Оболецкий костел. Уникальная фотография
Старые фотографии вызывают особенное чувство причастности к ушедшему времени и, вместе с тем, являются тайной. Один такой снимок, на котором запечатлен фрагмент рядового события — прихожане оболецкого католического костела после мессы, был обнаружен в интернете. Эта старая фотография показывает представителей нескольких социальных слоев населения дореволюционного местечка Обольцы возле здания костела.
Высокое деревянное здание, вход в которое окружен березками. Вероятно, кто-то безымянный запечатлел праздник Троицы. Слева две элегантные женщины в шляпках в сопровождении галантного кавалера разговаривают между собой. Похоже, это представители местного дворянства. В центре снимка особняком стоит представительный мужчина. Уж не его ли сфотографировали на память? Возле него в обычных для крестьянок нарядах чем-то делятся девушки в платочках.
Немного в стороне от центра взгляд привлекает грустный, задумчивый облик девушки. Справа стоит группа мужчин, обсуждающих какие-то свои вопросы. С интересом на фотографа смотрят дети. Им доведется через каких-то три десятка лет узреть разрушение кажущегося незыблемым костела, который гордо возносился над Обольцами несколько столетий.
В далеком 1387 году польский король и Великий князь литовский Ягайло, который имел христианское имя Владислав, построил в Обольцах первый костел на белорусских землях. Согласно “Хронике Быховца” здесь в 1499 году состоялась встреча польского короля и Великого князя литовского Александра Ягайловича с послом Москвы. Обольцы в первой половине 16 века принадлежали польской королеве Боне, во второй половине этого века они ее сыном Жигимонтом II Августом, последним польским королем из династии Ягеллонов, были переданы убежавшему от царя Ивана Грозного князю Андрею Курбскому, который позднее передал их князю Сангушко. Свидетелем исторических событий было самостроение костела. В 1939 году здесь побывал Ю. Витьбич, который оставил описание этого уникального здания.
Судя по инвентарному списку, который находился в сельском Совете, костел был построен в 1709 году за счет архидиакона Вечерковского на месте предыдущих, существовавших здесь издавна. Над боковыми дверями около алтаря были два портрета польских королей и великих князей литовских с изображением геральдических атрибутов и гербов, искусно нарисованные неизвестным талантливым художником. Справа, судя по надписям, был изображен Жигимонт III, а слева — Владислав. Они держали в руках дарственные грамоты, которые свидетельствовали о том. что они являлись жертвователями костела. Современный же костел был построен на месте бывших, получив тем самым их историческое наследие. Этим подтверждается и то, что первым основателем был Владислав (Ягайло).
Перед Великой Отечественной войной фасад здания имел запущенный вид. На досках, которыми были оббиты стены, кое-где сохранился синий цвет краски. Единственный купол здания, равно как и крыльцо с четырьмя когда-то белыми колоннами, наклонился. Ветхая гонтовая крыша, выщербленный кирпичный фундамент — все это осталось от былого великолепия. В углу кладбища сохранился каким-то чудом огромный стародавний крест-жальник, вытесанный из камня с цифрами 1417.
В оболецком костеле с сентября 1917 года служил ксендз Александр Астрамович, известный в Беларуси как поэт Андрей Зязюля. Проповеди он готовил на белорусском языке, что вызывало недовольство в католических кругах, его часто переводили служить с места на место. Последние два года перед смертью (январь 1921 года) он служил в Сенно и был там похоронен. Александру Астрамовичу было всего 43 года. Современники называли его идеалистом и мучеником за судьбу родного края. Могила его неизвестна, однако в 2004 году по инициативе сенненского ксендза Януша был установлен в его память символический крест.
После войны костел разобрали местные жители. Многие надгробия со старинных захоронений были использованы под фундаменты строений. Полутораметровая статуя Матери Божьей в светлом платье с голубым поясом и с белым покрывалом на голове была передана в костел св. Елены и Сымона в Минске. Такова печальная история навсегда утраченного бесценного памятника истории и культуры. От забвения людьми своего прошлого своих потомков предостерегал Андрей Зязюля и призывал нас:
Дык паслухай жа, браточак,
Гэтакай вось рады:
Палюбі ты свой куточак,
Мову, строй, абрады.
Подготовили Дмитрий ИВЧЕНКО, Мария ХМЕЛЮК.
Оболецкий костел. Уникальная фотография,
цікавы артыкул. Аўтару вялікі дзякуй!!
Уважаемая, Беспалова Е.В, спасибо за информацию о статуе. Я был в Красном костёле два месяца назад – спрашивал у одного служащего про эту статую, но он ничего не смог ответить. А ксёнз был занят. Где именно она находится?
Дмитрий, спасибо за то, что Вы делаете для нашего района, в плане сохранения истории. Ждем интересных статей и интересных фоторабот.
Статуя находится недалеко от алтаря. Лучше сначала позвонить туда. Дежурный ксёндз позовёт того, кто знает подробности.
Статуя Девы Марии из Оболецкого костёла датируется началом 19 века, она из Франции, есть надпись “Лурд, Тулуза”. Эта информация со слов служителей Красного костёла. Возможно, она могла бы вернуться в Толочин, если бы этого захотели верующие.
Грустная история. Неужели же историческая ценность, пережившая войну, не смогла пережить мирное время? Такую святыну утратили. Не уберегли местные и не подумали, что в будущем к этому костёлу бы туристов и паломников и звать не надо было бы – сами бы ехали. Можно быть неверующим или атеистом, но быть нелюдем, непомнящим своей истории и культуры, нельзя.
Вы считаете время при коммунизме, для этого храма – мирным?. В Буторах кой-чего осталось, надо бы сфотать для потомков…
За хорошими фотографиями обращайтесь к Дмитрию Ивченко. Он один из тех, кто старается обратить внимание на сохранение историко-культурного наследия нашего района при помощи своих фотоснимков, причем достойных выставки.
В Буторах сохранились останки сгоревшей церкви. Я летом посещал те места и поместил несколько фотографий в «Одноклассниках». http://ok.ru/tolochinsh