Беспредельная благодарность учителю
Мы не только недовольны чем-то в своей судьбе, но и многому в ней обязаны. Особенно трогает, когда люди находят самые идущие из души слова в адрес своих учителей. Это раскрывает истинную глубокую человеческую сущность тех, кто благодарен учителю, потому как невозможно переоценить значение этой профессии в нашей жизни.
Она связывает нас, как видится через даль прожитого времени, с самым дорогим, что может быть для человека, — с родиной, твоими родными и близкими, моралью и духовностью, культурой и традициями, словом, с жизнью во всех ее проявлениях. Да, не всегда мы готовы выражать свои чувства вслух, но совсем не лишне подтверждать их хорошими поступками.
К примеру, как сделал это учитель из Ивацевичского района на страницах “Настаўніцкай газеты”, вспомнив о каждом из своих педагогов в одной из школ Ляховичского района.
— Они, — поделился С. П. Куницкий, — через своих детей, внуков, а некоторые и лично разыскали меня и безмерно выражали свою радость, не скрывая и слез, что они оказались незабытыми…
Наше забытье о них — самое для их сердца тяжелое и обидное. Со своими учителями мне посчастливилось сохранять лучшие человеческие отношения, но многих, к огромной печали, уже с нами нет. Нет уже и той самой близкой моей душе Селицкой начальной школы в окружении белоствольных берез и устремленных ввысь елей, красавца сада, который своими яблонями и грушами глядел прямо в окна четырехклассного помещения. А из глубины в овраге, который проходил рядом, били невидимые ключи, словно неся свою неутомимую службу.
Осталось в памяти обилие сирени, деревенские колодцы и пруды и… люди, самобытные, неповторимые по характеру и поведению люди той деревеньки, куда мы ходили в школу за два километра. И среди них наша первая учительница Анна Федоровна Аникович. Спокойная, доброжелательная, она радовалась каждому нашему маленькому достижению, гордилась нами не меньше, чем своими сыновьями.
Заведующей школой была умная и проницательная, тоже всем нам как мама, Елизавета Ермолаевна Снапкова. Всего четыре года провели мы в этих стенах, но по насыщенности событиями они стали для нас большой жизнью, открыли те ее горизонты, которые помогли и помогают свершаться различным планам и мечтам.
Откровенности ради можно сказать, что к новой своей школе, восьмилетней, пришлось долго привыкать. Что-то не шло у нас с оценками. Мы не понимали учителей, они — нас. Вместо похвалы стали получать упреки, заметно меньше стали читать. Постепенно все вошло в свое русло, и по дороге домой мы то и дело выражали свое восхищение уроками Зои Тимофеевны Шарапковой, Алексея Ильича Станкевича и Надежды Федоровны Аникович, Евы Парфеновны Вакар, Нины Андреевны Гайдуковой, Софьи Романовны Тенюшко…
Они знали предмет, сочетали в себе увлеченность профессией и трудолюбие. Были строги, требовательны и принципиальны, но ни на минуту мы не усомнились в их порядочности и полной самоотдаче своим воспитанникам. Эти их качества во многом передались каждому из нас.
Прокручивая в памяти еще одну школу, среднюю, видишь, что по красоте своей она после деревянных помещений прежних школ выглядела настоящим храмом. Помнится и каждый из ее учителей.
Однажды, будучи уже студентом педагогического института, зашел проведать свою школу и оказался на уроке русской литературы у Галины Федоровны Вихровой. Она не вела уроки у нас, но о ее владении предметом ходили легенды. В этот раз, будучи уже погруженным в мир своей профессии, я вышел из класса восхищенным и самим предметом, и романом Л. Толстого “Война и мир”, и учителем, и учениками.
Вот поэтому тоже нам надо благодарить судьбу, что есть в нашей жизни школа и есть учителя. Нижайший им поклон за вдохновение и призвание, за любовь к своей профессии, за самоотверженность, без которой эта профессия не обходится.
Виктор БИРЮКОВ.
Беспредельная благодарность учителю,