ПО СЛЕДАМ НАШЕЙ ПАМЯТИ

27 декабря 2012 14:24

Министерство обороны России рассекретило ряд архивных материалов, характеризующих ход боевых действий на территории Беларуси в начальный период Великой Отечественной войны.

КТО ВЫ, ИНТЕНДАНТ МАСЛОВ?

В трагические летние дни 1941 года на нашей земле вместе со своими штабами погибли многие корпуса и дивизии Красной Армии. От их боевых документов мало что уцелело. Но те, что оказались сегодня в распоряжении ученых, проливают дополнительный свет на многие тайны войны.

Более того, в сети появились тысячи фронтовых фотоснимков из наших и немецких архивов. Смотри, изучай, делай выводы.

Можно представить себе наши чувства, когда среди них отыскались шесть фотографий и нашего города. Бесценные свидетельства его военной истории. Все они касаются организации обороны Толочина в 1941 году.

Первые трагедии, горькие уроки

В конце июня 1941 года, замкнув кольцо окружения вокруг группировки советских войск под Минском, немцы устремились к Березине. На острие наступления немецких армий шли дивизии танковой группы генерал-полковника Гудериана. Из внутренних округов Советского Союза на этот водный рубеж спешно выдвигались свежие соединения Красной Армии. Среди них элитная 1-я Московская Пролетарская Краснознаменная дивизия (неофициально прозванная в военных кругах «пролетаркой»), под командованием полковника Крейзера. По состоянию на 24 июня она насчитывала почти 12 тысяч человек личного состава, 205 танков БТ, 24 плавающих танка Т-37 и 39 бронемашин. Соединение выгрузилось в Орше, усилившись там 30-ю новыми боевыми машинами Т-34 и 10-ю КВ.

1 июля, совершив 130-километровый марш по шоссе Минск – Москва, дивизия с хода вступила в бой под Борисовым. Отмечу, распоряжение о ее выдвижении на этот рубеж было одним из последних приказов командующего Западным фронтом генерала Павлова. 4 июля он был арестован и через несколько дней расстрелян.

Нужно отдать должное командованию и выучке личного состава дивизии. Сражение под Борисовом для немцев оказалось неожиданно тяжелым. Березину они форсировали, плацдарм за собой удержали, отбросив «пролетарку», но понесли при этом значительные потери. В своих мемуарах Гудериан откровенно писал по этому поводу: «18-я танковая дивизия получила достаточно полное представление о силе русских, ибо они впервые применили свои танки Т-34, против которых наши пушки в то время были слишком слабы». Красноречивое признание.

Но досталось и Крейзеру. В сохранившемся боевом донесении штаба дивизии отмечено, что к этому времени практически вся ее артиллерия, автотранспорт были выбиты вражеской авиацией. От себя добавим: в боях на Березине погибли почти все танки соединения. В строю осталось около 30 боевых машин, из них несколько Т-34.

Командующий 20-й армией генерал Курочкин попытался усилить дивизию своим резервом. В распоряжение Крейзера был передан 115-й танковый полк. Но он был перехвачен немцами на марше и разгромлен.

Обескровленное соединение больше не могло наступать и получило приказ на оборону: любой ценой удержать до 10 июля автотрассу Минск – Смоленск – Москва. Дать возможность армиям второго эшелона Западного фронта развернуться на Днепре.

Крейзер отошел за реку Бобр…

А в это время в Толочине

Из отступающих бойцов и командиров Красной Армии стихийно образовался воинский гарнизон, который возглавил интендант 1 ранга Маслов (воинское звание для военно-хозяйственного и административного состава Красной Армии, соответствующее званию полковника). К сожалению, российские историки, кроме фамилии, ничего больше не сообщают об этом человеке. Зато дают подробную картину его деятельности в нашем городе.

Маслов организовал в Толочине штаб обороны. На своих распоряжениях он стал подписываться как: «начальник заградительного отряда Западного фронта». По его приказу местные власти мобилизовали около 6 тысяч человек населения на оборонительные работы. На левом берегу реки Друть было оборудовано несколько опорных пунктов для пехоты и артиллерии. Три специальные бригады очищали дороги от разбитой техники.

По состоянию на 5 июля под его началом состояли уже 472 военнослужащих, занявших позиции на подготовленных рубежах. Имеющиеся три зенитных орудия интендант выставил на прямую наводку возле моста на трассе Минск – Москва.

Он перехватил в лесу «бесхозный» саперный батальон и приказал его командиру уничтожить все переправы по реке Друть и ее притокам.

Вовремя, 6 июля передовые части 47-го танкового корпуса немцев, осуществив глубокий маневр, обошли дивизию Крейзера и через деревню Будовка вышли к нему в тыл. Но этот марш достался им нелегко.

Отягчающим образом на ведение боев влияет также то обстоятельство, – отмечено в журнале боевых действий немецкого соединения за этот день, – что в результате дождя все дороги за пределами шоссе так ухудшились, что передвижение по ним невозможно, либо возможно с большим трудом. Кроме того, противник взорвал или сжег все переправы даже через мелкие водные преграды.

Вот она, работа интенданта Маслова и его гарнизона! Немцы не нашли пригодных переправ через Друть, лишились маневра и застряли на шоссе возле нашего города. Пусть не надолго, всего лишь на несколько часов, но этого оказалось достаточно. Крейзер не упустил своего шанса…

КРЕЙЗЕР ПРОТИВ ГУДЕРИАНА

Сражались до последнего снаряда

Несомненно, у командира «пролетарки» хорошо сработала разведка. Или все-таки Маслов известил, что немцы его обошли и оседлали шоссе?

Не оставляет мысль, что интендант не случайно оказался в нашем городе, а был человеком дальновидного Крейзера. Уж слишком уверенны и целенаправленны его действия. Такое ощущение, что комдив предвидел дальнейшее развитие событий и, выдвигаясь к Борисову, сознательно оставил его в Толочине.

В любом случае реакция Крейзера на это крайне тревожное известие была мгновенной. 7 июля он уцелевшими танками нанес удар по растянувшейся колонне немцев, уничтожил ее в скоротечном бою и, переправившись через Друть, на подготовленной Масловым позиции встретил наступление главных сил немецкого корпуса. «Тридцатьчетверки», судя по всему, он укрыл в засаде за складками местности.

Скорее всего, на первом снимке мы видим эпизод их атаки. Очевидно, маневрируя вдоль автострады, танки расстреливали из своих орудий разворачивающихся в боевой порядок немцев, но в пылу боя выскочили на заболоченный участок и оказались в ловушке….

Как развивались события дальше, можно только догадываться. Скорее всего, израсходовав боезапас, экипажи оставили танки и перебрались на противоположный берег реки.

Дивизия сражалась за переправы около суток и отошла к Коханово 8 июля, взорвав за собою мосты. Дорого достались дивизии эти выигранные сутки. В боях погибли сотни бойцов, практически вся танки были потеряны.

Следует отметить, – откровенно написал после войны Крейзер в своих мемуарах, – что она отошла сюда, имея значительные потери в личном составе и технике. И если до этого дивизия могла вести оборонительные бои на достаточно широком фронте, достигавшем 35 километров, то теперь ее боевые возможности сводились к тому, чтобы организовать оборону имеющимися силами и средствами только на главном направлении, вдоль шоссе Минск – Москва…

Немецкие саперные части быстро восстановили переправу через Друть и 47-й танковый корпус двинулся дальше. На втором снимке, на фоне немецкой колонны, хорошо виден наш православный храм. Вдоль дороги – разбитая техника: перевернутые машины, изуродованный немецкий танк. Работа наших «тридцатьчетверок»…

Близок локоть, да не укусишь

В тот же день командующий 2-й танковой группой генерал-полковник Гудериан прибыл в Толочин. Заслушав доклад командира 18-й дивизии, сражавшейся за город и переправы, он лично осмотрел поле боя.

Три советские боевые машины в болоте рядом с шоссе привлекли его пристальное внимание. Инженерным частям был отдан приказ – танки извлечь из болота.

Немецкие солдаты приступили к работе. На третьем снимке хорошо просматриваются лаги, которые они используют для укрепления грунта под днищем машин, тросы…

Четыре дня оставался Гудериан со своим штабом в Толочине, готовясь к форсированию Днепра. Несомненно, его специалисты имели полную возможность детально изучить эти и другие трофейные машины и сделать определенные выводы. Какие?

Обескураженные немцы отметили, что советские танки превосходят практически по всем параметрам их боевые машины. В этих условиях Гудериан предлагает высшему командованию немецкой армии ни много ни мало как…. скопировать их и запустить в массовое производство.

Мнение Гудериана было весьма весомо в военных и промышленных кругах Германии. Он пользовался заслуженной славой создателя танковых войск вермахта, разработчиком теории и практики их боевого применения.

Для изучения этого вопроса на советско-германский фронт прибыла представительная комиссия. Вот что об этом пишет сам генерал в своих мемуарах: «…видные конструкторы, промышленники и офицеры управления вооружения приезжали в мою танковую армию для ознакомления с русскими Т-34, превосходящими наши боевые машины… Предложения фронтовиков выпускать точно такие же танки, как Т-34, не встретили у конструкторов никакой поддержки. Конструкторов смущало, между прочим, не отвращение к подражанию, а невозможность выпуска с требуемой быстротой важнейших деталей Т-34, особенно алюминиевого дизельного мотора. Кроме того наша легированная сталь, качество которой снижалось с отсутствием необходимого сырья, также уступала легированной стали русских…»

Дорогого стоит оценка врага. Научный, промышленный потенциал Советского Союза в танкостроении оказался выше, чем у фашистской Германии. Ростки будущей победы закладывались в СССР в суровые годы первых пятилеток. Страна за каких-то пятнадцать предвоенных лет создала могучую промышленность, способную выпускать боевую технику самого высокого уровня.

А что же немцы? Ну не пропадать же добру. Нельзя скопировать, – можно использовать. Уже летом 1941 года первые трофейные танки Т-34 по приказу Гудериана были направлены в механизированные дивизии Вермахта. По официальным данным, за годы войны немецкие танковые части использовали в боях около 300 этих машин.

Интересно, что именно на Т-34 предпочитал воевать один из лучших танковых асов Германии Эмиль Зейбольд, одержавший 69 побед. Это тоже говорит о многом.

Всего лишь несколько фотографий из прошлого нашего города, но как много за ними стоит в нашей истории… Впрочем, отойдем вместе с дивизией Крейзера к Коханово…

Под Коханово немецкий танковый клин неожиданно для себя застрял на двое суток. Гудериан не на шутку встревожился. К тому времени 24 и 46 корпуса его танковой группы, уже достили Днепра и готовились к его форсированию. Но без поддержки танковых дивизий рвущихся к переправам реки вдоль шоссе Минск – Москва, сделать это он не решался. Разведка доложила, что севернее Орши разворачивается свежая, только что прибывшая с Украины 16 армия русских. Приходилось считаться с ее вероятным ударом  по открытым флангам. А тут еще фельдмаршал фон Клюге, его непосредственный начальник вмешался в ход операции. Прибыв 9 июля в Толочин, где в здании бывшего монастыря расположился свой командный пункт Гудериан , он заслушал его доклад и в категорической форме приказал остановить наступление, указав, что войска слишком растянуты и ослаблены. В стенах старинной обители разразился грандиозный скандал. По воспоминаниям штабных офицеров, два полководца, не стесняясь выражений, кричали друг на друга: “как портовые грузчики”. При этом Гудериан, скажем прямо, обманул фельдмаршала, заявив, что все его дивизии  уже вышли к Днепру и любое проволочка с форсированием реки, приведет к большим потерям, и, как следствие, к срыву всей летней компании. В конечном итоге Клюге, очень неохотно, но разрешил Гудериану форсирование реки, заявив при этом, что без поддержки далеко отставшей пехоты его войска очень рискуют ( если бы он только знал, что на центральном участке фронта дивизия Крейзера в этот день отразила все атаки немцев и до Днепра им еще 30 километров…).

КРЕЙЗЕР - ВТОРОЙ СПРАВА.

Кстати сказать, взаимная неприязнь фельдмаршала и генерала впоследствии зашла столь далеко, что в 1943 году они собрались стреляться на дуэли. Гитлер, узнав об этом, с трудом примирил обоих.

Пытаясь разобраться, что творится с группировкой войск на направлении главного удара Гудериан, после отъезда Клюге, немедленно убыл на командный пункт 47 корпуса. Доклад командира соединения был очень тревожным. Вот, что он записал в своем дневнике по этому поводу: “После бурной сцены в Толочине я поехал в 47 танковый корпус, который находясь, в тяжелом положении, нуждался в особой поддержке. В 12час15 мин. я был в Крупки на КП генерала Лемельзена. Он выразил сомнение в том, что 18 танковой дивизии удасться овладеть районом Коханово так как войска слишком устали от непрерывных боев…”

ГУДЕРИАН ВО ВРЕМЯ ФОРСИРОВАНИЯ ДНЕПРА.

Гудериан был выдающимся полководцем. Он немедленно остановил наступление на Сенно и по проселочным дорогам перебросил резервы в помощь центральной группировке войск. 10 июля, после тяжелых боев дивизия Крейзера отошла к Орше. Гудериан смог вздохнуть с облегчением: “…10 июля на фронте 47 танкового корпуса также удалось выполнить трудную задачу сосредоточения войск и занятия исходного положения…” – откликнулся он в своих воспоминаниях по этому поводу.

А теперь давайте поразмышляем. Крейзер сутки держал оборону в районе Толочина, имея загодя подготовленную позицию вдоль Друти. А в районе Коханово “пролетарка”, почти без танков, с малым числом артиллерии, с открытыми флангами (20 армия была уже за Днепром) дерется уже двое суток. При этом дерется так, что немецкое командование заколебалось в целесообразности дальнейшего наступления. Как такое могло случиться? Откуда взялись силы у обескровленной дивизии Крейзера? Скажу сразу, ответа на этот вопрос у меня нет. Одни лишь смутные догадки, возникшие из высказываний того же Гудериана.

7 июля 1941 года, готовясь к форсировани Днепра, он записал: “Русские заняли сильные предмостные укрепления под Рогачевом, Могилевом и Оршей”. Может здесь таится ответ? В чистом поле немцы проутюжили бы боевые порядки потрепанной дивизии без особых проблем. То ли дело сильные предмостные укрепления Орши. Они, наверняка создавались заблаговременно, в мирное время на большом удалении от переправ, исключающем ведение по ним артиллерийского огня. Во всяком случае так того требовал Боевой устав Красной Армии. Коханово вполне могло войти в эту зону, а значит иметь разветвленную сеть долговременных оборонительных сооружений, позволивших дивизии Крейзера “зацепиться” за них и успешно сражаться.

“Пролетарка” в эти дни сделала невозможное. Заставила Гудериана свернуть с шоссе и, теряя драгоценное время, готовить переправу 47 танкового корпуса в районе Копысь. Прямой удар на Оршу так и не состоялся!

11 июля командующий 20 армией отдал дивизии Крейзера долгожданный приказ: выйти из боя, переправиться на восточный берег Днепра, и направиться в тыл на переформирование. Но не успели еще высохнуть  чернила под ним, как его отменили. Немецкие войска под командованием Гудериана на широком фронте приступили к переправе через Днепр! Все, что было под рукой у командования Красной Армией было брошено в бой. В том числе и остатки 1 мотострелковой дивизии.

Дальнейшая ее судьба сложилась трагично. Есть очень скупые сведения, что 14 июля после ранения Крейзера дивизия, сведенная в один малочисленный полк, было отброшена немцами к Могилеву и несколько дней сражалась в окруженном городе. А 18 июля вместе с его гарнизоном пошла на отчаянный прорыв. К своим смогли выйти считанные единицы…

М.КОРОЛЕВ.

(При написании материала использованы мемуары Гудериана, Крейзера, книга Исаева “Неизвестный 1941-й. Остановленный блицкриг”, фотодокументы Интернета).

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 7.3/10 (8 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: -4 (from 10 votes)
ПО СЛЕДАМ НАШЕЙ ПАМЯТИ, 7.3 out of 10 based on 8 ratings

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


6 комментариев на “ ПО СЛЕДАМ НАШЕЙ ПАМЯТИ ”

  1. Эдуард Навогонский , 15 декабря 2019 , 11:24

    В журнале “Военные знания” №3 за 1962 год опубликованы воспоминания И.Н. Коннова, бывшего командира огневой установки батареи капитана И.А. Флерова о том что до залпов под г.Орша эта батарея произвела 4 залпа. Это под Ново-Борисовом, 2 залпа под Лепелем во время контрудара, а выйдя их окружения и пополнив боеприпасы еще один залп сделала под Коханово. Архивными сведениями эти воспоминания еще не подтверждены. С размышлениями о боевом пути этой батареи в первые две недели ее пребывания на западном фронте можно познакомиться в статье “Оршанское эхо “Катюш” по ссылке http://rbase.new-factoria.ru/pub/orshanskoe-eho-katyush.shtml и с фильмом такого зе названия по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=h_VVqd5PRLE

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: -1 (from 1 vote)
  2. Редько Д.М. , 17 апреля 2016 , 20:52

    Вот только непонятно, почему тридцатьчетверки повернуты фронтом на восток.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 2 votes)
    • Якуб Лойка, аматар добрага недарагога віна , 18 апреля 2016 , 22:40

      Таму, што іх проста ўтапілі ў багну адступаючы…

      VA:F [1.9.22_1171]
      Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
      VA:F [1.9.22_1171]
      Rating: +1 (from 3 votes)
    • Олег , 19 апреля 2016 , 2:00

      А что непонятного? Автор рассказал вам своё видение ситуации,(особо не утруждая себя в поиске реальных документов)довольно далёкое от реальных событий. Но пипл хавает, чего ещё надо…

      VA:F [1.9.22_1171]
      Rating: 5.0/5 (3 votes cast)
      VA:F [1.9.22_1171]
      Rating: +3 (from 5 votes)
  3. Жиглов , 16 апреля 2016 , 22:55

    Кто бы мог подумать,такие события.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  4. Дмитрий , 15 апреля 2016 , 22:39

    Отличная статья!

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 2 votes)

Написать ответ к Дмитрий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Выборы-2024

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Декабрь 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене