Магазин “Світанак”: белорусские товары не залеживаются
Чтобы получать хорошую зарплату, надо хорошо работать. Именно так ответили на мой вопрос о зарплате работники фирменного магазина Толочинского консервного завода “Світанак”, которому в феврале этого года исполнилось 11 лет. Зная, какая сложилась напряженка с кадрами в сфере торговли, меня, впрочем, как и других постоянных покупателей, радуют ставшие уже родными лица одних и тех же работников за прилавком магазина. С начала его открытия здесь работают Татьяна Авласенко, Татьяна Бабакова, Елена Горлач, Елена Ламан, Жанна Рылькова. После проведенной в 2004 году реконструкции торгового зала коллектив пополнился Натальей Дудник и Ольгой Шостак.
В то время как многие торговые точки, особенно потребкооперации, озабочены выполнением плана товарооборота, реализацией белорусских товаров, коллектив “Світанка” работает в ставшем уже привычном, наработанном годами режиме. Несмотря на то, что доля товаров белорусских предприятий-производителей составляет около 90 процентов, проблем с их реализацией нет. Тем не менее, красующаяся на видном месте вывеска “Купляйце беларускае” поневоле западает в сознание покупателей. В чем же причина успеха коллектива? Об этом мы попросили рассказать заведующую Елену Горлач:
— Покупателей у нас много, план товарооборота выполняем. Средняя дневная выручка достигает 25 миллионов рублей. Часть фруктов и овощей — яблоки, груши, картофель — продукция своего предприятия. Они и стоят намного дешевле, чем в других торговых точках. За ними приезжают к нам из других городов. Часто звонят покупатели из Орши, спрашивают, когда будут в продаже толочинские груши? И это несмотря на то, что на оршан-ском рынке работает заводской овощной ларек. Часто наши яблоки, а они дешевые и вкусные, вывозим на центральный рынок в Витебск. Очередь за ними люди занимают с 6 часов утра. Особенным спросом пользуется сорт Чемпион. В районной поликлинике работает наш магазинчик, на заводе в Озерцах — “Раніца”, два магазина в Городке. И везде нет проблем с выполнением плана. Торговая наценка почти на все товары составляет 10 процентов. Исключение — кондитерские изделия. На них установлена 15-процентная наценка. В других торговых точках района она доходит до 30 процентов. Людям прямая выгода покупать продукты у нас. Плюс в нашей работе — свежие товары. Мясные и колбасные изделия завозим часто. Покупатели знают дни завоза, раскупают быстро. Как только раскупили большую часть, сразу даем заявку на новую партию. Молочные продукты поступают из Лепельского молочноконсервного комбината и его Толочинского филиала. Молочные йогурты, коктейли, творожную массу поставляет “Савушкин продукт”, хлебобулочные изделия — Оршанский и Толочинский хлебозаводы.
Особым спросом пользуются плодово-ягодные полусладкие столовые вина местного производства — “Малиновое”, “Крыжовенное”, “Красносмородинное”, “Черносмородинное”, которые выпускаются на основе соков ягод, выращиваемых нашим заводом. Минчане и даже россияне раскупают их ящиками. Опять же причина быстрой его реализации — в качестве и приемлемой цене.
Конфеты и кондитерка поступают с фабрик “Коммунарка” и “Спартак”. Реализуем их не в виде фасованных наборов, а на развес. Бывает, что и поштучно. И на этом выигрываем. Опять-таки, россияне у нас их хорошо покупают. Говорят, что качество белорусских колбасных, мясных и кондитерских изделий им нравится. Завозим торты из Жодино, Круглого, Орши. Особым спросом пользуются оршанские торты. На них поступают предварительные заказы к праздникам, свадьбам, дням рождения…
Все хорошо складывается у коллектива магазина. Но ведь могло бы быть лучше, располагайся он в более просторном помещении, с открытой выкладкой товаров.
— Следует признать, что помещение маловато для магазина. Но опять-таки, большинство наших постоянных покупателей старшего возраста предпочитают именно такой, как у нас, способ обслуживания. Говорят, что большие торговые залы их отпугивают, трудно найти нужный товар. А у нас продавцы постоянных покупателей знают в лицо и по имени-отчеству. Всегда подадут то, что нужно, посоветуют, подскажут. В общении со стариками нужно иметь терпение, такт. Такие доверительные отношения помогают сохранить своего покупателя. Хотя о расширении магазина, конечно, стоит подумать, — поделились наблюдениями из практики работы продавцы магазина.
Очевидно, что своевременная реализация белорусских продуктов в этом магазине достигается во многом благодаря хозяйскому отношению к делу, умению конкурировать с другими торговыми предприятиями и учитывать конъюнктуру рынка.
М. ХМЕЛЮК.