Тайна партизанской могилы

8 мая 2015 10:48

Сколько на сельских кладбищах имеется могил без помпезных гранитных памятников, со скромными крестами без надписей. О тех, кто там похоронен, знают только родные. Стоит им уйти из жизни, как уйдет и память о погребенных. Одна такая могила находится на Муравничском гражданском  кладбище. И лишь недавно нам стало известно, что в ней похоронены пятеро партизан — братья Степан Лукьянович и Андрей Лукьянович Толкачевы , Михаил Данилович Литвинко, Дмитрий Антонович Авчинко (лейтенант). Все они  родом из Муравнич и внесены в книгу “Память”, пятый в этом числе — неизвестный партизан.

Ухаживает за партизанской могилой, ставшей семейной, жительница д. Слободка Эмма Михайловна Литвинова, племянница Степана и Андрея Толкачевых. К началу войны ей  было всего три года. Поэтому о тех давних трагических событиях она знает лишь из рассказов бабушки и матери.

У бабушки Натальи Иосифовны Толкачевой было пятеро сыновей, трое из них — партизаны. Андрей и Степан   погибли в начале мая 1942 года, а Николай пропал без вести в июле 1941 года.  В этом же году от болезни умер и отец  Эммы Михаил Лукьянович.  И лишь один из пятерых сыновей, Алексей Лукьянович, прошел через горнило войны и остался  в живых,  после войны проживал в г. Ярославле.

Благодаря “ОБД. Мемориал” удалось узнать, что Андрей Толкачев значится в списке безвозвратных потерь от 10 января 1948 года. С начала войны он был призван Бобруйским горвоенкоматом в Красную Армию, служил шофером. В июле 1941, как и многие из данного списка,   пропал без вести. Однако датой выбытия его, как и других солдат, значится  октябрь 1944 года. Очевидно, в это время проходило уточнение  списков личного состава солдат, принявших первые бои с фашистами, погибших или попавших в окружение. Однако на самом деле солдат не пропал без вести. Выходя из окружения, он пробрался на родину и вместе с братом и односельчанами  включился в борьбу с захватчиками.

Эмма Михайловна вспоминает рассказ бабушки:

—  Партизан, где были и мои дяди, ушедшие в лес осенью сорок первого, называли “дьячковцами”. В начале мая 1942 года, числа 3 или 4, группа партизан, в которой были мои дяди, Дмитрий Авчинко,   Михаил Литвинко и милиционер из Толочина, фамилию я не помню, вроде бы Титов,  или Титовец, вернулись с задания. Их шалаш находился в лесу между Поповкой и Санями. Там они и отдыхали. Отчим Дмитрия Авчинко   пошел за едой для них в сторону Плоского и навел на партизан  немцев.  Там они все и погибли. Житель  Поповки Михаил Журавлев, ему было в то время лет 70, похоронил убитых около речки. Потом рассказал бабушке, в каком порядке их уложил в общую могилу. В книге “Память” напротив фамилии Авчинко Дмитрия неправильно указан год смерти — 1943, а у его брата Толика (Витольд — прим. редакции) — 1942 год. У Димы Авчинко были две золотые коронки на зубах. И когда  останки партизан наша семья перезахоранила в 1953 году, мне тогда было 15 лет, в одном из черепов были золотые коронки. Нам военкомат выделил гроб, останки    погибших были  уложены в него и захоронены в Муравничах на кладбище.  Бабушка  не обращалась за помощью в район. Она говорила: “Это наше горе, нам его и горевать”.

Все эти годы я ухаживаю за могилой. Добираюсь в Муравничи и пешком, и на машине, если кто подвезет. Внук тоже подвозит. Сейчас мне 77 лет. После меня кто будет знать, что в этой могиле похоронены партизаны? Решила заказать трафарет с указанием  фамилий захороненных и даты смерти. Жаль, что пятый партизан неизвестен. Так и напишем — неизвестный партизан.  Пусть люди знают и помнят, кто здесь лежит.

Семье Толкачевых, как и  многим другим, немало пришлось пережить в войну. Бабушку и маму Эммы Михайловны немцы как партизанскую семью держали в “Пушнине” (прим. редакции. — Тюрьма. Сейчас  там находится бар “Пив-Паф”). К счастью, оттуда им удалось вернуться живыми. Эмму и четверых братьев и сестер досматривала в это время беженка из Смоленска, которую с двумя дочерьми приютили Толкачевы. Позже две дочери беженки ушли в партизаны в сторону Усвиж-Бука.    Но все пережитое, потеря сыновей, с которыми не удалось проститься и даже могилку навестить, сказалось на бабушке. После освобождения она ходила в Райцы, где на поле лежали трупы погибших солдат, внимательно всматривалась в их лица,   искала своих сыночков.

По прошествии лет, учитывая детский возраст оставшейся в живых свидетельницы тех событий Эммы Михайловны, подробности происшедшего   восстановить трудно. Однако анализ известного позволяет предполагать, что погибшие партизаны могли принадлежать к отряду Михаила Ивановича Дьячкова, сотрудника НКВД.

В июле 1941 года Наркомат внутренних дел БССР создал школу диверсантов и разведчиков, предназначенных для работы в тылу врага из числа сотрудников и оперативного милицейского состава НКВД и чекистов. В августе — сентябре курсанты первых двух выпусков были заброшены на территорию Белоруссии. Базой для развертывания партизанских формирований служили истребительные батальоны из их числа. Только к июлю 1941 года таких батальонов насчитывалось 78 с числом более 13 тысяч человек. Их целью был сбор разведывательных данных, налаживание связей с местным населением, проведение диверсионных акций.

Следует учитывать, что батальоны забрасывались в тыл врага как по линии НКВД — НКГБ БССР, так и по линии НКВД — НКГБ СССР. Поэтому в исследованиях начального периода партизанской войны приводятся разные статистические данные. На базе одного такого батальона был сформирован Меховский отряд (бывший Меховский район в составе Городокского района) под руководством М.И.Дьячкова. К середине августа 1941 года в республике действовал 231 партизанский отряд (свыше 12 тысяч человек), пополнявшийся солдатами-окруженцами, местными жителями. Партизанские отряды из числа сотрудников НКВД действовали в марте 1942 года в зоне Полоцк — Витебск — Орша — Лепель. В мае 1942 года на базе Мехов-ского отряда с привлечением местных жителей была создана 2-я партизанская бригада имени П. К. Пономаренко из трех отрядов числом 617 партизан, действовавшая на территории Крупского, Бешенковичского, Толочинского и Чашникского районов. Центральным штабом партизанского движения при подведении итогов полутора лет действия партизанских формирований до конца 1942 года была отмечена наибольшая результативность в плане боевых действий партизанских соединений К. С. Заслонова, М. И. Дьячкова, С. Г. Жунина.

Фашисты принимали самые жесткие меры борьбы с партизанскими формированиями, которые действовали на основе самообеспечения и разрозненно, не имели радиосвязи и достаточного количества боеприпасов. В октябре 1941 года М. И. Дьячков разделил отряд на мелкие группы и ушел в подполье. К активной деятельности приступил  в январе 1942 года.  Через наш район под напором немцев отступали и партизаны из Минской области под руководством капитана госбезопасности Артемия Евгеньевича Василевского. Отряд из 20 добровольцев в Крупском районе вышел в тыл противника. Но сам Артемий Евгеньевич заболел вблизи д. Козки нашего района. Его оставили вместе с сержантом В. Лявошко. Когда сержант пришел в деревню за едой,  местный житель выдал их немцам. Партизаны погибли. И лишь в 90-х годах состоялось перезахоронение их останков на кладбище в Минске.

Поэтому вполне объяснимо и наличие в небольшой группе погибших наших земляков сотрудника милиции, и временное проживание в шалаше, куда они возвращались после сбора разведданных и проведения диверсий. Недалеко находились Плосковский и Райцевский немецкие гарнизоны, железная дорога, райцентр… В каких трудных условиях приходилось действовать партизанам, говорит факт — к лету 1942 года в Белоруссии сохранилось всего 13 процентов отрядов, подготовленных и заброшенных на оккупированную фашистами территорию в начале войны.

Качественно новый размах всенародное  сопротивление получило к лету 1942 года. Из мелких отрядов сформированы были партизанские бригады “Чекист”, “Гроза”, им. Гудкова.

Точку ставить в этой истории рано. Возможно, отыщутся новые сведения о первых партизанах и их малоизвестных действиях. Не исключено, что станет известна и фамилия пятого партизана, сотрудника милиции.

Мария ХМЕЛЮК.

Все новости

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


Один комментарий на “ Тайна партизанской могилы ”

  1. сельчанин , 9 мая 2015 , 17:02

    От героев былых времен
    Не осталось порой имен
    Те кто приняли смертный бой
    Стали просто землей и травой….

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)

Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Выборы-2024

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Май 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр   Июнь »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене