Поисковики провели в Толочинском районе рекогносцировку мест возможного захоронения советских воинов

11 июня 2016 17:09

Несколько дней в районе работали военнослужащие 52-го отдельного специализированного поискового батальона Министерства обороны Республики Беларусь. Солдаты проводили рекогносцировку мест, где, по информации местных жителей, захоронены останки бойцов Красной Армии.

— Какие результаты? — поинтересовался я у руководителя раскопок сержанта-контрактника Алексея Сергеевича Щербаня.

— Ничего не обнаружили, — кратко ответил тот. — Но и отрицательный результат имеет свои положительные стороны. Не нужно больше терзаться  мыслями, что здесь покоятся незахороненные надлежащим образом жертвы Великой Отечественной войны. Хотя… определенные соображения по этому поводу у меня все же остались.

В Коханово, на местном кладбище, в указанном месте, действительно, не оказалось останков советских военнопленных. Но это вовсе не означает, что их там нет вообще. Если еще раз внимательно проанализировать известные факты, опросить стариков, заглянуть в архивы, может вполне статься, что лежат они где-то в другой стороне. Память о прошлом с годами выкидывает такие коленца! Ничего страшного. Уточнитесь — снова приедем. Это наша работа.

Здесь, в Озерцах, в принципе, та же картина. В одиночных захоронениях мы не обнаружили ничего. Одно из них, наверняка, было уничтожено в 80-х годах в ходе мелиоративных работ (бульдозеры перепахали всю землю). Другое таило сюрприз. Вскрыли верхний слой почвы и убедились: здесь, действительно, когда-то была могила.

— Тогда где же останки? По воспоминаниям местных жителей, здесь должен лежать капитан Красной Армии. Его убил снайпер в 1944 году, уже после освобождения района. Старики помнят об этом.

— Тело, скорее всего, эксгумировали в 50-х годах и перезахоронили в одной из братских могил. В то время эти работы не афишировали, проводили, как правило, ночью. Дело тут не в политике, а в морали. Вся округа сбежится. Зачем людям видеть подобную тягостную процедуру. Допускаю, с течением времени об этом факте в районе забыли. Дело житейское.

— Ваши работы в других местах в этом году были более продуктивными?

— Да, к примеру, на днях в Брестской области мы подняли останки 10 бойцов Красной Армии. Двух идентифицировали по так называемым “смертным” медальонам. Это очень большая удача. Как правило, в захоронениях, относящихся к начальным месяцам войны, лежат безымянные солдаты.

— Как вы поступаете с найденными останками?

— Извещаем правоохранительные органы, которые изымают их и отправляют на экспертизу. Если последует подтверждение, что им более 50 лет, местные органы власти получают разрешение перезахоронить их в братских могилах с соответствующими почестями. По большому счету, для этого мы и копаем. Фраза “война не окончена, пока не похоронен последний солдат” для нас не лозунг, но смысл службы и жизни.

— Я тут посмотрел статистику и был поражен. За 20 лет существования батальона ваши военнослужащие извлекли из земли и перезахоронили свыше 75 тысяч солдат Красной Армии и жертв Великой Отечественной войны, установили тысячи имен, которые ранее числились в списках пропавших без вести, передали в музеи страны сотни образцов военной техники и оружия, уточнили многие неизвестные факты истории.

Но работы впереди у вас еще много. По данным из разных источников, на территории нашей страны в годы войны погибло от 2,2 до 3 миллионов солдат и гражданских лиц.

— Да, сведения о ранее неизвестных захоронениях поступают к нам постоянно. Стараемся эту информацию проверять качественно и достаточно оперативно. С этой целью в поле мы проводим по восемь месяцев в году. Нагрузка очень большая.

— С минами и снарядами как поступаете?

— Вы затронули важный аспект нашей работы. Увы, подобных сюрпризов в нашей земле еще много — нередко в опасной близости от мест проживания населения. В подобных случаях мы немедленно останавливаем раскопки, огораживаем их, выставляем наблюдательный пост и вызываем саперов. Все солдаты батальона проходят курс инженерной подготовки и знают, как действовать, чтобы не произошло трагедии.

— Скажите, куда должны обращаться люди, знающие о местах нахождения подобных захоронений?

— Лучше всего в военкомат. Его сотрудники совместно с местными органами власти выедут на место, составят информационный лист установленной формы и отошлют его в Генеральный штаб. Там эти сведения проанализируют и поставят нам соответствующую задачу.

Беседовал Михаил КОРОЛЕВ.

Все новости

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +1 (from 1 vote)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Метки:



Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Июнь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май   Июль »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене