Секреты художественного мастерства

24 августа 2013 19:56

Беседа с Владимиром Федоровичем Пашкевичем, учителем по классу изобразительного искусства толочинской детской школы искусств, получилась интересной и познавательной. Все-таки не каждый день встречаешь художника.

Собственно, и не было бы разговора, если бы не случайное посещение школы искусств, расписные стены первого этажа которой не смогли не привлечь внимание. Как выяснилось, роспись стен была продумана в тон витража, который хорошо виден с первого этажа. А реализовывалась художественная задумка в несколько этапов: сначала из-под талантливой руки Владимира Федоровича появился эскиз, а потом художник вместе с дочерью Мариной, тоже художницей, перенес его на стену.
А с чего же начинался творческий путь? Помнит ли художник свои первые рисунки? Об этом и многом другом мы побеседовали с Владимиром Федоровичем в уютной обстановке кабинета школы искусств.

ДЕТСТВО, КАРАНДАШИ И ЛОШАДИ

Пейзажи родной деревеньки Романовка, где родился Владимир Пашкевич, запомнились ему на всю жизнь. Хотя тогда еще маленький Вова и не догадывался, что в будущем станет человеком, способным передать красоту природы на холсте или бумаге.

— Как-то мама принесла мне, на ту пору четырехлетнему сорванцу, тоненькую тетрадку за две копейки и цветные карандаши. И, знаете, я очень хорошо запомнил свои первые рисунки. Это были обычные детские домики, заборчики, деревья. С той поры, так получилось, что карандаш из рук не выпускаю, — вспоминает Владимир Федорович.

В Анелинской средней школе, где Владимир Пашкевич учился в одном классе с еще одним ныне известным творческим человеком в районе Владимиром Чепленком, скрыть художественные способности не получилось. Многочисленные плакаты, стенды в школе были нарисованы талантливым учеником Вовой Пашкевичем.

Тогда же, в школьные годы, случилась история, которая определила дальнейшую судьбу героя нашей публикации. В колхоз на сельхозработы приехали студенты художественно-графического факультета Витебского пединститута. Находясь в деревне, они делали зарисовки местных пейзажей, животных. Как-то рисовали лошадей. Находившийся на ту пору поблизости Вова Пашкевич присоединился к студентам и тоже изобразил на листе бумаги лошадь. Его рисунок удивил будущих профессионалов художественного дела, они предложили ему по окончании школы поступать на худграф.

Так эта цель стала первоочередной для Владимира.

Несмотря на то, что в ту пору для поступления на довольно престижный факультет (а их было тогда в Союзе всего шесть, в том числе и в Витебске) нужно было сдавать не только специальные предметы художественного профиля, но и математику с физикой, Владимир Пашкевич выдержал вступительные испытания достойно и пополнил ряды студентов.

Учиться было интересно и легко.

— Если заниматься любимым делом, то иначе и быть не может, — отмечает Владимир Федорович. — Интересной была учеба и потому, что у нас были замечательные педагоги, которые сами любили свой предмет и умели нам передать эту любовь.
По окончании института Владимир женился. Кстати, жена, Ольга, тоже студентка худграфа. По распределению Владимир Пашкевич попал в родной район. Работал сразу учителем рисования в Волосовской средней школе, затем в детской школе искусств в Коханово.

КАК ВЫРАСТИТЬ ХУДОЖНИКА

В разговоре выясняется, что в семье творческих людей, Владимира и Ольги, три дочери, которые, как и родители, тоже пошли по художественной стезе. Одна из них, Марина, работает вместе с отцом в толочинской детской школе искусств. Есть у Владимира Федоровича уже и трое внуков, которые, несмотря на свой юный возраст, тоже потянулись к краскам и карандашам. И кто, как не дедушка-художник, может оценить это их стремление, и кто, как не он, может подсказать, посоветовать, помочь.

— Кстати, а чем лучше начинать рисовать дошколятам и есть ли какие-то особенности в обучении рисованию детей этого возраста?

— Рисовать можно и красками, и карандашами, и ручками, но только не фломастерами, потому что они не позволяют смешивать цвета, а дошкольник должен уже понимать, что от смешивания цветов может получиться новый цвет. Что касается сюжета детских рисунков, то он может быть абсолютно любым. Родителям не стоит ограничивать полет фантазии маленького художника. Хочет ребенок рисовать цветы — пусть рисует, хочет роботов — не стоит мешать этому. А если речь вести о создании пейзажных зарисовок, то здесь изначально нужно приучать ребенка к основным правилам построения пейзажа. Ни в коем случае нельзя проводить на листе две линии: голубую — небо, а чуть ниже зеленую или коричневую — землю. А что же тогда расположено между этими линиями? При изображении деревьев нужно избегать ставшей привычной для дошкольников формы “ствол-столбик и мешковидная крона”, все мы знаем, что у любого растения есть корень, ствол, ветки, листья, эти детали желательно прорисовывать. Да и вообще, на мой взгляд, правильнее было бы, чтобы в дошкольном учреждении рисованию детей учил профессионал.

— Развивают ли детей, имеется в виду развитие художественных навыков, раскраски?

— Несомненно. Но опять-таки, это в том случае, если к их использованию правильно подойти. Лучше всего раскрашивать карандашами, поскольку зачастую качество бумаги не позволяет раскрашивать красками. Нужно учить ребенка работать карандашом правильно — делать легкую штриховку, а не “замазюкивать” все свободное место любым удобным способом.

— Как вы смотрите на использование такого инструмента для рисования, как пальцы и ладошки, которые часто практикуются в дошкольных учреждениях?

— На мой взгляд, правильнее учить ребенка рисовать кисточкой. Причем важно не ошибиться в ее выборе, лучше всего использовать синтетическую кисточку.

— С какого возраста ребенка можно отдавать на занятия изобразительным искусством?

— Трудно определить конкретный возраст. Скорее всего, правильным это будет сделать тогда, когда у ребенка появляются интерес к рисованию и желание этим заниматься. Немаловажно и правильно выбрать преподавателя. Хороший педагог должен работать так, чтобы не мешать воспитаннику в его собственном творческом поиске. Секрет педагогического успеха — в умении аккуратно подталкивать к правильному решению, при этом помнить, что у ребенка — свое восприятие мира, и с этим нужно считаться.

— Психологи зачастую в своей практике используют тесты, основанные на рисовании. Как вы считаете, может ли рисунок передать психологическое состояние человека?

— Конечно, может. И использование рисунка для психологических исследований вполне оправдано. Из своей практики замечу — рисунок ребенка можно “читать” не только с художественной точки зрения. Изображая семью, ребенок чаще всего рисует большим по размеру того члена семьи, которого он любит больше. Поэтому маме не нужно обижаться, если ребенок изобразил ее на рисунке непропорционально большой по отношению к остальным героям рисунка. Это совсем не желание ее обидеть, а проявление его чувств.

О РАБОТЕ, ЦВЕТАХ И МИХАИЛЕ САВИЦКОМ

В толочинской детской школе искусств Владимир Федорович работает всего третий год, но за это время уже появились определенные наработки. В процессе нашей беседы раздался телефонный звонок. После короткого разговора мой собеседник сообщил, что как раз в эти дни у одного из его выпускников, Артема Полехина, вступительные экзамены на худграф витебского университета. Чуть позже Владимир Федорович с гордостью продемонстрировал свои работы и работы своих воспитанников, в том числе и Артема.

— Художественный потенциал у толочинских ребят есть, — уверен Владимир Федорович. — Это подтверждают и успехи на различного уровня конкурсах и результаты вступительных кампаний последних лет.

— Не могу не поинтересоваться, доставляет ли самому работа удовольствие?

— Работа мне нравится, а работа в толочинской детской школе искусств — вдвойне. Чувствую, что здесь могу реализовать себя, и это во многом благодаря директору школы искусств Вере Михайловне Ворошень. Она — отличный руководитель, который понимает, что наиболее продуктивно человек работает тогда, когда ему никто не мешает воплощать в жизнь задумки и идеи.

— Чем любите заниматься в свободное от работы время?

— И на работе, и в свободное от нее время рисую, — улыбается Владимир Федорович. — Не один раз приходилось расписывать стены в различных учреждениях, например, в детском отделении Кохановской райбольницы. Что касается моих занятий в свободное время дома, то и дома основное занятие рисование. По душе мне деревенские пейзажи, натюрморты, особенно с цветами. Каким бы это ни показалось странным, но я люблю рисовать цветы. Из художников, которые мне нравятся, могу назвать Алексея Саврасова, Василия Поленова, Бориса Щербакова, Сальвадора Дали, Александра Исачева.

— А что скажете о творчестве нашего земляка Михаила Савицкого?

— Работы Савицкого очень душевные, они не оставляют никого равнодушным. Он очень талантливый художник. В его картинах удивительным образом сочетаются душевность и высокий профессионализм.

Напоследок мы рассматриваем роспись стен первого этажа школы искусств. Владимир Федорович говорит о том, что здесь использованы всего три цвета краски (на самом же деле кажется, что значительно больше), говорит о том, в каком направлении будет продолжена работа. Наблюдая за моим собеседником, делаю для себя вывод — такой человек способен своим энтузиазмом привлечь к творчеству любого. Наверное, именно такой человек для учеников становится не просто учителем, а творцом.

О. КУЗЬМИЧ.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 9.3/10 (3 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +2 (from 2 votes)
Секреты художественного мастерства, 9.3 out of 10 based on 3 ratings

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Выборы-2024

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Август 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль   Сен »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене