Идет подписка: газету на зуб не положишь, но как без нее прожить
На Новый год вместе с ожиданием в те годы скромного школьного подарка всегда с трепетным нетерпением ждал почтальона. Из своей сумки, входя в нашу улочку к дому, тетя Вера доставала переложенные пополам наши с сестрой “Зорьку”, “Піянер Беларусі”, для родителей “Сельскую жизнь” и в обязательном порядке — районную газету.
Проходя по деревенской улице, можно было замечать, как, сначала в свете керосиновой лампы, а затем и яркой электрической лампочки, просиживали за чтением газет, не отводя глаз от завораживающих строк, далеко разносящих устойчивый запах типографской краски, мужчины. После них не преминали познакомиться с новостями и женщины. Словно по традиции, дорогой сердцу нынешних сельчан, газета на столе большинства из них и сейчас. И неважно какая, хотя мы, безусловно, ревностно относимся, если рядом с республиканской или областной не замечаем своей, районной, газеты. Как было в городе, мне, сельскому жителю, судить сложнее, но, допускаю, что газеты пользовались уважением. Тогда еще, и это было правильным, дальновидным шагом, государство брало часть затрат на их издание на себя, и подписка на них, как и на журналы, была доступной для каждой семьи. Многое с тех пор изменилось, и каждый раз в период очередной подписной кампании приходится вести речь о новых и новых ее особенностях. Помочь в этом мы попросили начальника РУПС Ирину Жиркевич.
— Ирина Геннадьевна, на каком этапе на сегодняшний день находится нынешняя подписная кампания?
— Подписная кампания на первое полугодие 2015 года началась у нас уже в первых числах ноября. Ну а сегодня остается совсем немного времени, чтобы успеть встретиться с каждым потенциальным подписчиком — будь то у него дома или в квартире, на почте — и помочь оформить подписку. В этом году своя особенность. Много праздничных дней выпадает на католическое Рождество. По сути, имеем каких-то десяток дней на все про все. На данный момент (10 декабря — прим. ред.) выполнение задания по районной газете составляет 11%. В прошлом году на 1 января уровень общей подписки составил 4908 экземпляров, а пока имеем 466 экземпляров по индивидуальной и 45 по ведомственной подписке. Средний процент по области по подписке на районные и городские газеты 16,8.
Ведомственную подписку отдельные организации оформляют на квитанции, приносят, но мы принимаем ее и проводим в отчет по факту оплаты. В списке, который сверяется ежедневно, 30 предприятий и организаций, которые не оформили ведомственную подписку. Это тревожит, не хочется, чтобы важная работа оставлялась на потом, на последние дни, когда трудно найти возможность оплатить подписку. Не могу не сказать об особенности текущего года. Ежемесячно подписка на районную газету снижалась на 80 — 90 экземпляров, а последние месяцы более чем на 200 экземпляров. Это коснулось не только районной газеты, а всех изданий. В целом районная газета в удельном весе подписки идет лучше других из них…
— Но пока, если посмотреть, как идет подписка на 2015 год, судить об этом рано.
— Практически это всегда так. Начинаются пенсионные выплаты, и я верю, что ситуация изменится. Пусть остается немного времени, но оно есть.
— Какие ресурсы вы задействовали, чтобы напомнить всем нам, что идет подписка на периодические издания?
— Задействованы все ресурсы. Там, где у нас нет почтальона, работают передвижные отделения почтовой связи, автомобиль, который идет по маршруту доставки почты. Почтальоны делают подворный обход, а почтальоны в городе будут работать без выходных, когда наши подписчики находятся дома.
— То есть подписку приходится брать некоторыми усилиями, становится сложнее?
— Это так. Причин тому немало. Первая из них — цена. Она не стоит на месте, что и волнует людей. Во-вторых, часть людей довольствуется интернетом, которым охвачено почти все население страны. Ну а кто привык держать газету в руках, тот ей верен и теперь.
— Идет смена носителя информации, да, что-то в этом есть, но я не могу согласиться с вами, что все дело в цене на газеты, в том числе на районку. Не думаю, что человек не анализирует, почему так происходит. Дорожают энергоресурсы, и это влечет рост цены. Платим больше за бумагу, типографии, за экспедирование, проведение подписки, доставку газеты. Нам ничего не остается, чтобы оплачивать содержание помещений редакции, платить зарплату работникам, которая очень скромная, как идти на этот вынужденный шаг. Кстати, в России газеты куда дороже, чем у нас, — такого же формата, объема, качества полиграфии…
— Это тоже людям известно. Российские издания почти вдвое дороже. К примеру, “Учительская газета” на три месяца стоит 313 тысяч белорусских рублей, а наша “Настаўніцкая” на этот период — 159 тысяч рублей, объем практически тот же. “Известия” на месяц обойдутся в 145 тысяч рублей…
— Насколько вы чисто финансово заинтересованы в успешном проведении подписки?
— Да, это и есть тот показатель, который держит предприятие, заработную плату почтальонов.
— Ключевая фигура — почтальон. Как сейчас у вас с этой категорией работников?
— Вакансий сейчас нет. А еще два года назад вопросов было много. Некому было разносить почту в городе, кое-где — на селе. Тяжело приходили на эту работу, легко уходили. В последние полтора года состав почтальонов обновился, наступила стабильность.
— Это облегчает проведение подписки?
— Конечно, постоянный продолжительный контакт с людьми многое значит. Они, как и раньше, ждут своего почтальона.
— Газеты доставляются вовремя?
— Если какая-то жалоба появляется, сразу принимаются меры.
— Какие издания пользуются устойчивым интересом у жителей района?
— Хорошо идут детские журналы, журналы “Толока”, “Добрые советы”, “Сад и огород”, “Я на пенсии”, “Пенсионер”, “Народный доктор”. Из газет — “Советская Белоруссия”, “Сельская газета”.
— Районку в этом списке вы не назвали…
— У нее тираж 4908, такого тиража по другим изданиям больше нет. Ведь контролируемый общий тираж по республиканским изданиям у нас 2337 экземпляров. Разница очевидная.
— Что лично вы хотели бы видеть в районной газете?
— Лично сама я постоянный ее читатель. В принципе все в ней необходимое для себя нахожу, включая и рекламу. Районка хороший путеводитель по нашему региону, делается на профессиональном уровне, подкупают язык, содержание, много информации. Газета прислушивается к мнению людей. Но, как известно, совершенство не знает границ. Пожалуй, по разнообразию мнений, этого бояться не надо, можно добавлять.
— Что хотите пожелать жителям района на предстоящий год?
— Здоровья, успехов, хороших и интересных дел, благополучия.
Виктор БИРЮКОВ.