Новое в обслуживании: передвижные отделения почтовой связи входят в жизнь сельчан
Слово “мобильный” мы связываем с чем-то современным, позитивным, идущим в ногу со временем. Но не всегда даем себе отчет, что оно несет в себе отрицание чего-то спокойного, выверенного не просто годами, а большими периодами жизни. Она же имеет и свойство не стоять на месте. Все вроде это понимаем, но соглашаться с этим не хотим и не спешим. А оно, пусть и против нашего желания, самым естественным способом отвоевывает себе место под солнцем.
В итоге для доставки продуктов на мельчающее село идут автолавки, для развозки книг — библиобусы, для доставки почты — передвижные отделения почтовой связи. Вот и мы за ПОПС-2, которое появилось взамен стационарных отделений связи в Матиево, Плоском и Мешково, направились вместе с начальником районного узла почтовой связи Ириной Геннадиевной Жиркевич.
Ровно в 11.05, согласно утвержденному распорядку обслуживания, водитель Геннадий Роткович на своем специализированном для почтовых услуг “уазике” был уже на месте. Оно — привычное для людей, бывшее здание почты. Но сегодня, два месяца спустя, можно подумать о более удобном для жителей деревни Плоское месте обслуживания “Белпочтой”. Ирина Геннадиевна тоже с этим согласилась. Люди в основном пожилые, и даже переход на сотню метров для них все-таки ощутим.
Но речь зашла несколько о другом — насколько сельчанами воспринята эта новизна. Ведь постояв с четверть часа возле УАЗа, когда на улице мартовское, ко всему раннее, тепло, почувствовалось, что мы все же не в помещении, а на улице. А каково было бы в мороз, да когда еще снег сыплет на голову, метель завывает?! Само собой, это и есть тот “минус” к прошлым преимуществам стационарного обслуживания, от которого никуда не уйдешь. А что же взамен и насколько оно компенсирует утраченное, чтобы сказать людям, ради каких и чьих интересов пришлось идти на это?
— Сначала, действительно, это была для нас стрессовая ситуация, — говорит жительница Плоского Жанна Павловна Кулик (на снимке), — из помещения выйти на улицу. Прошло два месяца, третий пошел, теперь вроде так и надо. Передвижная почта стоит у нас на протяжении часа. В целом удобно, мы ведь в большинстве своем не работаем, пенсионеры. Но я стараюсь прийти к приходу почты, чтобы, пока никто не подошел, не стоять в очереди. В среднем собираются 7-8 человек. Когда надо получить пенсию — приходит больше людей, как и в дни, когда надо оплатить услуги. Спасает, что библиотека рядом, заходим туда погреться. Неплохо было бы и вообще туда перебраться…
— Поговорю, — заметила Ирина Жиркевич, — с начальником отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райсполкома Валерием Федоровичем Зайцевым, вопрос этот, надеюсь, решим. А с завтрашнего дня (с 5 марта. — Прим. редакции) доставим и всю печатную продукцию — газеты и журналы, что, пока не было компьютерной программы, до настоящего времени отсутствовало.
— Что дали вам эти первые месяцы работы по передвижному обслуживанию в денежном выражении и других показателях?
— Имеем более оптимальное в сложившихся условиях количество работающих, экономию по эксплуатации здания, которое мы арендовали, и экономию по оплате за коммунальные услуги. Нецелесообразно было здесь держать на 4,5 часа начальника отделения связи, когда объемы по основной деятельности и товарооборот падали. По деревне Плоское обслуживалось 209 человек, теперь в зону обслуживания ПОПС-2 входит 970 человек. Стационарные отделения остаются там, где проживает 2 тысячи человек и более.
— Сколько в районе таких передвижных отделений?
— Таких два. ПОПС-1 обслуживает населенные пункты Подберезье, Мартюхово и Ромашково, 762 человека.
— Что на очереди на закрытие?
— Год только начался, но пока не предполагаем что-то еще закрывать.
— Какая экономия по месяцу на одном реорганизованном отделении связи?
— В среднем в месяц она составляет 2,1 млн. рублей. Немного, но если посчитать за год, сумма набирается. По товарообороту одно ПОПС за февраль дало больше, чем это давали раньше обычные стационарные отделения вместе взятые. ПОПС-2, к примеру, хорошо работает и по основной деятельности, по подписке на издания выходило в последние месяцы на 31 млн. рублей, на 186 экземпляров добавился общий подписной тираж. Все виды услуг оказываются в режиме онлайн. Пришел и за считанные минуты оплатил за телефон, интернет и т. д.
В первые месяцы идет и некоторое привыкание сторон — сельчан к работникам и работников к своим клиентам. Но и водитель Геннадий Роткович, и начальник ПОПС Лариса Апиок условиями и отношением к ним сельского населения довольны. Автомобиль укомплектован фискальным регистратором, компьютером, электронными весами. В салоне для работника тепло, имеется все необходимое, что и в обычном отделении связи. Для клиентов он тоже удобен, хороший обзор, просматриваются и перечень товаров, и сами товары. Одних только семян для посева овощных культур мы насчитали в ассортименте около пяти десятков. Под заказ можно приобрести холодильник и морозильник, телевизор, даже мебель. Договоры у РУПСа с фирмами на руках, доставят необходимое на дом. Нет проблемы подвезти к дому что-то объемное, тот же мешок сахара, и сейчас. А посредником по доставке продуктов или передаче заказа между ПОПС и отдельно взятым человеком, которому по возрасту или состоянию здоровья трудно дойти до передвижной, как и раньше, почтальон.
Татьяна Шкель когда-то работала в детском саду, потом соцработником, заведующей отделением связи в Плоском, а теперь доставляет почту в так называемые далекие и малочисленные деревни. И всегда, кроме доставки газеты, спрашивает, что жителям требуется из продуктов или промышленных товаров.
Козки — не близкая деревня, более шести километров только в одну сторону. Но людей своих почтальоны без внимания не оставляют. Та практика, которая выстраивается сегодня с переходом на передвижное обслуживание почтовой связью, ни в коем случае не преследует цель отмахнуться от сельчан и их потребностей. Что-то, как и во всяком новом, хуже, что-то лучше. Но в целом работники связи в своих поисках вышли на удовлетворительный результат. И можно делать и лучше, качественнее, ведь пределов совершенству нет.
Поэтому уже во втором квартале текущего года планируют приобрести еще одну специализированную автомашину “Белпочта”. Это на порядок улучшит качество обслуживания и по еще одной зоне передвижного обслуживания почтовой связью.
В. БИРЮКОВ.
Новое в обслуживании: передвижные отделения почтовой связи входят в жизнь сельчан,
Вопрос: “А сколько денежек стоит спецавтомобиль ПОЧТА?”