Борьба с коррупцией: дорогая плата за последствия

28 марта 2014 11:40

Борьба с коррупцией является одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов. Преступления в экономической сфере, в том числе преступления коррумпированных должностных лиц, подрывают авторитет власти, оказывают негативное влияние на нормальное функционирование органов управления, предприятий и организаций, а в конечном итоге на соблюдение прав и законных интересов граждан Республики Беларусь.

В Законе Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» содержатся различные положения, направленные на предупреждение коррупционного поведения должностных лиц. Однако, как показывают прокурорские проверки, нормы его не всегда и не всеми соблюдаются.

В соответствии со ст.ст.16, 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» определенные категории должностных лиц в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных данным законом, ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения обязательства.  Неподписание данного обязательства влечет за собой отказ в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение от занимаемой должности.

Государственное должностное лицо не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение.

Также обязательство содержит ограничения для государственных должностных лиц по совершению от имени представляемой организации сделок с юридическими лицами, собственниками имущества которых являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками.

Несмотря на то, что требование о принятии обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений не является новшеством, до настоящего времени не всеми руководителями предприятий, кадровыми службами обеспечено оформление указанных обязательств и разъяснение должностным лицам правовых последствий их неисполнения, что является нарушением закона и влечет ответственность.

В рамках осуществления контроля за подчиненными работниками руководителям организаций необходимо принимать меры, направленные на предупреждение и пресечение нарушения ими запретов, вытекающих из указанного обязательства.

Практика показывает, что не всегда государственными должностными лицами соблюдаются установленные для них законодательством ограничения, в том числе связанные с государственной службой.

К примеру, в одном из районов Витебской области проведенной в прошлом году проверкой установлено, что должностное лицо исполнительного комитета с использованием своего служебного положения оказывала содействие и покровительство в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности частному предприятию, совершало действия по созданию преимуществ для данного субъекта хозяйствования, учредителями и руководителями которого являются ее сын и бывший супруг.

По данному факту были приняты меры реагирования, в результате чего с указанным должностным лицом  прекращены трудовые отношения в соответствии с  пунктом 5 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь (нарушение письменного обязательства по выполнению предусмотренных законодательством мер по предупреждению коррупции).

С апреля 2013 года Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» дополнен статьей 18-1, регулирующей порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица.

Конфликт интересов – это ситуация, при которой личные интересы должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение им служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).

В соответствии с нормами указанной статьи должностное лицо обязано уведомить в письменной форме своего руководителя о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), вызывающих или могущих вызвать возникновение конфликта интересов.

Руководитель может не принять заявленный должностным лицом самоотвод и письменно обязать должностное лицо совершить соответствующие действия по службе (работе). О возникновении или возможности возникновения конфликта интересов и результатах рассмотрения заявленного должностным лицом самоотвода его руководитель информирует руководителя государственного органа, иной организации.

Руководитель государственного органа, иной организации, которому стало известно о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, обязан незамедлительно принять меры по его предотвращению или урегулированию.

В целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов руководитель вправе:

- дать должностному лицу письменные рекомендации о принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

- отстранить должностное лицо от совершения действий по службе (работе), вызывающих или могущих вызвать конфликт интересов;

- поручить исполнение прежних должностных обязанностей на новом рабочем месте либо изменить, в том числе временно, должностные обязанности должностного лица, в целях предотвращения конфликта интересов или возможности его возникновения;

- принять иные меры, предусмотренные законодательством.

Приводя все вышеуказанные требования законодательства, распространяющиеся на должностных лиц, следует напомнить, что  согласно статье 27 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны:

- принимать установленные законодательством меры, направленные на борьбу с коррупцией;

- привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, к  дисциплинарной ответственности;

- информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений.

Невыполнение или выполнение не в полной мере указанных требований влечет ответственность.

Не только руководителям, но и иным должностным лицам с целью предупреждения коррупционных проявлений следует знать, что в Законе Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (статья 20) выделена такая категория правонарушений, как создающие условия для коррупции. Лица, их совершившие, подлежат привлечению к ответственности.

Правонарушениями, создающими условия для коррупции, в частности, являются:

- оказание при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;

- использование служебного положения при решении вопросов, затрагивающих личные и иные внеслужебные интересы;

- отказ в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;

- требование от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено законодательством;

- нарушение в личных и иных внеслужебных интересах установленного законодательством порядка рассмотрения обращений физических или юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;

- создание препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

- нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов;

- требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение порядка ее предоставления и использования.

Своевременное предупреждение и пресечение указанных правонарушений, пока они не стали основой для коррупционных правонарушений, в том числе преступлений, является приоритетной задачей в деятельности любой организации.

И. ЁДИС,
прокурор Толочинского района.

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Март 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Апр »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене