Загадочность только добавляет азарта
Приятно иметь дело с людьми увлеченными, а увлечение свое сопрягающими с поиском, без преувеличения, творчеством. Вот и недавно позвонил нам житель района, предложил посмотреть случайно обнаруженное им вблизи урочища Чоботари, в районе деревни Харлинцы, кладбище с ясно выраженными каменными крестами.
И вот мы в дороге. Идем довольно проторенной дорогой, наслаждаясь сплошным ковром раскинувшимися пролесками, первыми робкими еще листочками на зарослях черемухи, орешника и лозняка.
— В 1660 году, — говорит мой собеседник, — недалеко от этого места располагалась деревня Чоботари. Возможно, топоним этот восходит к фамилии людей, которые заселяли эту землю. Можно предполагать и то, что он берет свое начало от умельцев, которые занимались изготовлением и ремонтом обуви. Возможно, и ничто в этом предположении не будет ошибочным. Наши предки вели во многом практически натуральное хозяйство. А что касается обуви, то в нашем крае ее изготовлением широко занимались в предвоенные годы и чуть с меньшим размахом в годы войны… Ведем непринужденный разговор. Выходим на документальное подтверждение (книга “Друцк” в серии “Древнейшие города Беларуси, стр. 271-272), что род Шеметов вступил в наследство застенков, включая и Чоботари, Пасмурки, Матвейки, Серединки и т. д. (здесь все рядом) в 1660 году. Так вот! Чоботари были застенком, а как деревня они просуществовали еще до 30-х годов прошлого века, превратившись постепенно в хутора. Последние были сведены в более крупные населенные пункты.
От места поселения открывается простор, который и был когда-то дорогой. По ней, очертания сохранились очень хорошо, еще после войны перевозили лес — мощные ели для производства пиломатериалов и изготовления срубов. Движемся по заданному направлению с Виктором и мы. Метров через 300 — 400 совсем рядом с дорогой выходим на кладбище, обозначенное несколькими десятками камней в виде креста, во многом уже лежащими на земле, некоторые подернуты толстым слоем мха и земли. Мой спутник с легкостью отворачивает один за другим слои — и на нас смотрит словно оживший еще один камень-крест, а на нем процарапаны символы солнца в виде различной формы крестов, прямых и закругленных. Под одним из камней-надгробий просматривается углубление.
Предположительно, поиски на месте захоронения велись. Все остальное сохраняет свой первозданный вид. Значит, каких-то ценностей больших здесь не обнаружилось и на время от могил отступились. На время… Как с тревогой в голосе говорит Виктор, у черных копателей снова пробудился к этому таящему загадки месту интерес. Не прочь отдельные отшлифованные, со знаками в виде крестов камни заполучить отсюда на свои богатые строения и в Беларуси, и в России. По крайней мере, примериваются.
У Виктора есть предположение, что кладбище это появилось гораздо раньше, чем известное нам местечко Чоботари, примерно в 14-15 веке. Как своеобразный правопреемник курганных захоронений, которые здесь встречаются и теперь. Два из них неплохо сохранились до наших дней. Значит, есть здесь и пласт дохристианской эпохи, и христианской. Да, подумалось, если бы камни могли говорить… Но специалистам они с большой вероятностью истины именно говорят. Только надо успеть прийти к ним и пообщаться — и можно открыть не одну страницу жизни наших предков, прикоснувшись к этим загадочным знакам.
Виктор БИРЮКОВ.
Благодарность Виктору за проявленный интерес к дохристианской истории древней Руси и желание прикоснуться к ведическому наследию наших Предков. Здесь же хочется отметить и статью от 5 ноября 2014г. « Красоту и уют создали работники лесхоза в заказнике “Скрипутево”» в которой говорится о всем известной для жителей Толочинщины – «Капличке». Говорю об этом с уверенность, потому как сам родом из д. Озерцы и каждое лето наведываюсь в Родные места. По всем признакам (дубовая роща на возвышенности, у подножия родники, изгиб реки, укромное место в низине, энергетика этого места) по моему мнению, в далёкие дохристианские времена на этом месте находилось «Капище» одному из Славянских Богов. Достоверно об этом сказать конечно сложно, документальных свидетельств об этом нет да и быть не может, хотя что то внутри подсказывает об этом. Возможно это связано с тематикой, которой я занимаюсь и моей книгой которая на днях вышла из печати:
http://konzeptual.ru/bukvica-drevleslovenskie-obraznye-pis-mena
http://fotobook4you.ru/gallery/30-proshloe-rusi/144-daariya-i-tartariya
http://fotobook4you.ru/gallery/30-proshloe-rusi/156-bukvitza
Что касается застенка Чоботари, то он отмечен на карте 1861г ( З.Чебатары), кладбище тоже отмечено на карте. Надеюсь, что эта тема получит дальнейшее развитие.
Всем Добра.
При увеличении рисунка видно, что квадраты дорисованы иными инструментом… Может быть первоначально была свастика, а потом выдолбили зубилом кввадраты?
Опять “Чёрные копатели”… Автор, кого ВЫ имеете в виду ,людей- которые занимются поиском монет и других потеряшек с помощью металодетектера, штудирующих горы литературы, неплохо разбираются в нумизматике, сфрагистике,фалеристике,филобутонистике,картографии. Знающих о истории родного края больше ,чем кто либо, и кстати благодаря которым эти камни и увидели люди далёкие от поисков. или маргиналов с лопатой, ищущих золото Наполеона в курганах XI-века?
Языческие солярные знаки в виде свастики встречаются в раннем средневековье на территории Восточной Европы на ювелирных украшениях,керамике,предметах быта и т.д. Логично было бы предположить что и эти надмогильные камни относятся к этому периоду. Но это только предположение, поскольку у нас это малоизученая тема. Намного интереснее на мой взгляд то что такие знаки на камнях у нас в районе есть только в двух местах( пока) рядом с Чеботари и Пасмурки. На мой взгляд ,локальное расположение этих обьектов свидетельствует о том что некогда на этой небольшой территории жили представители одного рода, переселившиеся из Балтийского региона, где символ свастики наиболее распространён. Специалистом не являюсь- это лично моё мнение. И по датировке я думаю век 16-17 .