Наше наследие: возвращаясь к прошлому, двигаемся в будущее

1 августа 2014 16:10

Недавно город Толочин и Свято-Покровский женский монастырь посетила доктор архитектуры, историк архитектуры Инесса Слюнькова. В стенах хранительного монастыря мы успели пообщаться перед отъездом Инессы Николаевны сначала в Витебск, а затем в Москву. Призналась, что всегда с огромным желанием едет в Беларусь, в Минске заканчивала школу, и всегда преображенной, другой возвращается домой. Собственно, для души, творчества, большой повседневной работы это уже два ставших родными дома. Добавила, что считает себя белорусской по своей культуре, менталитету.

— Вышла ваша книга по оформлению традиционных торжеств в России 19 века. Она называется “Проекты оформления коронационных торжеств в России XIX века”. Что ставилось во главу угла при ее подготовке?

— Здесь впервые рассматривается художественный архитектурный материал, который специально проектировался при проведении коронации русских государей. 19 век в этом плане оказался мало известен, хотя по 18 веку искусство барокко широко использовалось при проектировании и строительстве триумфальных арок, сохранились графические альбомы. 19 век оказался почему-то по-за вниманием исследователей. На самом же деле в архивах достаточно много документов по подготовке торжеств. Просматривается эволюция русского искусства на примере проектирования временных сакральных пространств при проведении церемоний.

— Книга, текстовая ее часть, сопровождается многочисленными иллюстрациями. Где удалось найти такой достаточно богатый материал?

— Он сохранился в архивах Министерства императорского двора в Петербурге и музеях Московского кремля. Материалы все собраны, исследованы, описаны. Помогло и то, что в свое время я была главным архитектором Московского кремля. Мне приходилось заниматься вопросами реставрации, планирования, составлением долгосрочных программ реставрации, решением актуальных вопросов и, конечно же, текущими из них. Их очень много. Ведь Кремль — это и музей, и резиденция и т. д.

— Ведутся ли археологические изыскания, приуроченные к юбилею Ивана Грозного?

— Они проводятся в основном тогда, когда ведутся большие земляные работы. Специальные археологические исследования не проводятся. Это вредит состоянию памятников, взятых под защиту ЮНЕСКО. Что касается подземных сооружений Кремля, то там настолько часто перекладывались коммуникации, что позволяло попутно вести и обследование построек. Единственно, это пока не коснулось фундамента Чудово монастыря, потому что было решено обследование вести современными локационными приборами. И нашли при этом захоронение великого князя Дмитрия Александровича, убитого в 1905 году. Но многие вещи с помощью археологии уже нельзя отыскать, потому что под соборами находятся различные технические сооружения.

— Инесса Николаевна, скажите, подземные сооружения на территории храмов у нас в Беларуси, и в частности на территории Свято-Покровского храма в Толочине, входят в систему изучения при исследовании культовых сооружений?

— Конечно. В одной из своих книг я публиковала план подземных ходов храмов в г. Орше. Они на схемах, проектах были нанесены прерывистыми линиями. Об этих ходах в 20-е годы 20 века писалось в журналах. Они рушатся, вести практические исследования по ним опасно.

— Для чего их строили?

— Для безопасности, защитных функций. Имела место борьба Церквей, а это уже не только противостояние. Это входило и в систему координации на случай войны между монастырями. И, возможно, для передачи информации, когда не было возможности выйти на поверхность земли. Вокруг данной темы сохраняется и много мифотворчества. В своей книге “Монастыри Беларуси” я исследую эту тему, в 90-е годы побывала с целью изучения коммуникаций при храмах и в Толочине.

— Что нового в исследованиях в тот период и в теперешний ваш приезд появилось в изучении Свято-Покровского храма?

— В нынешний келейный корпус я тогда и попасть не могла, не представляла даже, что это такое, внутренняя структура его помещений. Что не нравится — так это близость к храму различных построек. Нигде подобного ни в России, ни в Беларуси не увидишь.

— Первое упоминание об этом храме датируется 1604 годом. Сколько времени могли строиться такие сооружения?

— По тому времени храм носил характер оборонительного сооружения, как, к примеру, церковь в Сынковичах. Ну и конечно же, учитывая количество проживающего в местечке населения, — культового. А вот сколько он строился — на этом не акцентировала внимания.

— С чем связано, что рядом с церковью стоит костел, были, судя по документам (место расположения неизвестно) две синагоги?

— Это связано с геополитическим положением здешней земли. Эта, о которой мы ведем речь, расположена на помежье Востока и Запада. Поэтому она является объектом особого внимания и освоения. Если самые главные ценности, мы говорим, были духовные — человек родился и думал о Боге, как достойно прожить и уйти в иной мир спокойно, сохранив жизнь вечную, соответственно, этому и уделялось такое внимание. Мои исследования показывают, что сначала идет колонизация православных со стороны католиков, а затем униатов. Последние практически не строили своих храмов, они пользовались тем готовым, что уже было. Православные не соглашались с этим, начинались конфликты. Разрешать их (даже не все) удавалось только решением верховной власти.

— Первоначально этот храм, пусть и в своем деревянном виде, был православным?

— Да, сначала он был православным, затем униатским, позже вообще был передан под монастырь. Для Беларуси характерно даже не униатство, а сплав религий. Да ведь и Лев Сапега, который основал этот храм, первоначально придерживался православной веры, а затем по политическим мотивам перешел в католицизм, был сторонником и кальвинизма.

— Отражалась ли смена конфессионального плана храма на его архитектурном обличье? Насколько трагично было это для прихожан, непосредственно для культуры?

— Это приводило чаще к безверию, равнодушию, внутренней пустоте и черствости, а изменения, конечно, были, старовизантийский образ нарушался. В итоге же, когда она вновь стала православной, сохранился, он четко выражен — канон, символ. Он не изменяется, не повторяется, он прекрасен, в нем мы видим настоящее божество. Говорить же о том, что одна культура более достойная и богатая, другая менее достойная и богатая, это не из той категории, которые можно сравнивать на оценочном уровне. Это действительно разные культуры.

— В хронике отмечается, что в 1769 году Сангушками вместе с основанием базильянского монастыря на месте старого костела было поставлено здание в стиле виленского барокко. Соответствует ли классическая форма самого монастыря эпохе, 18 веку?

— По моим ощущениям, это все-таки конец 17 века. Мы сегодня еще раз его внимательно осмотрели, вплоть до перегородок, напрашивается его аналогия с Белыничским монастырем. Могла быть здесь и молельная комната.

— А здание рядом, к какому времени оно относится по своим внешним формам?

— Мне кажется, что вообще это был церковный комплекс, церковная территория.

— А что-то подобное, включающее в себя храм, монастырский корпус и школу в ограде, есть на территории Беларуси?

— В моей практике такого не встречалось…

—  В 30-х годах 19 века согласно указу Николая І базильянский монастырь здесь закрывается. Разговор идет даже о том, чтобы устроить в его стенах православное училище для подготовки священничества. Здание остается — и больше нигде в хрониках о нем не упоминается. Что могло в нем быть, в кирпичном добротном здании?

— Выбор, конечно, оказывался небольшим — либо церковное, либо светское учебное заведение.

— Зачем же тогда строится здание, которое рядом, где теперь размещается отделение Департамента охраны?

— Я речь и веду о нем. Что же касается решения о закрытии базильянского монастыря от 1834 года, это не значит, что в одночасье оно могло быть освобождено, все куда-то съехали. Могло остаться оно и просто пустующим. В государстве все делалось по закону. Никто не мог, пока не поступало указание, прийти и занять его.

— Вы, действительно, навели на мысль. Имеется запись, когда Сангушков заставляют его ремонтировать (середина 19 века), а они отказываются…

— Вполне возможно, им передали, но наследственное право, собственности остаются за хозяином, и они могли использовать ее как угодно. Мне попала целая переписка о том, что делать с упраздненным католическим монастырем со всеми его постройками и землей. Купить отказывались, не нуждались в этом.

— Вот и получается, этот корпус за Сангушками, а школу-то надо было где-то открывать. Разнорядка поступила — в каждом местечке строить школу, надо выполнять указание. Численность населения тоже обязывала это делать, проживало на этих землях около 6 тысяч человек. Территория обнесена оградой. Видится, что она состоит из 2 частей. Вход обустроен пышно, а остальная часть как будто из другой эпохи. Могли ли на территории церковной построить светское здание?

— Даже если бы это и случилось, то были бы документы — кто купил землю, каков проект на утверждение объекта и т. д. И документов должно было быть достаточно много, но я склоняюсь к тому, что это церковное здание. Если хорошо его исследовать, то будем иметь те или иные доказательства. Искать их надо по архивам духовных училищ или церковно-приходских школ. В России по этому поводу осталось много документов и различных публикаций, возможно, надо вести поиск и там.

— В своей практике вы сталкивались со зданиями церковно-приходских школ?

— Специально этим не занималась, но их проекты в архивах сохранились, хотя белорусские архивы в этом плане очень сильно пострадали. Изучала планы екатерининского времени, была целая программа. Глядели материалы по различным губерниям. Берешь их, исследуешь — и получаешь целую картину историко-архитектурной реконструкции. Стала смотреть по Беларуси — ничего подобного нет. Нашла сведения, что архив по Могилевской губернии того времени был погружен на подводы и отправлен в направлении Москвы. Он мог и не дойти. Были и война 1812 года, когда многое пропало в огне пожарищ, и Великая Отечественная война.

— Есть масса документов, которые и вообще до сих пор не разобраны. И это открывает возможность продолжить поиск, искать ответ на то и дело возникающие все новые и новые вопросы. Спасибо, Инесса Николаевна, что вы активно работаете в этом направлении, помогая восполнить многие белые пятна в нашей истории и культуре нашего народа.

Беседу вели
М. КОРОЛЕВ и В. БИРЮКОВ.

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Метки:



Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Август 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль   Сен »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене