Двадцать лет под руководством Германа Титова проработал на Байконуре наш земляк Анатолий Навельский

13 апреля 2015 16:03

С годами каждый из нас неизбежно задумывается, какие обстоятельства стали решающими при выборе жизненного пути? Ответы не всегда очевидны. С уверенностью можно утверждать лишь одно — тысячи мальчишек в 60-х годах прошлого столетия выбирали свои профессии под влиянием невероятных успехов СССР в космической области.

ДОРОГА К МЕЧТЕ

В 1966 году подполковник запаса Анатолий Митрофанович Навельский, уроженец деревни Запрудье, с успехом закончил Волосовскую среднюю школу и принял твердое решение: “Еду поступать в Рижское высшее военное инженерное училище ракетных войск”. Накинул на плечи старенький пиджачок,  взял в руки котомку и двинулся навстречу мечте.

— Хорошо знал математику и физику, —  вспоминает он свою юность  сегодня, — но… Пишу  формулы, объясняю,  а преподаватели только морщатся от моей “трасянки”… Я ведь белорусскую школу заканчивал, говорил на причудливой смеси двух языков. Вердикт “не прошел по конкурсу” стал для меня  потрясением. Но и первой в жизни возможностью побороться за свое будущее. Сотни мальчишек с подобным приговором уныло  потянулись домой, а я вместе с десятком самых отчаянных сел в поезд и поехал  на противоположный край земли, к Тихому океану,  в Хабаровское командно-техническое училище ракетных войск. Видно, подобный душевный порыв на командование произвел впечатление. Мальчишки ехали в неизвестность за 10 тысяч километров от дома, чтобы стать ракетчиками. Мы стали курсантами. Начались трудные, но очень интересные годы учебы и службы. Изучали ракеты, системы управления, учились устранять неисправности на технике, много времени проводили на специальных тренажерах. Вчерашние школьники превращались в уверенных в себе парней, дорожащих честью мундира…

Я слушал рассказ Анатолия Митрофановича, и в памяти всплывали собственные курсантские годы. Слишком много просматривалось параллелей.  Советские военные училища готовили для армии хорошие кадры. И если офицеры  с пониманием относились к проблемам нашей учебы (способности ведь у каждого разные), то  нарушение определенных   норм  поведения каралось тогда без всякой пощады. За несколько дней до выпуска в нашей батарее обнаружился вор. Курсант воровал у товарищей деньги. Из училища он был отчислен немедленно. Запомнились  слова  командира взвода капитана Амершина: “Офицер может стать пьяницей, бабником, тунеядцем. Дело житейское.  Но только не вором”.

СТАРТУЕТ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ

— Училище я закончил с красным дипломом и был направлен на Дальний Восток, на командный пункт одного из полков ракетных войск стратегического назначения, — продолжил свои  воспоминания ветеран. — Боевое дежурство мы несли глубоко под землей в автономном режиме.   По команде  могли в считанные минуты привести в готовность и запустить 10 межконтинентальных баллистических ракет с ядерными боеголовками. В любой комбинации — одну, две, три, или все — одним залпом. Психологически нас, конечно, настраивали, что когда-нибудь это может случиться и в жизни.   Поступающие сигналы “ракетная атака”  не делились тогда на учебные или боевые. И только когда на определенном этапе подготовки к пуску следовала команда “отбой”, с облегчением переводили дух. Проверка…

Мы твердо верили в свое оружие. Когда в 1973 году дивизия перевооружалась, свои старые ракеты мы расстреляли.  Пуски  производились в акваторию Тихого океана. Трудно передать чувства, которые охватывают тебя, когда слышишь сообщение от кораблей с другого конца света: ” Цель поражена. Отклонение от расчетной точки 200 метров”. Что значат эти несчастные метры отклонения, когда на ней установлен “гостинец”, способный испепелить пол-Европы.  Стратеги Советского Союза честно отрабатывали   свой хлеб.

РУКОВОДИЛ НАМИ ТИТОВ

В тот год случилось и другое событие, круто изменившее мою жизнь. Я поступил в военную инженерную академию имени Дзержинского. Кто служил в те годы, хорошо знает, что это значило для офицера. Далеко не всем  предоставлялась подобная возможность. Хотя бы раз за службу. На округ или армию “спускали”, как правило, по разнарядке два-три места. Желающих же учиться — сотни. При отборе кандидатов на поступление учитывалось все — возраст, здоровье, служебная целесообразность, перспективы роста, знания. Пройти через подобное  сито — уже большое везение. Да и учеба в академии не отдых. Технические и специальные  знания  приобретались большим трудом.

Как гром среди ясного неба прозвучало для меня  предписание после вручения диплома: “Для дальнейшего несения службы убыть на космодром Байконур”.

— Что собой представлял он в то время? — с интересом спрашиваю у ракетчика.

Подготовка к пуску (из личного архива А. М. Навельского).

— Огромный, многофункциональный технологический комплекс, раскинувшийся в степях Казахстана на десятки квадратных километров. В его состав  входили  стартовые площадки для ракет, производственные цеха, научные центры, транспортные коммуникации. Для семей  персонала  построили  город  Ленинск. Работы хватало для всех. Одни производственные коллективы готовили к запуску  корабли с космонавтами на борту, другие —  аппараты для исследования дальнего космоса и планет Солнечной системы, третьи — выводили на орбиту телевизионные спутники, четвертые — военные аппараты. У каждого офицера, рабочего, служащего свой круг задач, свои обязанности, свои проблемы и трудности. К примеру, я с товарищами  монтировал солнечные батареи, обеспечивающие питанием бортовое оборудование спутников, затем тестировал их на специальных стендах.

Каждая операция подготовки аппарата к работе в открытом космосе проверялась четырьмя независимыми контролерами под роспись. Общее руководство — от момента поступления спутника с завода до его  установки в ракету — осуществлял космонавт №2 Советского Союза Герман Титов, простой и доступный в общении человек, но требовательный и принципиальный руководитель. За 20 лет работы под его началом не было  случая, чтобы мы потеряли хотя бы один аппарат. А вот кадры гибели российского спутника ГЛАНАСС обошли недавно все телеканалы. Потом сообщили, мол, во всем виноват рабочий. Не тем концом  вставил  разъем. Нашли стрелочника…

НАВЕРНОЕ, ТАМ БУДЕТ МУЗЕЙ

Я правильно сделал, когда уволился в 1992 году с полигона. Тогда, как-то сразу, над ним сгустились  тучи сложных проблем. Мы месяцами не получали зарплату. Да и старты почти прекратились. Военные свою  орбитальную группировку еще как-то подпитывали,  остальные свои программы  свернули. К тому же  скоро Казахстан стал выставлять  счет  за аренду. Теперь уже “своего” полигона. Стало не до космоса…

Я ушел, но оба мои сына остались. Часто перезваниваюсь с ними. Говорят, что шаг за шагом Байконур оживает.  Многие программы развития космических технологий снова запущены. Но, конечно, до  былых масштабов еще далеко. Да и есть ли смысл  развивать его дальше?  Скоро на Дальнем Востоке Россия введет в эксплуатацию свой полигон (кстати, его  строят на базе  ракетной дивизии, где прошла моя лейтенантская юность). И Гагаринский стартовый комплекс, скорее всего, превратится в международный музей. Может быть, даже под эгидой ЮНЕСКО.

— Последний вопрос, Анатолий Митрофанович. Как сложилась ваша жизнь после увольнения в запас?

— Получил жилье в  Астане. Семь лет работал начальником группы жизнеобеспечения президентского дворца Казахстана. Близко наблюдал работу правительства этой страны. Требования к техническим параметрам комплекса предъявлялись очень высокие. Температура в помещениях, к примеру, могла колебаться в пределах 0,1 градуса. Но когда Нурсултан Назарбаев проводил совещания со своими министрами, “удержать” ее было не просто. Оказывается, психическая энергия человека — вещь вполне осязаемая и конкретная. Убедился на собственном опыте. В 2012 году я решил — хватит мне стрессов и переживаний. И вернулся на родину. Правду говорят бродяги, подобные мне, живи, где хочешь, но к старости возвращайся туда, где появился на свет.  Мое путешествие длиной в пятьдесят лет окончилось там, где и началось. Дома, в родной Беларуси, я обрел душевный покой.

Беседовал Михаил КОРОЛЕВ.

НА СНИМКЕ: Ленинск. На прогулке с сыном.

Все новости

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +1 (from 1 vote)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Метки:



Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Выборы-2024

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Апрель 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Март   Май »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене