Торговое обслуживание: как привлечь покупателя?
Магазин хозяйственных товаров по улице Набережной в Толочине много лет является одним из любимых мною. С ним сопряжены воспоминания о молодости, когда в начале 1980-х годов приходилось обживаться на новом месте, обзаводиться посудой, мебелью…
Приятно видеть за прилавком знакомые лица — Татьяны Павловны Любецкой, которая сейчас заведует магазином, и Елены Михайловны Лейченок. Они, тогда еще молодые девчата, здесь делали первые шаги в торговле. Даже не верится, что прошло уже тридцать лет!
Правда, в отличие от тех лет, когда многие товары значились в остром дефиците, помещение магазина кажется переполненным. Широкий выбор мебели, ковровых изделий, посуды различных видов, светильников, строительных материалов и инструментов, бытовой химии, электроинструментов, стиральные машины, пылесосы, холодильники… За исключением пылесосов и стиральных машин “Ока” и “Аресса” все товары в магазине белорусского производства.
Со всем этим хозяйством ветеранам торговли Татьяне и Елене помогают управляться продавцы Татьяна Сушкевич и Тамара Самсонова. В течение восьми лет собирает мебель бывший воин-афганец Станислав Пляц. Без его умелых рук и силы женщинам, как они признались, пришлось бы нелегко.
Многое изменилось за годы, когда магазин был бесспорным лидером в продаже хозяйственных товаров. Нынче у него много конкурентов. Сказывается это на выполнении плана.
— Несмотря на конкуренцию, покупатели у нас есть. Приезжают из соседних районов — Круглого, Крупок, Бобра. Итоги года еще подводятся, поэтому сказать о цифровых показателях затрудняюсь. Да и переучет начался. Замечено, что зимние месяцы особо напряженные. Труднее всего работать в январе. Многие люди потратились на праздники. Оживление торговли приходится в основном на весну- лето, период отпусков. Многие строятся, ремонтируют жилье. Пайщикам потребкооперации до недавнего времени делались скидки на товары. С 1 января пока их отменили. Отменили также и продажу товаров в рассрочку на 3 месяца, — поделилась Татьяна Любецкая.
Как принятые меры скажутся на товарообороте — покажет время. Пока что вопрос привлечения покупателя остается острым. Лично я, как человек со стороны и потенциальный покупатель, отметила ряд неудобств. Показалось нелишним сделать перепланировку торгового зала, установить стеллажи для доступа к той же посуде. Согласитесь, что человеку в возрасте затруднительно наклоняться к полу. Предлагаются покупателям двери, панели, но добраться к ним трудно. Заставлены другими товарами. Да и оформление зала в ретро-стиле 80-х годов вкупе с изобилием современных товаров как-то не сочетается. Конечно, все это требует вложения немалых средств. Но есть надежда, что не старый еще магазин, которому в этом году исполнится сорок лет, в недалеком будущем порадует своих покупателей современным обликом и по-прежнему останется любимым нами.
М. ХМЕЛЮК.
НА СНИМКЕ: слева направо Т. Сушкевич, С. Пляц, Е. Лейченок и Т. Любецкая.