По следам легенды: пора восстановить справедливость

19 ноября 2013 20:35

Приближается знаменательная дата — 70-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В плане подготовки к юбилею в районе важное место занимает сверка сведений о тысячах воинов Красной армии, партизанах, подпольщиках, отдавших жизнь за свободу и независимость Беларуси. Многие из них погибли, прославив свои имена в боях на нашей толочинской земле.

Считаю в этой связи важным восстановить историческую справедливость по отношению к Герою Советского Союза гвардии лейтенанту Чеботареву Василию Михайловичу, погибшему 27 июня 1944 года и похороненному на берегу реки Бобр в Крупском районе.

Я побывал там и был приятно удивлен, насколько умно, продуманно подошли наши соседи к увековечиванию его подвига и памяти о войне. Могила героя стала центром мемориального комплекса (на снимке). Вокруг нее в густом, но чистом лесу, среди вековых сосен воссоздан участок фронтовой полосы обороны, с траншеями, бронеколпаками, землянками, огневыми позициями двух 85-миллиметровых орудий, застывших на прямой наводке. Есть на что посмотреть. Остается сожалеть, что жители нашего района редко посещают это святое место, а очень многие из нас о нем вообще ничего не знают.

Сведения об этом герое, обстоятельства его последнего боя я собирал много лет. Подтолкнули меня к этому просьбы моих товарищей из Казахстана, с которыми я когда-то служил. В этой республике его имя помнят и чтят Василия Чеботарева как национального героя.

Коротко расскажу основные вехи его биографии. Василий Михайлович Чеботарев русский, родился 25 июня 1918 года в селе Гавриловка Кокчетавского уезда в крестьянской семье. После окончания школы работал трактористом в совхозе “Хлебороб”, затем забойщиком на руднике.

В Красную армию был призван в 1938 году. Закончил специальную школу снайперов-истребителей. Член ВКП(б). С началом Великой Отечественной войны сражался на Волховском, затем Ленинградском фронтах. На его личном счету свыше 60 уничтоженных вражеских солдат и офицеров. В 1943 году обучался в школе Главного управления контрразведки “Смерш” в Москве, получил звание лейтенанта и был направлен на должность оперативного уполномоченного особого отдела 19-й гвардейской танковой бригады 3-го гвардейского танкового корпуса. Воевал в ее составе до своей гибели на нашей белорусской земле.

Так уж сложилось, что мы безропотно отдали соседям право считать, что подвиг солдата связан только с Крупским районом. “Тело гвардии лейтенанта Чеботарева было найдено и с воинскими почестями похоронено на месте боя в 2-х километрах от поселка Бобр”, — пишут на этот счет многие справочные издания. На первый взгляд в этой формулировке все правильно. Но это только на первый взгляд. Если внимательно проанализировать бой, в котором он погиб, высвечивается иная картина. Давайте это сделаем вместе.

Фрагмент мемориального комплекса на берегу реки Бобр.

После стремительного захвата Толочина частями 3-го гвардейского танкового корпуса генерала Вовченко перед ним реально возникла возможность сходу форсировать Березину. Ночь на 27 июня 1944 года танкисты и самоходчики провели на территории нашего района, пополняя запасы горючего, боеприпасов, уточняя боевые задачи и порядок взаимодействия с соседями.

С рассветом механизированные соединения ринулись в бой, который начался, по сути дела, за околицей нашего города. Я не преувеличиваю, а строго следую документальным свидетельствам. Дело в том, что в районе деревень Славени, Яблонка, Тростянка, Малявка противник стремился удержать за собой подступы к переправам через реку Бобр, к которым выдвигалась свежая танковая дивизия немцев, прибывшая с Украины. В штабе группы армий “Центр” еще не теряли надежды фланговыми контрударами отрезать части ударной группировки Красной армии и совместно с гарнизонами Орши и Витебска разгромить их.

Со стороны Круглого части корпуса генерала Вовченко были атакованы танковой группировкой немцев (кстати, в ее составе были “тигры”, о возможности подъема одного из них из болота давно идут спорыприм. редакции). На территории нашего района произошло встречное танковое сражение. Части Красной армии и вермахта ожесточенно дрались за мосты, которые были им жизненно необходимы. События на этом рубеже приняли драматический характер.

В этой связи в книге “Дорогами побед: Боевой путь 5-й гвардейской танковой армии” сделана примечательная сноска: “Еще при подходе передового отряда к р. Бобр для удара в тыл противостоящей группировке противника был направлен 3-й батальон 19-й гвардейской танковой бригады.” Эти слова — ключевые. Танкисты и самоходчики вместе с пехотой вступили в бой с противником в районе деревни Яблонка, захватили один из мостов через реку Бобр и удерживали его до подхода основных сил, понеся при этом большие потери.

А теперь самое интересное. Я внимательно проанализировал десятки наградных листов за тот бой. Первые из них заполнены ВРИО командира этого батальона на следующий день. По горячим следам он представляет к наградам бойцов, дравшихся за деревни Славное и Майдан. И только через месяц штатный командир подразделения гвардии майор Шишов, оправившись от ранения, смог представить дополнительный список живых и погибших товарищей для награждения. В нем он уже не называет отдельных населенных пунктов, пишет только о реке Бобр. Надо думать, для краткости. Да и вряд ли спустя столько времени он придавал какое-то значение упоминанию многочисленных деревень, за которые дрался его батальон. Вот и получается, что с какой стороны ни зайди, а знаменательный для нас бой состоялся на нашей, толочинской земле.

В представлении к награждению орденом Отечественной Войны, заполненном на имя санитарки Марии Ивкиной, он отметил, что эта 18-летняя девушка спасла жизнь ему лично и другим тяжело раненым членам его экипажа, но сама при этом погибла. Комбат не знал подробностей ее смерти, которые стали ему и многим другим известны позднее.

Среди десантников, защищавших переправу, находился и Василий Чеботарев. Командование поставило перед ним отдельную задачу: после захвата моста взять в тылу противника “языка”. Штаб корпуса нуждался в оперативной информации об организации немецкой обороны на Березине.

Лейтенант выполнил приказ. На окраине Бобра он скрутил офицера. Но доставить в Толочин не смог. Немцы блокировали батальон с трех сторон, советские и немецкие солдаты сошлись в ближнем бою. Возле одного из пылающих танков он увидел страшную картину — Марию в окружении немецких солдат, которые над ней издевались. Василий бросился ей на помощь и погиб в рукопашной схватке.

После боя его изуродованное тело с выколотыми глазами, многочисленными ножевыми ранениями нашли рядом с мертвой девушкой под грудой трупов немецких солдат. Дорого продал врагу свою жизнь смершевец!

Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии лейтенанту Чеботареву Василию Михайловичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. А вот дальше произошло то, что я бы назвал армейским бюрократизмом. Но, как ни странно, он тоже помог мне в этом расследовании.

Гвардии рядовая Мария Инкина нашла упокоение в братской могиле в Толочине в парке “Юзефполье”, рядом со своими боевыми товарищами, погибшими в этом бою. Надо думать, место захоронения бойцов и командиров Красной армии определил командир 19-й бригады, а может, и сам генерал Вовченко. А вот лейтенанта Чеботарева похоронило другое ведомство — особый отдел корпуса. Его начальник выбрал для своего сотрудника противоположный берег реки Бобр, высокий, сухой, лесистый. Надо полагать, из лучших побуждений.

Конечно же, это было несправедливо. Но откуда было знать большим начальникам то, что не являлось тайной для сослуживцев героев? Молодые люди любили друг друга. Только обручила их, к огромному сожалению, не жизнь, а смерть, предоставив единственную милость — возможность погибнуть рядом в одном бою.

Со временем в этих местах родилась красивая легенда, которую рассказывают гостям местные жители. Теплыми летними ночами по противоположным сторонам реки бродят призраки юноши и девушки, простирая руки навстречу друг к другу, но соединиться не могут…

Впервые я услышал об этой трагичной и в то же время светлой истории в далекие 70-е годы, будучи курсантом Харьковского танкового училища. С нами тогда поделился своими воспоминаниями бывший командир одного из батальонов 19-й гвардейской танковой бригады полковник Фещенко. Вместе с боевыми товарищами он часто посещал места боев в Смольянах, Мартюхово, Обольцах, Толочине, Славенях, Крупках, Бобре, Борисове…

Одна из встреч состоялась на берегу реки Бобр в солдатской палатке. При свете костра ветераны вспоминали прошлое, поминали своих погибших товарищей, в том числе Василия и Марию. Солдаты, бывшие с ними, при-шли к выводу: командиры остались здесь на ночь, чтобы повидаться с их душами…
Мы не можем соединить прах героев, которых навечно разъединила война. Но в наших силах одарить их землей с могилок друг друга. Сколько будет справедливости и тепла в этом символическом жесте. И какой яркий пример для молодежи, которая еще так мало знает о героях, погибших на нашей земле.

Н. ПЕТРУШЕНКО,
полковник в отставке.

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (2 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +2 (from 2 votes)
По следам легенды: пора восстановить справедливость, 10.0 out of 10 based on 2 ratings

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Выборы-2024

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Ноябрь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт   Дек »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене