Дата в жизни: главные университеты — чтение и труд

2 апреля 2014 14:57

В эти апрельские дни у Владимира Викентьевича Василючика большое и приятное событие — 85 лет со дня рождения. Оно и привело нас в Коханово, в деревянный домик в саду, по соседству со школой, где и ныне он проживает, имея возможность не отрываться от атмосферы, некогда определившей его судьбу. В радость услышать звонкие и счастливые детские голоса, встречать спешащих на работу бывших коллег, заглянуть в знакомые стены в свой профессиональный праздник, когда по традиции приглашаются все ветераны.

За его плечами 40 лет педагогического стажа, столько же и прожито здесь, в Коханово. Из них 15 лет пришлось на работу в дружном, объединенном общими целями коллективе местной школы. Но и в этом хорошем возрасте Владимир Викентьевич бодр, подтянут, с цепкой на события и даты памятью. Может, данное качество и вовсе специфическое для учителей истории, для которых недопустимо не знать всей истории человечества. Конечно, в беседе он не пускался в отвлеченные экскурсы по эпохам, странам и континентам, так как и своя судьба вместила столько событий, которые не поведаешь за дни и недели.

Довоенные Малые Князьковцы в Ивьевском районе Гродненской области — это средняя по меркам западных районов, в сотню дворов, деревня. Здесь и родился Владимир, старший в семье. Было это в 1929 году. Вроде и далекое от нас время, а видится оно ему таким близким и недавним, словно все только вчера и было.

Видится, как встречал в раннем детстве восход солнца, когда пас лошадей. Позже, с 8 лет, пришлось пасти коров. Наступало лето — косил, помогал серпом жать хлеб взрослым, осенью вместе со всеми его обмолачивал. От отца, известного в их округе плотника и столяра, перенял секреты этого занятия. Викентию Юрьевичу не приходилось прилагать больших усилий к обучению своему искусству сына. Он подсматривал, как вяжется рама, осаживается дверь, делаются шкаф, комод, другая мебель — и повторял серьезное, требующее смекалки дело, за отцом, что становилось для него, умеющего мастерить все в хозяйстве своими руками, особой гордостью. Жили они вблизи города, Лида находилась совсем рядом, и заказы горожан помогали их семье прокормиться. Больше всего их было на мебель и на футляры для музыкальных инструментов.

Но отточенный на ремесле глаз мастера улавливал, как Володя искал возможность уединиться с книгой. И как переживал, что ее было не найти. Отец и здесь помог раскрыться его способностям. На вырученные деньги покупал книги, приносил детям. Будучи человеком грамотным  понимал, как из-за нищеты не довелось самому поучиться. Конечно, хотелось, чтобы дети читали на родном белорусском языке, но находились под Польшей и читать приходилось Володе польские книги. В их православной семье оно не приветствовалось, но и другого выхода не было.

Помнит он как сейчас и разговоры взрослых, как ждали они то время, когда их освободят и они будут снова вместе со всеми белорусами. Когда в сентябре 1937 года освобождали их село и шли танки, люди буквально забрасывали красноармейцев цветами. Наступил и хороший час для продолжения учебы. Закончил семилетку, а затем и 9 классов. А после, когда отслужил в армии, пришел работать в райком комсомола, закончил 10-й класс вечерней школы. На то время это было неплохое образование. Его перевели работать секретарем в сель-исполком, но понимал, что способен на большее. И не ради хорошей должности, места. Не заметил даже, как, занимаясь советской работой, пролетели три года учебы в Марьиногорском сельхозтехникуме. За год до его окончания стал работать заместителем председателя колхоза и секретарем парторганизации.

Период 50-х годов был непростым для здешних мест. Приходилось не только избавляться от разрухи, но и ограждать людей и их мирный труд от бесчинствующих банд. К этому времени и Владимир стал во главе семьи. Когда был на комсомольской работе, повстречался с девушкой с Толочинщины, учительницей школы Любовью Петровной Заровкиной, которая вела комсомольскую организацию. Вроде она была и непродолжительной, та встреча, но свой след оставила в сердцах обоих. В 1956 году сыграли свадьбу, на свои средства поставили дом. Пригодился прежний опыт в плотничьих делах и свой, и отца, и отца жены. Одновременно занимался Владимир Викентьевич в Гродненском сельскохозяйственном институте. Колхоз в Петровичах шел на подъем, успешно развивалась животноводческая отрасль, все ладилось и в их семье. По-прежнему Владимир Василючик не расставался с книгой, много читал.

Однажды поделился сокровенным с женой, что хотел бы, как и она, работать с детьми, еще со школы ему нравится историческая наука. Как бы ни сложно было в возрасте решиться на учебу, но свою мечту он снова осуществил. Закончил Минский педагогический институт, стал учителем истории, будучи убежденным, что учиться надо всегда и учиться никогда не поздно. У них это было чуть ли не семейным увлечением. Брат, Михаил Викентьевич, тоже стал историком. Защитил кандидатскую диссертацию, преподавал до выхода на заслуженный отдых в Гродненском государственном университете. Читал курс лекций по истории Беларуси, вел отдельные спецкурсы. Увлекалась этим и сестра Анна, но свою жизнь она связала с работой в больнице, недавно ее не стало.

В 1969 году Владимир Викентьевич и Любовь Петровна Василючики перебрались на малую родину жены. Первые свои шаги на новом поприще он сделал в Рыдомльской средней школе. Преподавал историю и работал заместителем директора, жена вела русский язык и литературу. Хоть и не был раньше в этих местах, но полюбились они ему сразу. Даже некоторая бытовая неустроенность, хотя в семье подрастали двое детей, не замечалась. В 1972 году Владимира Викентьевича попросили возглавить Заболотскую среднюю школу

Этот период жизни, свои встречи с председателем колхоза имени Димитрова Константином Васильевичем Смирновым он оценивает как самое яркое и памятное в своей биографии. Удалось многое сделать для детей, хозяйство помогло помещением для пришкольного интерната. А в 1974 году были уже в Коханово, откуда родом жена. Работал завучем по учебной работе в вечерней школе, а потом учителем истории в Кохановской средней школе.

— К Владимиру Викентьевичу, — говорит о своем учителе тогдашний директор школы Татьяна Ивановна Радькова, — с уважением относились коллеги, родители и ученики. Это очень скромный, добрый и отзывчивый человек, знающий и умелый педагог. 25 лет прошло, как он вышел на пенсию, но его в поселке знают, относятся с тем же уважением, что и раньше…

В прошлом году В. В. Василючик пережил большую личную утрату, не стало жены, близкого, понимающего его человека. 57 лет они шли вместе по жизни, делили вместе радости и горести. Добрая память о Любови Петровне служит поддержкой и после ее ухода. И всегда неразлучен с детьми, внуками. Они проживают в Гродно, предлагают переехать к ним. Но он уже и не представляет, как можно уехать от этих людей, покинуть ставшую для него родной землю. Благо у детей сложилось все хорошо. Всего добились своим трудом, получили хорошее образование. Людмила работает заведующей городской библиотекой, Сергей трудится в облисполкоме. Выросли и их дети, радуют своими успехами и в творческой работе, и в учебе.

Многое в своей жизни они взяли и берут от отца и дедушки, основным принципом которого было и есть трудиться и приносить добро людям.

В. БИРЮКОВ.

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Апрель 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Март   Май »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене