“Я — исследователь”: как вырастить зимой тюльпаны и сделать массу других открытий
Жажда открытия, стремление проникнуть в тайны бытия рождаются на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить ребят, которых не удовлетворяет работа с учебником. Чтобы найти ответы на свои вопросы, они читают специальную литературу. Поэтому важно именно в стенах школы выявить учащихся, проявляющих интерес к исследованиям.
С этой целью ежегодно в учреждениях образования района с октября по апрель проводится конкурс исследовательских работ и проектов “Я — исследователь”. Заключительным мероприятием стала научно-практическая конференция, которая прошла в начале апреля в стенах районной гимназии.
Она собрала юных исследователей из 14 школ, учащихся 2 — 11 классов. Было представлено 30 работ и проектов: 12 в младшей группе и 18 — в старшей. Тематика оказалась разнообразной. Ребят волнуют вопросы истории, страноведения, биологии, филологии и лингвистики. Для достижения целей своих исследований они выращивали зимой цветы и овощи, изучали опытным путем вред и пользу продуктов питания на организм человека, обращались к вопросам истории религии и храмов Толочинщины, различными способами даже варили мыло…
Участию в конкурсе предшествовала огромная работа по поиску и систематизации теоретического материала, проведению опытов и исследований. Ребята использовали такие методы, как анкетирование, опрос, интервью со специалистами — медработниками, технологами, инженерами. В учебно-методическом кабинете отдела образования, спорта и туризма был открыт консультативный центр для руководителей работ и проектов, проводились семинары по подготовке к исследовательской деятельности.
— Из года в год отмечаем увеличение количества детей, активно занимающихся творческой деятельностью, — говорит методист отдела образования, спорта и туризма, куратор конкурса Марина Алексеевна Заяц. — Однако еще необходимо совершенствовать систему работы с одаренными учащимися. Не везде в школах созданы условия для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации и самоопределения в соответствии со способностями. Требует доработки система формирования мониторинга качества образования одаренных детей, обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации их интересов.
Победителями конкурса стали в старшей группе ученицы СШ №1 города Толочина Мария Лисова, Екатерина Хохлова (руководитель О. К. Демешко) и Юлия Пашкевич из Волосовской СШ (руководитель О. А. Шашило). В младшей группе определились сразу три первых места — групповая работа о способах варки мыла Александры Аникиевич, Валерии Вергейчик, Надежды Средницкой из СШ №2 (руководитель Е. А. Мицкевич). Кстати, в дистанционном областном конкурсе учащихся 3 — 6 классов “Юный исследователь” в городе Витебске видеоролик с их работой получил диплом второй степени. В число победителей районного этапа вошли ученица СШ №2 Виктория Сафоненко (руководитель Л. А. Янчевская), Дарья Абловацкая и Александра Богданова из СШ №1 (руководитель Т. К. Рык).
Все победители награждены грамотами отдела образования, спорта и туризма и призами от РОО “Белая Русь”, которая ежегодно выступает спонсором данного конкурса.
В дальнейшем победители будут представлять наш район на областной научно-исследовательской конференции “Эврика” среди 5 — 11 классов и конкурсе исследовательских работ и творческих проектов для учащихся 2 — 4 классов “Вернисаж” в городе Витебске.
Юлия КАПРАНОВА.
"Я — исследователь": как вырастить зимой тюльпаны и сделать массу других открытий,