Костел в Толочине отмечает юбилей
Здание костела св. Антония Падуанского включено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Возведено здание 160 лет назад, в 1853 году. Его строительство было начато по указу царя Александра I в 1813 году в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Французы уничтожили два костела.
Царским правительством на строительство храма было выделено, помимо двух тысяч серебряных рублей, и здание бывшей царской таможни для разборки его на кирпич. Прихожанами также делались пожертвования. Что собой представлял Толочин и костел через сто лет после начала строительства, говорится в 1-м томе книги “Наши костелы”, изданной на польском языке в Петербурге в 1913 году.
“Всегда полусонный, пустой Толочин в праздничные и воскресные дни живет новой жизнью. Его улицы как бы роятся мелкой шляхтой и землевладельцами. Их простые повозки возле костела напоминают, что эти люди еще не потеряли свою веру, что в долгой борьбе вынесли наиважнейшее сокровище отцов.
Костел красивый, большой. Расположен на горке, виден со всех сторон. Когда входишь внутрь, убеждаешься, что о костеле здесь заботятся. Об этом свидетельствует все: и разноцветные витражи в окнах, и дорогая медная балюстрада перед амвоном, и, наконец, терракотовый пол. В костеле имеется алтарь св. Антония. В день этого святого приезжает много католиков. Тогда и костел, и город оживляются.
Толочинский приход насчитывает 4 тысячи католиков. Лучшие времена для прихода настали, когда ксендз Гронски, а потом и ксендз Ян Радзивон один за другим начали восстанавливать приход, пробуждать в народе веру. Несколько лет работы Радзивона не прошли бесследно для Толочина. Интеллигентный, энергичный, он быстро завоевал сердца прихожан. А это — главное условие, чтобы труд дал должные плоды. Было нелегко. Ведь приход сложился из разнородных элементов. Дух безверия проник в наши дома. Молодежь, воспитанная в учебных заведениях, где не велось преподавание религии, или ей уделялось весьма незначительное внимание, не имела основ религиозности. Поэтому неудивительно, что в ней не могла развиться любовь к вере отцов и привязанность к родине.
Нехорошее творится и среди здешнего населения. Темнота, суеверия, чужие обычаи, забвение своих. Нехватка школ, недостаточное знание родного языка негативно отражаются на народе и препятствуют всяческому воздействию на него. И здесь Радзивон также проводит свою работу. Под его воздействием люди начинают все чаще ходить в костел, припоминают почти утраченные уже традиции. Так шаг за шагом проводилась важная работа, имеющая особенное значение в наше время общего упадка и безверия”.
Через четыре года после выхода в свет этой книги свершилась Октябрьская революция. Началось гонение на религию. Не имело значения, к какой конфессии принадлежал человек. Закрывались храмы, священнослужители преследовались властью. Многие из них не вернулись из ссылок. И тут произошло сплочение христианских течений. Люди вспомнили, что они дети единого Бога. Однако огромный пласт духовной жизни народа был безвозвратно утерян. Последствия этого сказываются на реалиях нашей жизни. Пьянство, аборты, суициды…
К счастью, в нашем районе и в самом городе продолжали действовать православные церкви. После закрытия костела в середине 30-х годов прошлого века его деятельность не возобновлялась в течение без малого шести десятилетий. В костеле в разные годы размещались райпромкомбинат, мебельный магазин, склад стройматериалов… Но тягу к Богу у населения нельзя было остановить. Многие католики крестили детей в церкви, посещали богослужения. И лишь в начале 1990-х годов по просьбе верующих католиков здание костела было им возвращено. В августе 1992 года Толочинским райисполкомом зарегистрирован Устав католической религиозной организации.
Одним из инициаторов создания католического прихода в Толочине стал Адольф Галькевич. Он был избран и первым старостой прихода. Годами службу в костеле вели приезжие священники. Первым постоянным ксендзом с 1 сентября 2000 года становится поляк Кшиштоф Миколайчик. Своим характером, энтузиазмом чем-то напоминал ксендза Радзивона. Сейчас он выполняет миссионерскую деятельность в Африке. Каждый из последующих священников привносил что-то новое в жизнь прихода. Одной из важнейших сторон их деятельности является работа с молодежью. Пропаганда здорового образа жизни, семейных ценностей, любовь к родине и ответственность каждого за ее будущее — темы проповедей. Это явилось немаловажным фактором при выборе дальнейшего жизненного пути для Дениса Кривоносова и Иосифа Парфеновича. Они обучаются в Польше в духовной семинарии. В октябре этого года состоится посвящение их в дьяконы, а в мае будущего года они получат назначение на службу.
При ксендзах Вацлаве Сутковском (в этом году исполнилось 25 лет его служения на божьей ниве) и Петре Кубицком завершилось строительство дома для священников. В нем будут также обучаться Закону Божьему дети прихожан. Несомненно одно: те, кто связал свою жизнь с христианством, везде и во всем чувствуют свою ответственность перед другими. Они живут по принципу: делай то, что можешь, делай то, чего другие за тебя не сделают.
М. ХМЕЛЮК.
Костел в Толочине отмечает юбилей,