Шахматы: магия великой игры
В свои 11 лет Алексей Евдоков — признанный мастер игры в шахматы. Паренек уверенно выступает в турнирах различного ранга, в которых играют не только сверстники, но и взрослые мастера. И неизменно занимает призовые места.
— Мальчик обладает большими способностями к интеллектуальным играм, — с гордостью смотрит на него мастер спорта международного класса Валерий Владимирович Москвич, его тренер и старший товарищ. — В арсенале Алексея не только шахматы, но и шашки, в которых он быстро прогрессирует. А три года назад предложил я ему освоить теорию и практику игры в русские шахматы, которые, на мой взгляд, гораздо интереснее индийских. В мире их еще называют таврели. Согласился. И уже через год в Москве на крупном международном турнире завоевал почетное пятое место, обыграв многих признанных мастеров.
— Алексей, — уважительно обращаюсь к юному спортсмену, — кто привил тебе любовь ко всем этим играм?
— Отец, — шмыгнул носом подросток. — Мне было года три, когда он впервые усадил меня за шахматную доску и преподал первые уроки. С тех пор я, наверное, стал его главным партнером. А когда папа узнал, что в Толочине есть шахматная секция, отправил меня туда. Вот уже несколько лет три раза в неделю я тренируюсь у Валерия Владимировича…
— Нравится?
— Очень. Мы вместе с ребятами разбираем партии лучших гроссмейстеров мира, учимся анализировать позиции, изучаем теорию, играем друг с другом. Время пролетает незаметно. А ведь еще уроки надо готовить…
— Кстати, как учишься?
— Хорошо. Особенно нравится математика…
— Феномен, хорошо известный в педагогике, — пояснил тренер. — Дети, постоянно занимающиеся шахматами или шашками, как правило, успешно успевают в естественных и точных науках. Впрочем, в этом ничего удивительного нет. Шахматист мыслит строго логично, думает не только за себя, но и за соперника. А в русских шахматах, где игра идет сразу в трех измерениях, ему нужно научиться еще мыслить образно, объемно. Это трудно, необычно, но очень интересно и поучительно. Представляете, какую интеллектуальную нагрузку испытывает его мозг? Психологи давно сделали вывод — игра в шахматы далеко не самоцель, а прекрасный способ развития детского мышления. Не зря во многих европейских странах интеллектуальные игры сегодня внесены в программу школьного обучения.
— Когда играю, — вмешался в разговор Алексей, — вижу развитие партии на 4, а то и на 5 ходов вперед. И при этом редко ошибаюсь.
— Вот когда будешь видеть ее на 20 ходов вперед, — тепло улыбнулся в ответ Валерий Владимирович, — считай, что ты мастер. Можешь сражаться с гроссмейстерами. К сожалению, — вновь став серьезным, продолжил он, — до сих пор многие родители не придают значения этой великой игре. На занятия ко мне постоянно приходят только 10 — 15 человек. Для города, в котором сотни школьников, этого до обидного мало.
Как убедить взрослых, что мы не используем могучий инструмент древней, великой игры, чтобы вооружить наших детей интеллектуально раскрыть их творческие таланты, помочь хорошо усваивать в школе не только точные, но и гуманитарные науки. На родине шахмат, в Индии, до сих пор спорят, чего в этой игре больше — философии, искусства или математики. На мой взгляд, все они там вполне мирно уживаются между собой. В этом величие, сила и непреходящая тайна шахмат.
Беседовал М. КОРОЛЕВ.
Шахматы: магия великой игры,