parler” — говорить). Первый парламент был образован в Англии в XIII в. и представлял собой орган сословного представительства. Функции органов народного представительства и современное место в системе разделения властей парламенты стран Западной Европы приобрели после буржуазных революций. В XVII-XVIII вв. это произошло в Англии и Франции, а в первой половине XIX в. и в других европейских странах. Парламентаризм в Республике Беларусь прошел в своем развитии ряд этапов, связанных, во-первых, с предысторией белорусского парламентаризма в советский период, во-вторых, с изменением Конституции в 1996 г.
До референдума 24 ноября 1996 г. высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь был Верховный Совет, состоявший из 260 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. В результате изменений и дополнений, внесенных в Конституцию в 1996 г., белорусский парламент был переименован в Национальное собрание и разделен на две палаты – Палату представителей и Совет Республики. Общая численность депутатского корпуса Национального собрания составляет сегодня 174 человека, а срок их полномочий – 4 года. Депутат Палаты представителей может одновременно быть и членом Правительства, однако одно и то же лицо не может являться членом двух палат парламента одновременно.
Палата представителей состоит из 110 депутатов, избираемых по мажоритарной системе на всеобщих выборах, и представляет интересы всех граждан Республики Беларусь. Полномочия Палаты представителей перечислены в ст. 97 Конституции. Первый состав Палаты представителей Национального собрания был сформирован из депутатов распущенного Верховного Совета 13-го созыва и утвержден указом Президента № 495 от 27 ноября 1996 г. Позже депутатский корпус Палаты представителей трижды переизбирался на очередных парламентских выборах в 2000, 2004 и 2008 гг.
Совет Республики является палатой территориального представительства и состоит из 64 депутатов. Членом Совета Республики может быть только тот гражданин Республики Беларусь, который прожил на территории соответствующей области не менее 5 лет. От каждой области и города Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня избираются по 8 членов Совета Республики. Еще 8 членов Совета назначает Президент. Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит президиумам местных Советов базового уровня и г. Минска совместно с соответствующими исполкомами.
Национальное собрание Республики Беларусь работает в сессионном порядке. Первая сессия открывается 2 октября. Ее продолжительность не может превышать 80 дней. Вторая сессия открывается 2 апреля и длится не более 90 дней.
Заседания являются открытыми, но палаты могут принять решение о проведении закрытого заседания большинством голосов от их полного состава. Независимо от того, является заседание палат открытым или закрытым, на них могут выступать Президент, его представители, Премьер-министр и члены Правительства. Для правомочности заседания парламента необходимо присутствие не менее 2/3 депутатов палат от полного состава. Голосование является открытым и осуществляется депутатами лично. Тайное голосование может иметь место только при решении кадровых вопросов.
Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных случаев проведения совместных заседаний. Общий орган палат отсутствует. Единственным временным совместным органом двух палат может быть согласительная комиссия, формируемая ими на паритетной основе для преодоления разногласий по законопроекту, отклоненному Советом Республики.
Любой законопроект рассматривается вначале в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Рассматриваемые законопроекты проходят два чтения. Законопроект становится законом, если за него проголосовало большинство от полного состава обеих палат. Одобренные парламентом законопроекты становятся законами, если Президент их подписывает или не возвращает назад в течение двух недель. Законопроекты могут быть возвращены на повторное обсуждение.
Представительство в парламентах интересов различных социальных групп, наличие у депутатов различных взглядов, ориентиров, подходов к решению той или иной проблемы заставляют парламентариев объединяться в различные фракции и депутатские группы.
Парламент является высшим представительным и законодательным органом государственной власти и управления, формируемым, как правило, на выборной основе. Законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, вырабатывает основные направления внешней и внутренней политики страны, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной власти. Пределы деятельности законодательной власти ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости; находятся под контролем народа и специальных конституционных институтов.
Важнейшие полномочия парламента: полномочия законодательного характера, утверждение государственного бюджета, участие в формировании правительства и других государственных органов, контроль за их деятельностью, внешнеполитические полномочия.
Непосредственную реализацию правовых норм, принятых законодательной властью, осуществляет исполнительная власть. Высшим исполнительно-распорядительным органом государственной власти и управления является правительство. Оно формируется парламентом или главой государства. Обычно возглавляется премьер-министром, хотя в отдельных странах (например, в США) руководство им может осуществлять глава государства — президент.
В системе исполнительной власти повышается роль органов местного управления и самоуправления, первичным и важнейшим направлением которых является регулирующая и управленческая деятельность в областях финансово-экономической, коммунального обслуживания, благоустройства, социальной защиты.
Судебная власть имеет исключительное право осуществлять правосудие. Она руководствуется только законом и не зависит от субъективных влияний законодательной и исполнительной властей, обеспечивает организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть реализуется системой судов, включающей общие и специальные суды.
Институты государственной власти составляют единую систему, обладая различными полномочиями и имея самостоятельную среду деятельности. Они взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления задач, стоящих перед государством.
Важнейшим политическим событием в жизни страны в 2012 году явятся выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
ВЫБОРЫ: ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ПАРЛАМЕНТА,