“Напиши мне, мама, в Египет…”

6 мая 2015 11:53

В 1967 году в ходе шестидневной войны армия обороны Израиля, разгромив Вооруженные Силы Египта, захватила Синайский полуостров и Западный берег реки Иордан. В течение последующих трех лет ее авиация регулярно наносила удары по военным и промышленным объектам этой страны, препятствуя восстановлению ее оборонного и промышленного потенциала. За  военной поддержкой египтяне обратились к правительству СССР. В начале 1970 года 18-я зенитно-ракетная дивизия генерал-майора Смирнова скрытно передислоцировалась в Египет и прикрыла с воздуха его территорию.

Но замаскировать славянина под араба — трудная задача. Уже через несколько дней радио Тель-Авива на чистом русском языке (а как же иначе, как пел Владимир Высоцкий, “ведь там на четверть бывший наш народ”) приветствовало “славных советских воинов” с прибытием. Думается, бравурные слова и мелодии, звучавшие в пустыне в те дни, не могли скрыть серьезных опасений правительства Израиля. Конфронтация его авиации с советскими ракетчиками не сулила обеим сторонам ничего хорошего. Ближайшие месяцы со всей очевидностью подтвердили это. Над Суэцким каналом разразилась гроза. Вооруженные Силы Израиля столкнулись с большими проблемами. Время безнаказанных полетов над территорией Египта закончилось.

БОЕВОЙ РАСЧЕТ ПОГИБ В ПОЛНОМ СОСТАВЕ

…18 июля 1970 года две группы истребителей-бомбардировщиков “Фантом” под прикрытием истребителей “Мираж” ВВС Израиля на предельно малой высоте наносили удар по военным объектам города Фаид. Но оказались в зоне  зенитно-ракетного огня дивизиона подполковника Толоконникова. В ходе скоротечного боя два боевых самолета были сбиты, их экипажи погибли. Ответ  последовал незамедлительно. В результате бомбово-штурмового удара по стартовой позиции  была уничтожена пусковая установка дивизиона. Боевой расчет, производивший перезарядку ракет под огнем противника, погиб в полном составе.

Сложил свою голову в том бою и наш земляк, уроженец деревни Славени ефрейтор Деденко Евгений Федорович, управлявший транспортно-заряжающей машиной. Это были первые боевые потери, понесенные советскими ракетчиками в Египте. Наверное, поэтому они переживались личным составом дивизии особенно тяжело.

Командир соединения генерал Смирнов Алексей Григорьевич лично написал родителям солдата теплое письмо: “Безмерно постигшее Вас, дорогие Федор Данилович и Зинаида Афанасьевна, горе. Но мы верим в то, что Вы найдете в себе мужество стойко перенести эту печальную весть, от которой холодеет мозг, туманом застилает глаза. Весь личный состав нашей части выражает Вам, дорогие Федор Данилович и Зинаида Афанасьевна, свое искреннее сочувствие и гордится тем, что Ваш сын был воспитан как человек мужественный, волевой, идейно стойкий, глубоко преданный своему народу, партии, Родине“.

Хоронили солдата торжественно, с воинскими почестями. От дивизии прибыла целая делегация, передавшая родным и близким слова соболезнования от командования части и медаль, которой наградило его правительство Египта. Прощаясь с сыном, отец настоял, чтобы цинковый гроб был вскрыт. Окружающие увидели в нем обугленные останки — все, что осталось от молодого, цветущего парня, которому  жить бы да жить…

СПРАВЕДЛИВОСТЬ ВОСТОРЖЕСТВОВАЛА?

— Видно, Евгения действительно уважали в дивизионе, — с гордостью говорит о  своем старшем брате Михаил Федорович Деденко, главный инженер животноводческого комплекса “Нарцизово”, — показывая мне письма его сослуживцев. — Солдаты  писали нам, что его  портрет в траурной рамке висит в ленинской комнате. А в подразделении учрежден переходящий приз его имени, которым награждаются лучшие специалисты…

Вместе перебираем исписанные чернилами листки в клеточку, вчитываемся в простые, искренние слова. Удивительное дело! Солдатская переписка с родными и близкими Евгения продолжалась до 1983 года!

— А год назад, — продолжил свой эмоциональный рассказ Михаил Федорович, — совершенно неожиданно к нам в деревню приехал ветеран войны в Афганистане Рафаил Курбангалеевич Кускулодинов и рассказал удивительную историю. В том же бою в Египте 18 июля 1970 года получил тяжелые ранения и вскоре скончался его родной брат. Умирая в госпитале, он попросил  навестить в Беларуси могилу своего армейского друга — Евгения Деденко. Рафаил очень извинялся, что не смог сделать этого раньше… Подобная верность слову и солдатской дружбе произвела большое впечатление на нашу семью. Кстати, с собой он увез горсть земли с могилы Евгения, чтобы прикопать ее у изголовья памятника своему брату в России.

О многом мы говорили с ним  в тот знаменательный день. Вспоминали  своих братьев, рассказывали о себе, листали фотоальбомы.

— А где орден Красной Звезды Евгения, — неожиданно спросил у меня наш гость.

Мы опешили. О чем, собственно, идет речь? Никогда и никто не извещал нас, что он был представлен к такой награде. Но Рафаил настаивал — все солдаты боевого расчета, погибшие в том бою, были награждены совет-ским правительством. Во всяком случае, его семья получила свой орден и бережно хранит его в домашнем архиве…

Ветеран уехал. Каково же было наше удивление, когда спустя несколько месяцев он прислал нам ответ Главного управления кадров Министерства обороны России на свой  запрос по этому поводу. Цитирую: “В результате изучения документов Центрального архива Минобороны России установлено, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1970 года № 98-Y111, номер пусковой установки 582-го зенитно-ракетного полка 18-й дивизии ПВО, ефрейтор Деденко Евгений Федорович награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Орденская книжка Н № 095158 передана отцу награжденного — Деденко Федору Даниловичу“.

Это известие прозвучало для нас как гром среди ясного неба. Все было удивительно! И факт награждения брата высокой наградой, о которой наша семья целых 45 лет слыхом не слыхивала, и то, что наш отец якобы в свое время получил ее.

Вместе с Михаилом Федоровичем мы открыли сайт Министерства обороны России. Последние сомнения отпали. Действительно, среди солдат и офицеров Советской Армии, награжденных орденами и медалями за участие в боевых действиях в Египте, числится имя ефрейтора Деденко Евгения Федоровича.  Более того, оказывается,  в 1988 году гриф “секретно” с участия нашей страны в войне в Египте был снят. А в мае 1989 года вышло постановление Совета Министров СССР и был озвучен Приказ Министра обороны Советского Союза №300, где все участники боевых действий в этой стране были признаны воинами-интернационалистами. Живые и мертвые.

ВОПРОСЫ ЕЩЕ ОСТАЮТСЯ

До чего же мы бываем ленивыми и нелюбопытными по отношению к самим себе, своим землякам, собственной истории. Потребовалось деятельное участие  в судьбе нашего солдата, павшего в бою на чужой земле, совершенно постороннего человека, чтобы наступило прозрение — мы могли потерять память о герое, которым  вправе гордиться. Я тоже хорош. В 2008 году собирал о нем материалы, связывался с Министерством обороны Беларуси, дошел до части, в которой он служил, но дальше публикации (“Жаркое небо Египта”, газета “Наша Талачыншчына” от 12 апреля 2008 года) дело не двинулось.

А ведь была зацепка. Строки письма генерала Смирнова родителям солдата: “За мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, Ваш сын Деденко Евгений Федорович представлен к награждению правительственной наградой посмертно”. Но подумал тогда — речь идет о медали правительства Египта. А ее я видел своими глазами…

Так может пора отдать должное солдату? Что мешает поместить его имя на памятном знаке, установленном в нашем городе в честь уроженцев района, погибших при выполнении воинского долга в Афганистане? Наверное, он был первый, кто открыл в районе этот скорбный список. Кстати, 18 июля исполняется 45 лет со дня его гибели. Вот вам и повод. Впрочем, могут быть и другие предложения….

Михаил КОРОЛЕВ.

P. S. Не дают покоя грустные мысли. Куда подевались орден и наградная книжка солдата? Кто расписался в их получении за его отца? Как получилось, что о награде не сообщили в военкомат, родителям, в часть? Не хотелось бы плохо думать о штабных работниках, но…

Толочинский районный военный комиссариат направил соответствующий запрос в архив Министерства обороны России. Может быть там мы найдем ответы на эти вопросы?  Доброе имя павших  должны защищать живые.

Все новости

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 5.4/10 (5 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +2 (from 4 votes)
"Напиши мне, мама, в Египет…", 5.4 out of 10 based on 5 ratings

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Метки:



2 комментария на “ “Напиши мне, мама, в Египет…” ”

  1. Плешко Борис , 6 мая 2015 , 19:01

    Отцовский орден тоже пропал,где то в недрах военкомата.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: +1 (from 1 vote)
  2. Наблюдатель , 6 мая 2015 , 14:30

    Автору бы уж книгу начать писать. Очень ему импонирует историческая и военная тематика. Пишет он легко, понятно, интересно. А почему бы и нет? Книгу-сборник воспоминаний разных людей о службе, например. Думается, такое нашло бы своего читателя.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 5.0/5 (1 vote cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: +3 (from 3 votes)

Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Выборы-2024

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Май 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр   Июнь »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене