Толочинские сыроделы успешно противостоят конкурентам

10 февраля 2016 10:58

Производственные помещения и территория Толочинского филиала ОАО “Лепельский молочноконсервный комбинат” привлекают эстетикой своего вида, компактностью, а в целом — современным состоянием предприятия. По молочноперерабатывающей отрасли по стране проделана работа, которая обеспечивает ей устойчивое, стабильное состояние. Но без проблем, как известно, в условиях жесточайшей конкуренции в мире и здесь не обходится. Та же Новая Зеландия могла бы обеспечить все страны качественными и дешевыми молочными продуктами. Но и мы своим маленьким территориальным “островком” среди других успешно противостоим конкурентам.

С целью узнать чуть больше об этом на примере толочинского предприятия прошли наша встреча и откровенная беседа с его директором Петром Вацлавовичем Арабчиком. Она не сводилась к разговору о неких успехах и заслугах. То, что есть сегодня, не столь важно. Важнее, как уметь действовать в с каждым днем нарастающих сложностях.

— Что касается нашего предприятия, — заметил П. В. Арабчик, — то мы оказались на данном этапе в довольно непредсказуемом положении. В прошлые годы многое успели сделать по его модернизации, обновили все основные средства производства. В 2015 году ввели линию по переработке сыворотки. Это позволило иметь глубину переработки молока, на чем мы тотчас почувствовали перемены. Отпала необходимость вывозить сыворотку и отдавать ее бесплатно тем, кто мог ее потреблять. Теперь она идет на продажу, каждая тонна ее приносит немалые деньги. Не страдает в итоге и окружающая среда…

За прошлый год произвели продукции в объеме 7468 тонн, 5516 тонн из этого объема поставили на экспорт. Оказывается, при средневзвешенной цене тонны концентрированной сыворотки в 54 доллара США в эквиваленте она приносит по поставкам в Россию огромные деньги. Вот так в результате технического современного оснащения можно жить за то, что вчера еще казалось обременительными отходами. А все потому, что знать не хотели иных подходов, десятилетиями обходились минимумом возможного выхода продукции из дорогого по себестоимости сырья. Надо отдать должное предприятию, что здесь не поставили телегу впереди лошади. Просчитали, проработали рынки России, серьезно поторговались — и отобрали выгодных для себя потребителей.

— Это при достаточной степени обработки, — дополняет сказанное Петр Вацлавович, — очень ценный продукт — белок, который хорошо усваивается организмом. Широко применяется в медицине, используется при приготовлении продуктов питания для спортсменов. Вовремя опомнились мы с сывороткой в Беларуси, нашли ей применение вместо утилизации и получаем от этого огромную пользу…

Но так обстоит пока не на всех предприятиях. В немалом их числе сыворотку по-прежнему “зарывают” в землю. Хотя подвижки по ее переработке идут, но фактор времени упущен. Гродненцы в данном вопросе пытаются лидировать. В Щучине возводится мощное предприятие, которое в будущем составит конкуренцию подобным себе в стране.

В ситуации различных санкций запада к России и России к Западу настоящим спасательным “кругом” для толочинцев стал широкий ассортимент их сырной продукции. Сыры элитной группы, которые поставлялись в Россию, были запрещены к ввозу, и ко времени, как и к месту, оказались соответствующие наработки “люксовской” продукции белорусами.

Толочинцы к этому моменту, словно предвидя тяжелые для экономики испытания, добрались даже до Голландии, родины сырного производства, где перенимали знания и опыт. Сумели ими удачно воспользоваться. Сейчас завод производит больше половины элитных сыров от общего объема, которыми раньше могли похвастаться лишь западные производители.

То, что на толочинские сыры не убывает очередь, говорит о самом существенном — их умеют здесь готовить. А в таком случае предприятию бояться нечего. Хотя, что тут скрывать, за будущее и боятся, и переживают, не дают себе покоя в настоящем. Поэтому не обольщаются только российским рынком, всерьез завязывают деловые отношения с  одной литовской фирмой. Значит, тем самым гарантируется еще более уверенный сбыт продукции, чего пока не хватает нашим белорусским предприятиям.

Важно, что элитные сыры имеют своего конкретного потребителя, и его не останавливает стоимость продукта. Для их изготовления требуются качественное сырье, умелые руки, чтобы потрафить уровню “элиты”. Одна всего лишь деталь, но какая! Когда прошлым летом у многих была проблема продать свой сыр, за толочинским тянулся шлейф очереди. К счастью для заводчан, она сохраняется до сих пор на все без исключения элитные сыры — MAASDAMER BV, “Пармезан де люкс” “Гройцер”, “Грюнталлер”, “Чеддер-Бел”, “Дели Рос”, “EMENTALLER” и другие.

— В этом направлении — качества, ассортимента, надежности поставок, — продолжает мысль П. В. Арабчик, — мы со всей строгостью к своей продукции идем дальше, не останавливаемся на том, что имеем. Вот потому и из стран Евросоюза обратили внимание на рецептуру наших сыров…

Сыры бывшей линейки тоже не остаются без спроса, но больше уже на внутреннем рынке.

По массовому выходу на российский рынок предприятие в Толочине входит в группу самых успешных в Беларуси. Поставляются они на условиях полной предоплаты. По экспортным поставкам в Россию наработали в эквиваленте за прошлый год 4 млн. 109 тысяч долларов США, или 135% по валютным поступлениям к 2014 году.

Но российский рынок уже не панацея, необходимы другие его направления. В результате ослабления российского рубля предприятие несет ощутимые потери в привязке к доллару.

Каждый новый сорт элитного сыра — от его разработки до производства и сбыта — требует практически год времени. Одна подготовка документов растягивается на месяцы. Но иного сегодня, с учетом специфики производства, не дано. Элитные сыры, несмотря на многие дополнительные усилия при их выпуске, приносят должную отдачу, обеспечивают развитие предприятию и благополучие коллективу.

Линейка продаваемых сыров составляет 26 видов, в планах введение в производство еще 6 из серии самых новейших.

Однажды в Германии мы посетили магазин по продаже сыров и были удивлены трем вещам — широкому ассортименту, мелкой фасовке и отменному вкусу продукта. На цену, отведав сыра, не было необходимости смотреть. Это было уже второстепенным, но и она была нам, белорусам, вполне по карману. Вот примерно что надо иметь нашим предприятиям, чтобы не зависеть от законодателей моды в приготовлении сыров, имея здоровые амбиции по выходу со своей продукцией на какие бы то ни было рынки.

Литовский из них — хороший пробный шар для продвижения вперед, в том числе и в направлении финансового благополучия. Сделан в этом плане и еще один своевременный хороший шаг — предприятие закупило новую линию по фасовке сыра. Оборудование начнет поступать в ближайшие дни, а к середине марта на своих прилавках мы тоже увидим толочинский сыр в различной фасовке.

Что ж, интрига есть и хотелось бы, чтобы в итоге она тоже сработала на наработанный своим умом и своими руками хороший имидж предприятия.

Виктор БИРЮКОВ.

Все новости

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Февраль 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв   Март »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене