Качество и эффективность: советы стандартные, но что за ними?

24 ноября 2014 12:54

Производственный цех СП “Святовит”, расположенный в городском поселке Коханово, производит дорожно-строительную технику. Предприятие пользуется на рынке машиностроительной техники репутацией надежного и ответственного партнера, чья продукция отвечает самым высоким требованиям. В 2003 году оно было сертифицировано по республиканскому стандарту системы менеджмента качества СТБ ISO 9001-2009, а в 2012 году — на соответствие системы менеджмента требованиям стандарта ISO 9001-2008 немецкой организацией TUV Thuringen e.V.

— Немцы, как известно, принципиальны в подобных оценках, — задаю первый вопрос главному инженеру предприятия Владимиру Евгеньевичу Спектору. — Подобными сертификатами не разбрасываются. По пальцам можно пересчитать фирмы в нашей стране, ставшие их обладателями. Что сделали вы на своем предприятии, чтобы добиться столь высокой оценки?

— В производстве дорожно-строительной техники на предприятии задействованы специалисты самых разных направлений. Естественно, наше руководство было заинтересовано, чтобы труд их был отлажен и эффективен. В 2005 году было принято решение внедрить на СП “Святовит” систему “Бережливое производство” по принципам предприятий “Тойота”, которые наши ведущие специалисты внимательно изучили и проанализировали.

— Идея “сверху” — это хорошо. Но мы с вами хорошо знаем, что различные директивы и указания спускаются сверху чуть ли не ежедневно — и зачастую благополучно глохнут на местах, по сути дела ничего не меняя в привычном порядке вещей.

— В том-то и дело, что без встречной инициативы коллектива мы бы ничего не добились. Это аксиома любого успешного управления. Не подлежит сомнению, что рабочий или специалист о своем конкретном рабочем месте знает больше любого начальника. Только он может дать совет руководству, как изменить свою организацию труда, чтобы сделать его эффективным и качественным. Движение за качество продукции — двусторонний процесс. Идеи поступают сверху, активное движение людей по их реализации — снизу. Тогда оно будет иметь шанс на успех.

— Много ли людей в коллективе захотят менять привычные условия труда, когда есть возможность не напрягаться?

— Изменить психологию коллектива, привыкшего жить и работать по старинке, было самым сложным в реорганизации нашего производства. Не скрою, на первых порах было много споров, обид, претензий друг к другу, всплесков амбиций. Но наша команда проявила большое терпение и настойчивость. И система в конце концов заработала. Это хорошее можно увидеть на расстоянии, плохое — только вблизи. Рабочие и специалисты, объединенные в кружки качества, детально анализировали организацию труда на каждом рабочем месте, вскрывали ее недостатки, подсказывали нам и друг другу, где имеются потери рабочего времени, происходит затратное использование ресурсов и материалов, случаются простои, предлагали решения этих проблем. Естественно, они ложились в основу новой системы организации труда. При этом никто не требовал от персонала превращения в бездушных роботов. Задача состояла в том, чтобы добиться на предприятии выполнения реальных производственных нормативов, оказывающих прямое влияние на производительность нашего труда и качество нашей продукции. Да, человек должен напряженно трудиться в течение всего рабочего дня, но — без крайнего утомления. Усталость, как известно, ведет к ошибкам. А на сборке такой сложной техники, как экскаватор, они чреваты серьезными материальными и моральными издержками.

Отмечу, что эта творческая работа увлекла нас всех. Мы вскрыли производственные резервы, о которых думать не думали, и запустили их в дело.

— В вашем цеху, производственных помещениях царит удивительная чистота, много света, люди одеты с иголочки. Это тоже система “Бережливое производство”?

— Конечно. Как театр начинается с вешалки, так и налаженное производство — со ступенек заводской проходной. Обратите внимание на наши стены. На них — цветы, картины, образцы выпускаемой техники, награды коллектива. Мелочи? Не скажите! Подобные мелочи должны рождать у человека, переступившего порог цеха, гордость за его успехи, формировать позитивное настроение, стремление трудиться ответственно и инициативно. Управленцы хорошо знают: главная производительная сила любого предприятия — это рабочий. Самая лучшая техника на производстве в равнодушных и неумелых руках — всего лишь неодушевленная груда металла.

— Принято считать, что машиностроение — достаточно грязное производство. У вас есть проблемы с экологами?

— Наша система решает вопросы бережливого производства в комплексе. Экологическая составляющая — лишь одно из звеньев в длинной цепочке создания дорожно-строительной техники. На территории предприятия вы не увидите хлама и грязи не потому, что мы специально боремся за чистоту производства. Это естественно вытекает из общей организации труда коллектива. Невозможно человеку сбиться с такта в строю, когда все рядом с ним в ногу шагают. Невозможно рабочему слить масло на пол, если он светится чистотой.

— Что главное в создании подобной системы?

— Только не административный кнут и принуждение. Последнее дело, если руководители делают ставку на них, взаимное отчуждение коллектива и администрации в таком случае неизбежны. Уважение к знаниям и опыту подчиненных специалистов, рабочих и служащих, желание услышать их мнение – вот что определяет значительную часть успеха предприятия. Мои советы будут стандартны. Замечу только, что они касаются не только внедрения системы “Бережливое производство”, о которой я рассказал, но и организации труда коллектива в целом.

Руководитель любого ранга должен очень четко представлять, чего хочет добиться. Последовательно и настойчиво идти к цели. Искать подходы к людям, пробуждать интерес к эффективному труду моральными и материальными стимулами, обеспечить комфортные условия производства.

— Советы действительно стандартные…

— Да. Любой управленец их назовет без запинки, и еще с десяток своих добавит. Только у одних получается ими воспользоваться, у других — нет, и это уже повод задуматься, свое ли место ты занимаешь на производстве.

Беседовал Михаил КОРОЛЕВ.

Все новости

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Метки:



2 комментария на “ Качество и эффективность: советы стандартные, но что за ними? ”

  1. сельчанин , 8 января 2015 , 12:45

    У нас командно-административная экономика. Все решает группа лиц на самом верху. Директора лишь выполняют их указания. Вернее пытаются выполнить свои должностные обязанности в рамках предписаний полученных сверху.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  2. Виктор , 24 ноября 2014 , 18:17

    Владимир Евгеньевич – знающий специалист и толковый руководитель. Побольше бы таких!

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)

Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Ноябрь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт   Дек »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене