Бытовые услуги: недорогие по цене и незаменимые по значимости

10 декабря 2013 16:22

Закройщицы Людмила Катан и Светлана Гляк.

Признаться, набралось вещей, с которыми было впору уже и расстаться. Нет, они необходимые, без них как без рук, да что поделаешь, всему свой срок. Но при встрече с работницей Дома быта последовал совет: “Не надо спешить, все это еще вам хорошо послужит…”

Она оказалась права, и сегодня еще они верой и правдой свое отрабатывают. И так, надеюсь, может заметить большинство. Можно только представить себе, что пришлось преодолевать, если бы не палочка-выручалочка — услуги бытового обслуживания. А каково же его работникам, в каких условиях они выполняют свою миссию — приходить на помощь клиентам? Об этом наш диалог с директором предприятия В. Д. Драгуновой.

— Ваши трудности, Вера Дмитриевна, бросаются в глаза даже не специалисту. Экономите на всем, но не можете похвастаться ни зарплатой, ни условиями, и это при том, что “народная тропа” к вам не зарастает, успешно выполняете свои прогнозные показатели…

— Трудности эти продолжают оставаться годами, привыкнуть и остаться безучастными к ним невозможно, но у нас в большинстве своем женщины, а они умеют преодолевать все. Только благодаря любящим и знающим свое дело людям ни на один день или час не остановили производство. Да, есть рынок, магазины, там все мы что-то покупаем. А когда требуется сделать ремонт, не преминем вспомнить о “бытовке”.

— К слову, об обуви. Рыночная — она понятно какая. Конечно, случаются и приятные исключения. Но и наши знаменитые “Марко”, “Белвест” нередко разочаровывают…

— Мне приходилось быть на этих предприятиях, в том числе и на “Красном Октябре”. Здесь высокотехнологичное оборудование, практически все делают автоматы. Слабое место — это, как выражаются на Западе, сам “товар”, то есть материал, из которого шьется обувь. Будь у нас кожсырье по подобию итальянского, мы имели бы лучшую обувь в мире.

— А что в помощь обувщикам у вас в комбинате?

— Традиционное, обычное. Верстак, оргоснастка, приспособления фабричные и сделанные собственными руками. Есть чем подклеить, обточить, отшлифовать, вшить молнию. Все основные процессы механизированы. В любом случае и производитель, и ремонтирующий обувь должен делать свою работу качественно. Пусть бы человек носил обувь и год, и два, а затем уже к нам приходил. А так неделя- две, в лучшем случае сезон — и в ремонт. За прошедший месяц по ремонту обуви оказано услуг на 21 млн. рублей. Это немало. Если в целом темп роста услуг в фактических ценах составил за 11 месяцев 137,7%, то по ремонту и пошиву швейных изделий он составил 140,8, а обуви — 123,9%. Много работаем по заказам сельхозпредприятий, изготавливаем рабочую одежду. Пользуется спросом постельное белье, продаем его постоянно в большом объеме, примерно на 60 млн. рублей в месяц. Хорошо идут одеяла на сентипоне и ватине, наматрасники. Так же обстоит и с чисткой перьевых подушек.

— По-прежнему, как слышим от нашего населения, в моде и вязаные трикотажные изделия?

— По ним вышли на 136,8% к прошлогоднему уровню. Занимаются ими в Доме быта в Коханово. Профессионалом в этом деле, инициатором многих интересных начинаний выступает Раиса Александровна Медведева. На сезон приглашаем и бывших своих работниц, которые находятся на заслуженном отдыхе, и тех, кто работает где-то по совместительству. Знаем спрос на эти изделия по населенным пунктам, и это значительно облегчает работу.

— Что они представляют собой в ассортименте?

— Это свитера, пуловеры мужские, детский ассортимент. Раиса Александровна как раз и специализируется на последнем, украшает изделия ручной вышивкой, делает настоящий эксклюзив. Ее работы известны в республике, она, по сути, единственный такой мастер в стране.

— Где эти изделия можно заказать?

— В Коханово, где они изготавливаются, а также на сельских комплексных приемных пунктах и в Доме быта в Толочине.

— Как с услугами фото?

— С приходом в жизнь современной фототехники они уходят от нас. Но при необходимости вопрос решаем. Работаем по договору с индивидуальным предпринимателем, который этим занимается.

— И что в итоге по финансам?

— По бытовым услугам и услугам по реализуемой продукции получили за 11 месяцев выручки в сумме 5 млрд. 43 млн. рублей. Удельный вес в ней выручки от бытовых услуг 1 млрд. 685 млн. рублей. На ремонт и пошив швейных изделий приходится 818,8 млн. рублей, услуги парикмахерской — 299, на ритуальные услуги — 270,7 и ремонт обуви — 115,7 млн. рублей. Имеем 10 комплексно-приемных пунктов, за каждым своя зона обслуживания населения. К примеру, за Озерецким КПП закреплен агрогородок Заднево. Каждую среду приемщик выезжает туда и встречается с людьми, одни заказы выдает, другие — принимает.

— Какое оборудование удалось приобрести в этом году?

— Приобрели стиральную машину, компьютер, ручную машинку для пришивания молний в обуви. Приобретение, конечно, скромное. Это потому, что финансовое положение предприятия очень непростое. Рентабельность услуг всего 3,5%. А чтобы нормально существовать, она должна быть хотя бы процентов 30. Причиной стало то, что в свое время при формировании цены на бытовые услуги не учитывались истинные затраты, не включались в себестоимость услуг. По тем же услугам парикмахерской нас считали монополистами, хотя много лет существовали уже частные парикмахерские, они брали за услугу столько, сколько она стоит. Ситуация изменилась только с 1 ноября текущего года, когда нам предоставили право определять стоимость услуг исходя из понесенных затрат. Тут же ситуация изменилась, перестали работать себе в убыток.

Дотация же выделялась тоже чисто символическая — 40 млн. рублей в год, когда наш объем услуг и товаров составлял более 3 млрд. рублей. Шла она на покрытие убытков  сельских КПП. Естественно, она их и близко не перекрывала. За ноябрь мы получили хорошую выручку за ремонт обуви, потому как работали по механизму новых цен, что всегда и делали частники.

— Но вы все-таки выжили…

— Выжили, дойдя до такой степени, что средняя заработная плата по предприятию составляет 2,7 млн. рублей. Не было чем за-платить за сырье, взяли кредит. Удельный вес сырья в швейных изделиях занимает 60%. 167 млн. рублей заплатили в текущем году за одни только проценты по кредитам. Это большие для нас деньги, но других источников нет. Надо решать и вопрос приведения в порядок здания Дома быта в Толочине, а также административного здания. Но делать пока не за что. Сводим концы с концами.

— Как обстоит с кадрами?

— Работает у нас 64 человека, когда-то было 530. Производство удерживаем, оказываем 17 видов услуг, имеем темп их роста. Приходит к нам и молодежь. Так что в больших или меньших объемах, но сфера бытового обслуживания останется. Частник ведь идет туда, где получит практически сиюминутную отдачу. На село, где убытки, он не идет, а удельный вес услуг на селе — это почти половина от общего их объема. Поэтому жертвуем последней копейкой, чтобы поддерживать состояние двух “Газелей”, чтобы доехать и обслужить сельских жителей. Нередко приходится накрутить 200 и более километров, а вернуться с выручкой в 100 тысяч рублей. Но “бытовка” должна идти к людям. И с этой задачей успешно справляются наши опытные приемщики Елена Васильевна Телеш из Обольцев, Нина Александровна Короткевич из Усвиж-Бука, Наталья Михайловна Ходорик из Волкович, Светлана Владимировна Збуржинская из Озерец, Раиса Александровна Медведева из Коханово, Галина Владимировнаа Бучко из Райцев. Галина Владимировна знает потребности каждого  жителя в своей зоне обслуживания, держит связь со старейшинами, ее записная книжка испещрена телефонными номерами и записями. С пустыми руками из поездок еще ни разу не вернулась.

Конечно, без поддержки государства, районного исполнительного комитета мы бы свою отрасль не удержали. Согласно программе развития бытового обслуживания на 2011 — 2015 годы райисполкомом была выделена беспроцентная ссуда на приобретение автомобиля “Газель”, ощутимая материальная поддержка из различных источников и по различным каналам была получена и в этом году. Внимание к нам возрастает, и это главное. Бытовое обслуживание будет развиваться, забота о людях не останется только на словах или на бумаге.

— Спасибо за интервью. Всяческих вам успехов.

Беседовал В. БИРЮКОВ.

Работники швейного ателье Алла Марцинкевич и Елена Шкретова.

Швея Марина Куркова.

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Выборы-2024

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Декабрь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене