Верность долгу и призванию

23 июля 2013 8:24

Громких слов Валерий Михайлович всегда опасался и никогда не допускал в общении с людьми. Даже когда выходил на районную трибуну, заведомо сознательно их опускал. Отвергал всякие красования и манерности. Но никогда не отступал от правдивости, не боялся самокритики и критиковать тех, кто того заслуживал, не страшась за это поплатиться в те времена, когда подобное отношение к действительности не приветствовалось. Считал Масалков, что слово — это тоже дело, и если его давал, то всегда подтверждал и поступками. Таким, молодым, энергичным, полным новых планов и желания трудиться, мы рассмотрели еще раз этого неординарного человека в день его 65-летнего юбилея. Общаться с ним приятно, потому, что в своей искренности Валерий Михайлович как на ладони. А слушать его можно без устали часами. Есть о чем сказать, есть что вспомнить. Хорошо о своем коллеге, с которым в единой упряжке были во многих производственных начинаниях, сказал Петр Догель: “Он никогда не оставлял в трудностях, шел плечо в плечо, пока не решалась проблема или не достигалась цель. Умел понять человека, ему верили, за ним шли. Его старания всегда приносили результат. Где бы Валерий Михайлович ни работал — всюду оставлял зримый и прочный след в душах людей. Легко, когда рядом такие, и сложно, когда их нет…”

О прошлом, настоящем и будущем наша беседа с В. М. Масалковым.

— Валерий Михайлович, времени теперь, когда отошли от производственно-общественных дел, прибавилось, а как с заботами?

— Их, конечно, меньше. Производство — это тяжелая ноша. На чужие плечи я ее никогда не перекладывал. Нес, сколько мог нести и выдерживать, все на своих. Мне нравилось, я был упоен работой. Да, не видел дома, семьи и детей, считая, что важнее заботы общие, за целый большой коллектив, который доверили возглавлять. А когда в чем-то убежден, тогда проще переносить тяготы и невзгоды. В семье тоже было полное тому понимание…

— Как привыкали к новому для себя статусу, когда пришло время заслуженного отдыха?

— Тотчас переключился на другие заботы, на другую работу, но уже домашнюю. Раньше этим занималась жена, теща, подросли дети — они помогали. Теперь все это я взял на себя. Собственно некоторые обстоятельства, связанные со здоровьем родных и близких людей, стали тому причиной. Привыкать абсолютно не пришлось. Но проще в том, что я сам себе хозяин в различных делах. Научился распределять время, планировать, что и когда надо делать.

— Немного о том, где сделали первые шаги в производстве, как нарабатывался опыт?

— Учебу начинал в техникуме в Смольянах, потом служба в армии. Отслужив, решил податься в город. Устроился токарем на Оршанский завод “Легмаш”. С Голошевки, где проживали родители, удобно было и выезжать, и приезжать на выходные. Вроде все устраивало, освоил рабочую специальность. На каком-то этапе стал замечать какое-то внутреннее сопротивление и освоенному новому труду, и жизни в городе. Решил продолжить учебу. Но техникум все по той же специальности заканчивал уже в Климовичах на Могилевщине. Закончил с отличием, поэтому при дальнейшем поступлении в Белорусскую сельскохозяйственную академию сдавал только один экзамен.

Начинал работать главным зоотехником в совхозе “Тетерино” в Круглянском районе. Хозяйство оказалось сложное, многопрофильное, но это было и к лучшему. На решении различных проблем приобретал бесценный опыт, набирался терпения и выдержки. Так становился специалистом. В этом сельхозпредприятии мы работали с женой 3,5 года.

— Что определило перемену места жительства и переезд в родной район?

— То, что это мой район, в большей степени и определило. Навещал родителей, встречались с председателем колхоза имени 20 съезда КПСС Леонидом Малаховичем Григоровичем. Он как-то мягко, с подходом обрисовывал свои планы, перспективы, делился достижениями. Рядом Коханово, Орша, родители. По правде сказать, и раньше приходила мысль быть ближе к дому, к родным и близким местам, знакомым с детских лет. В итоге предложение было принято. Работая по специальности, ощущал поддержку руководителя, вопросы решались, оснований для сожаления о переезде быть не могло. И пять лет пролетели в Звенячах как один день. Множество незабываемых моментов осталось от того периода в памяти. Вот один из них. Приезжает в хозяйство второй секретарь райкома партии Александр Иванович Купцов, приглашает в автомобиль, вручает партийный билет, крепко пожимая руку, и тут же озвучивает принятое в райкоме решение направить меня в колхоз имени Володарского заместителем председателя колхоза по животноводству. Как и проситься на должность было тогда не принято, так и отказываться от нее тоже, тем более новоиспеченному в рядах КПСС. Одновременно возглавлял партийную организацию. Снова с головой вместе с руководителем хозяйства Иваном Михайловичем Бобышевым пришлось окунуться в новые для себя заботы. Еще пять лет прошло здесь. Это была моя вторая пятилетка на Толочинщине.

— Пять лет — это немалый срок, чтобы подготовить находящегося в резерве кадров зама на руководящую работу…

— Да, что-то уже повторялось, свою работу знал, но когда предложили пойти председателем колхоза “Правда”, в Друцк, в мои планы, показалось, вмешалось что-то не подготовленное моим внутренним состоянием. Шло все хорошо в Жукнево — пусть бы и шло, только нащупали здесь пульс жизни, наработали долгожданные перемены — и вдруг. Это и сдерживало пыл, хоть перед глазами и маячил соблазн нового, неизведанного.

— А восприятие трудностей в эти ощущения не примешивалось?

— Нет, иного на селе и в те годы ждать не приходилось. Колхоз “Правда” тоже не был исключением. В феврале, когда пришел сюда, уже не было чем кормить скот, не находилось даже соломы. Не дрогнул, взаимовыручка помогла. Не обошлось и без поисков, дальних поездок. Добирались в целях добычи кормов до Литвы. Через год уже дела наладились. Пошли привесы, надои. Крупными весовыми кондициями сдавали скот, получали огромные добавки на каждой голове, а еще доплаты за перевыполнение заданий, превышение прошлогоднего уровня производства. Появились свои собственные деньги. Могли позволить себе требующее огромных средств строительство. Прознав, что необходим понимающий стройку специалист, по своей инициативе заглянул в кабинет механизатор Иван Иванович Давыдович, объяснил, что владеет умением строить, занимался этим прежде и готов помочь. Мы не ошиблись в хозяйстве, что взяли его прорабом. Отыскали и возможность приобретения строительных и отделочных материалов. Не каждая и стройорганизация располагала объемами, которые были у нас. В Друцке поставили 4 клюшечника для телят, 3 из них строилось при мне, а еще один заканчивал Петр Иванович Догель. Ежегодно строили 5 домиков с водяным отоплением, ввели детский сад. Сделали напольную сушилку, поставили сушильный комплекс М-819, карусельную сушилку. По-строили на 2 тысячи тонн зерносклад, установили 30-тонные весы.
Не было дорог, к конторе было не пройти без сапог, взялись за них. После трудового дня собирали механизаторов, платили один рубль за рейс доставленного песка и вскоре отсыпали все улицы. Следующим этапом стало их асфальтирование. Вышли на земляка Василия Семеновича Барановского, который работал заместителем председателя комитета по нефтепродуктам в Минске, договорились на поставки битума для собственного асфальтного завода. Тот асфальт еще и теперь служит людям. Не упустили возможность сделать подъезды к каждой ферме, построили два навозохранилища, 4 сенажные траншеи с твердым покрытием. Добавили к мехмастерским вторую их часть и ушли от ремонта техники на улице.

— Валерий Михайлович, хочется все же вернуться из построенного именно к дорогам. С кем бы ни приходилось по ним проезжать, всегда не преминут заметить: “Это все сделано при Масалкове…”

— Дорог, конечно не было никаких. Чтобы вывезти молоко из Сурновки и Паньковичей, давали тракторы, и они тягали прицеп. Не было сил глядеть, как добивается техника и мучаются люди. После строительства приоритетом стали дороги. Связали ими все населенные пункты, было открыто автобусное движение. В село стали подъезжать люди, не чурались устроиться на работу в деревне молодые специалисты.

— Многие из них очень лестно, закрепившись в районе, отзываются о совместной работе с вами по сей день…

— Что делалось, безусловно, делалось командой, напряжением усилий большинства коллектива. Мне по жизни встречались хорошие люди, а в этом хозяйстве были ко всему и толковые, грамотные специалисты. На тот момент это бригадир тракторно-полеводческой бригады П. И. Догель, главный инженер С. Е. Круглик, главный зоотехник В. Ф. Шестак, главный бухгалтер Т. И. Голик, взбились и на хорошего главного агронома Л. И. Петренко. Когда случился “чернобыль”, поехал туда, а назад вернулся со специалистами, механизаторами и животноводами. Стали еще больше строить жилья, потому что к нам ехали, оставались, приживались. Так оказался в хозяйстве и В. О. Романенко, главный ветврач, который затем на годы возглавит предприятие. Как теперь видится, была правильная политика по отношению к селу. Имея дотации на производимую продукцию, стремились нарабатывать объемы и качество. Своим трудом зарабатывали деньги на все. Признаюсь, очень и сейчас сожалею, что не успели — развалилось государство, а с этим развалом и все наши планы рухнули — со строительством в Друцке средней школы-сада со спортивным залом и бассейном.

Изготовленная проектно-сметная документация осталась на полках мертвым грузом.

— Людей энергичных, требовательных, революционеров или реформаторов по духу, прямо скажем, во все времена не жаловали. Находили ли поддержку многие ваши начинания у тружеников тогдашнего колхоза “Правда”?

— В основном понимание было. Но всегда находится процент тех, кто в числе одних будет безразличен, в числе других — откровенно или скрытно мешать, противодействовать. Когда стали прижимать дисциплиной, заставлять трудиться лодырей и пьяниц, жалобы на меня буквально посыпались. Проверяющие одно время не выезжали из хозяйства. Но усилия злопыхателей были напрасны. Ни к какому общему благу моя рука не прикасалась, а всем только желал добра и делал его. Ждал, что вот-вот и сами они, кто писал жалобы, в этом смогут убедиться и разобраться. Зарплаты в нашем хозяйстве постоянно росли. Давались выходные, и даже заставляли людей отдыхать. На фермах были условия, что можно и в тапочках ходить. Прозрение наступило позже. Они же первыми, когда ушел из хозяйства, просили вернуться и продолжать дальше руководить предприятием.

— И почему бы было не вернуться?

— Дважды в одну реку, как говорили древние философы, не войдешь. Пошел председателем Толочинского сельисполкома, 17 лет было отдано этой работе. Специфика ее оказалась непростой. Хочется людям чем-то помочь, а нет на это средств. Но в целом было легче, чем в колхозе, что тут говорить. В Совете тоже брался за все, во все встревал. Пройдя школу работы на селе, иначе уже не мог.

— Откуда у вас это неиссякаемое желание трудиться, быть до конца верным человеческому долгу, профессиональному призванию?

— Это, наверное, в природе тех многих людей, к которым, как к сельским жителям, принадлежу и я. Мама всю жизнь отработала в животноводстве, ей сейчас 86 лет, слава Богу, она еще с нами. Отец умер рано, в 54 года, тоже был животноводом. В семье у родителей нас четверо.

— Что примечательное лично в вашей семье?

— Старшая дочь педагог, работает завучем в нашей местной школе. Она уже бабушка, а мы с Татьяной Михайловной благодаря ей имеем правнучку Софью. Светлана у нас работает в Друцке на фапе, у нее двое детей. И в семье сына Сережи, который проживает в Жодино, тоже двое детей. Вот и наши корни, и новые молодые их росточки, наше продолжение. Это, как и труд, основа жизни, наше бесценное сокровище. Их улыбки, смех, минуты счастья и радости. И если подвести итог, что, чем я больше всего горд, была работа, и она осталась. Есть земля, подсобное хозяйство, включая и корову. Мне не тягостно этим заниматься. Скорее, проблемы были бы от того, что минули заботы. Отдыхать в привычном смысле этого слова я не умею. Не знаю, что такое охота, рыбалка, не позволяю себе убивать время. Даже счастлив, что его не хватает. Спасает, что в хозяйстве подсобном есть трактор, с полным набором всех агрегатов. Со всеми знакомыми общаюсь, поддерживаю отношения. В прожитом ни о чем не жалею…

— Валерий Михайлович, вас хорошо знают в нашем районе. Вас ценят за то, что вы всегда были открыты и на виду у людей, добры и честны. Вы заслужили всем прожитым высшую награду — уважение и любовь родных и близких, односельчан, земляков-толочинцев. От имени всех, надеясь, что разделяем общее мнение, желаем вам всех земных благ и крепкого здоровья.

В. БИРЮКОВ.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Июль 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь   Авг »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене