Владимир Расенок: Нам всем необходимо сохранить гортоп
Не по нашей вине обстоятельства для Толочинского филиала ОУП “Витебскоблтоп” складываются так, что оно находится под постоянной угрозой быть закрытым. Дело в для всех очевидном, но далеко не простом моменте.
В последние годы наши услуги по обеспечению населения топливом, дровами и торфяными брикетами оказываются невостребованными. Мы создавались как специализированное предприятие, без которого не могут обходиться население, предприятия и организации. К январю прошлого года по реализации торфяных брикетов мы упали почти наполовину. Это не может не беспокоить не только нас как предприятие, где занято 11 человек вместе с руководителем и бухгалтерией, но, без преувеличения, весь район, всех наших потребителей. Если предприятие не обеспечит выполнение взятых перед поставщиками топлива договорных обязательств, оно попросту не сможет существовать. Решать придется все вопросы с Оршей, что делать будет значительно сложнее.
По прошлому году мы реализовали 5,3 тысячи тонн торфяных брикетов. В текущем планку снизили до 4,4 тысячи тонн. Причина в одном — негде складировать большие объемы топлива, нет для этого складов, а уличное складирование ведет к ощутимым потерям в физическом объеме и качестве топлива. В итоге понесенные убытки приходится брать на себя. В то же время, когда приходят вагоны, их надо принимать, выгружать, перемещать объемы на свою производственную территорию, нести невосполнимые затраты. Выход в одном — в более активной выборке топлива, которое поступает на реализацию.
Хочу напомнить, что населению по льготной цене тонна брикета обходится 180 тысяч рублей, в то время как отпускная его цена, к примеру, ближайшим для нас торфобрикетным заводом “Усяж” в Смолевичском районе 520 тысяч рублей за тонну. Кроме этого надо еще оплатить и доставку железнодорожным транспортом, подвозку его к вагонам и загрузку в вагоны. По фиксированной цене, как известно, отпускаются 3,5 тонны его на одно домовладение в год. Или вместо брикетов можно взять дрова в количестве 4,9 кубических метра. Все издержки по отмеченным выше затратам берет на себя государство, и они, как видим, значительные. Суммы заранее предусматриваются, закладываются в бюджет района.
Наша машина дров обходится потребителю 900 тысяч рублей, за столько же покупают люди и у “заготовителей”. Но если заработчики готовят дрова чурками, то мы готовим колотые дрова, которые бери и складывай в гряду. Конечно, это уже не те, что были раньше, березовые, а в смеси березы, ольхи, осины и хвойных пород. Если в чем и проблема, так это в оплате за доставку. Те, кто расположен вблизи от нас, не теряют ничего. На близкое расстояние расходы несущественны. Тариф доставки на ГАЗ-53 составляет 17 тысяч 960 рублей за километр, на МТЗ-82 — 19 тысяч 330 рублей (все с НДС). На что мы идем, чтобы соблюсти интересы тех потребителей нашего топлива, которые проживают на далеком расстоянии от Толочина? Если перевозка будет составлять свыше 30 километров, к примеру, 31 — 35 км и т. д., оплата будет браться только за 30 км, а все, что свыше этого, берем в качестве затрат на себя. Причем оплата берется по факту расхода топлива при доставке его в одну сторону.
В интересах населения района мы прорабатываем и такой вопрос вместе с сельисполкомами, как реализация дров с их подготовкой к продаже с непосредственным приближением заготовки к месту проживания людей, на территории Оболецкого, Славновского, Кохановского и других лесничеств. Будем производить их распиловку на чурки или двухметровыми и обеспечивать население доступными по цене дровами.
Нам всем необходимо сохранить данное предприятие, у которого есть свои объемы работы и которое решает свои задачи. Только в таком случае будет что развивать и можно находить приемлемые решения в наших общих интересах.
В. РАСЕНОК,
директор Толочинского филиала ОУП “Витебскоблтоп”.
Александр — молодец.Поддержу его позицию.
Не понял, покупаете по 520, а продаете по 180 – это как? Из своей зарплаты доплачиваете? Может, хватит вранья? Вашу контору мы все очень хорошо помним, а кто не сталкивался, расскажу. Алгоритм простой – личный визит, чтобы со всеми договориться. Чтобы привезли в удобное время, выбрали хороших дров и нормально покололи, чтобы выгрузили во дворе, а не на улице. Вот, собственно, и все дела – красота! А теперь, появились частники – позвонил, оговорили условия и все – тоска зеленая. Цена примерно одинаковая, но дров получается, как минимум, в 2 раза больше. Природный газ сильно снизил спрос на топливо в черте города, а на селе едва ли нуждаются в подобной услуге. 11 рабочих мест, в наших условиях, конечно, жаль, но утрата невелика. Баба с возу – кобыле легче.