Историю пишут отдельные судьбы

30 октября 2015 11:41

Фамилия Шибеко довольно распространенная в районе. В деревне Мешково до войны с такой фамилией проживало несколько семей. Но уже накануне войны они покинули ее, перебравшись в иные места проживания, в основном в города.

В 1945, вернувшись с фронта, ее представителем здесь остался только Иван Максимович Шибеко. Сегодня в своем родительском доме, перебравшись на время под отчий кров из Прибалтики, проживает его дочь. Так из восьмерых детей в этой семье на нее выпала и хлопотная, и одновременно приятная миссия по продолжению жизни этих родных стен.

— Они и мою жизнь тоже продолжают, — вступает в разговор Фаина Ивановна, и моего мужа, который перенес тяжелое заболевание. Может, и внушение срабатывает, но эти стены нам действительно помогают. Здесь так спокойно, благостно. Кажется, что в свое детство, молодость вернулась. Скоро будет год, как уехали из Риги, где у нас квартира, а в город назад не тянет…

Она в семье отца и матери была в числе младших детей. Но и на ее долю пришлись те первые послевоенные годы, когда даже хлеба на столе не хватало. Он, обыкновенный, из муки, появлялся только по праздникам. И хоть отец в это время тянул лямку председателя колхоза, председательской семье из общественного амбара добра не перепадало. Не мог вчерашний фронтовик, который прошел и Финскую, и Великую Отечественную войну, изменить своим принципам, заплатить совестью хотя бы и за горсть муки. А что дети скажут, соседи подумают — шила-то в мешке не утаишь. “Не то пережили, и это переживем”, — не раз говорил Иван Максимович. Верой жил, что завтра будет лучше.

Главное, пусть и израненный, живым вернулся, в то время как почти два десятка его сверстников, и даже помоложе, остались лежать в чужой земле. Особенно много погибло их и пропало без вести на последнем этапе войны. Призванные в 1944, когда был освобожден район, может, они опыта не имели, а может, с ними меньше всего и считались.

Как-то Владимир Гляк, уроженец этих мест, вспоминал: “Перед боем еще некоторых своих земляков видел, а после больше не довелось встретиться…” За потери, гибель людей никто особо не спрашивал. Вот если бы не взяли мало что значащий для общего успеха наступления населенный пункт — тогда берегись, солдат… Не пришли в свои хаты с цветущими под окном георгинами, черемухой и сиренью Гляк Иван и Гляк Матвей, Иванюта Артем, Козыревичи Иван и Стефан, Сергей Колко, одногодок их отца Яков Маркевич, Николай Мизовцов, Панушкин Степан, Шаркович Максим…

Иван Максимович души не чаял в работе на земле и в людях. Они ему тоже платили уважением и любовью. Поэтому Мешково отстроилось одной из первых деревень в округе. Даже из Толочина сюда перебирались, чтобы быстрее поставить свой дом. Этот, в котором они сегодня проживают, стоит на месте усадьбы деда по отцовской линии. В войну он, как почти вся их улица, сгорел. Так немцы расправились с мирными жителями за сочувствие и поддержку партизанам. Так вот, одна за одной, превращались наши уютные и красивые довоенные деревни в выжженную дотла землю.

К 1948 году Мешково было отстроено. Поставил свой дом и Иван Шибеко. Как-никак, в семье было уже шестеро детей. Под них надо было иметь простор, и пятистенка оказалась под стать, да еще и на вырост семье. Нелегко приходилось и маме — Анастасии Илларионовне Иванюте (девичья фамилия). Дети не обуза, но столько их поставить на ноги — кому это легко? Но у нее получалось.

В радость было видеть, как старшие смотрят за малышней, растут сами и помогают “вытягивать” младших. После того, как в войну от тифа умерла их первенец, с Таней было бы всех девять детей, уже не знали такой беды. Все учились, получали образование. Когда коснулось получать его Фаине после окончания восьмилетки в родной деревне, не задумываясь, пошла учиться за десять километров в среднюю школу на Усвиж-Бук. Так хотелось учиться, пробивать себе дорогу дальше.

— Будьте только дружны между собой, — любил повторять отец, — и все у вас будет…

В середине 50-х она уехала в Казахстан, закончила сельскохозяйственное училище и получила специальность тракториста-машиниста, имела удостоверение водителя 3 класса. Поколесив по целинным землям, вернулась на родину, в Витебск, работала на заводе “Мегом”. Здесь встретила любимого себе человека, вместе, создав семью, уехали в Ригу, где проживают с 1973 года. После развала Советского Союза здесь стало некоренному населению значительно сложнее.

Куда ни обратись, нужно знание языка, а иначе на тебя смотрят как на чужого человека. Немалую часть пенсии забирают коммунальные платежи, поэтому пришлось пойти на сдачу квартиры, а самим уехать в Беларусь, в свою деревеньку. Рядом, в Толочине, проживает и дочь, закончил школу и учится в университете внук. Как ни крути, а здесь дом родной. И вот эти фотографии на стене — тоже. Рядом портреты папы и мамы. Нет-нет да и вспомнится, как, пусть и тяжело, но весело жили, когда были все вместе.

Как-то однажды отец разговорился и стал подробно рассказывать, что ему вместе с авиаторами под Минском, где его застала война, пришлось пережить. Только получили новые самолеты, а фашистская авиация накрыла их в первые же дни. Потом воевал под Севастополем, прошел дорогами войны на различных фронтах и закончил ее в Польше. Получил даже кратковременный отпуск, приехал домой. Надо возвращаться назад, заглянул в военкомат, а тут новость. Не надо никуда возвращаться, война закончилась…

— Я помню, как перебирали мы его награды, хорошо отпечаталось в памяти, что был награжден медалью “За отвагу”, — говорит Фаина Ивановна, — а вот какие были остальные — не помню. Но было их много…

Были у Ивана Максимовича Шибеко награды и за труд. Когда объединились малые общественные хозяйства в колхозы, с председателя ушел в бригадиры.

Отработал не один десяток лет. Это был мудрый хозяин. Не хотели его отпускать люди, когда пришло время уходить на пенсию. Понимали, будет недоставать его крестьянской жилки, тяговитости, его боли за общественное, коллективное, и не менее — за личное, близкое его односельчанам. Он в памяти таким и остается у помнящих его жителей Мешково — скромным, несмотря на заслуги, и каким-то особенно своим, понятным для людей.

Это они и попросили вспомнить о своем земляке, воспользоваться приездом в родные места Фаины Ивановны, которая и поведала нам об отце, своей маме, братьях и сестрах, о своей большой и дружной семье, которая и стала таковой благодаря светлой мечте о дружбе родных людей Ивана Максимовича и Анастасии Илларионовны. Сбывшейся мечте…

Виктор БИРЮКОВ.

Все новости

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Октябрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен   Ноя »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене