Бережное отношение к себе и природе — залог благополучия (+фото)
31 октября — Международный день экономии. В этот день предлагается экономить как можно больше. Не только деньги, но и природные богатства — воду, газ, а также электроэнергию, топливо и все то, что часто используется нерационально, в том числе наши силы, время и нервы. Нет ничего неиссякаемого и вечного. Все, что есть на данный момент, надо ценить и беречь. Мы обратились к жителям города и района и попросили поделиться своим опытом экономии в какой-либо сфере.
Анастасия Доманцевич, пенсионерка, г. п. Коханово:
— С детства привыкла трудиться на земле. Родители учили бережно относиться к одежде, обуви, школьным принадлежностям. Этому же и я учила своих четверых сыновей. У меня есть дача, на которой выращиваю всевозможные овощи. Часть забирают в город дети, лишнее я продаю друзьям и знакомым, тем самым пополняя свой бюджет.
Нелли Каравацкая, индивидуальный предприниматель, г. Толочин:
— Содержание павильона “Фотосервис” обходится недешево, экономить стараемся буквально на всем. Для изготовления качественных фотографий необходимо хорошее освещение, поэтому используем энергосберегающие лампочки. Установили компьютер нового класса “А”, который потребляет меньше электроэнергии. Летом расходуем примерно 125 киловатт в месяц, зимой платим за 350. Отапливается павильон электрическим котлом, днем включаем и газовую печь. Наверное, вы обратили внимание, в павильоне не жарко, но и не холодно. Стараемся поддерживать оптимальную температуру. Клиенты могут снять верхнюю одежду и сфотографироваться. На ночь газовую печь отключаем в целях экономии и безопасности. Если образовалась очередь, люди могут посмотреть телевизор, он у нас работает постоянно. В этом году отопление включили с наступлением морозов, отключаем тоже в зависимости от погоды.
Ольга Шнырко, художественный оформитель, а/г Озерцы:
— В нашей семье трое детей, две девочки и мальчик. В собственном доме живем девять лет, держим большое хозяйство, есть участок. Чтобы сэкономить, трудимся всей семьей. Овощи выращиваем на своем огороде, консервируем, закатываем всевозможные салаты, чтобы хватило на всю зиму. Мясо тоже практически не покупаем — есть куры, кролики. В доме три жилые комнаты. С детства приучаем детей выключать за собой свет, не лить попусту воду. При отоплении используем твердое топливо — дрова и брикет. Зимой на день используем брикет для поддержания средней температуры, вечером, когда все дома, топим больше. Чтобы сберечь дом от сырости, протапливаем слегка даже летом.
Любовь Шахрай, пенсионерка, г. п. Коханово:
— В данное время живу одна, я инвалид второй группы. Вырастила двух дочерей, имею четверо внуков. Пенсия у меня небольшая, в первую очередь оплачиваю коммунальные услуги. Экономить пришлось на всем, когда в 38 лет тяжело заболела. Чтобы вывести меня из стресса, соседка по палате дала в руки спицы и научила вязать, можно сказать, сберегла мою жизнь. С тех пор вязание стало для меня не только любимым делом, но и источником заработка. Вяжу на заказ разные вещи — свитера, кофты, жакеты, костюмы, пинетки и др. Ни одна вещь не бывает похожей на другую. Моя работа стоит сравнительно недорого, женский свитер — 28 — 30 рублей, за эти деньги покупаю необходимые лекарства. Когда приезжают внучки помогать, для них всегда готовлю приятный сюрприз — новую связанную вещь.
Блиц-опрос провела Елена СЕРЕДА.
А ці не прасцей проста перайсці на электронны дакументаабарот, чым прыдумываць ноў-хаў з паперы?
Ага! І зрабіць беспрацоўнымі шматлікую армію вытворцаў паперы, пісцоў, работнікаў пошты, кур’ераў і шмат іншага люду. А подпіс начальніку дзе ставіць? Не ўжо! Лепш электроніку пакінуць толькі для раскладвання пас’янсаў падчас “працы”.
У такім выпадку, прапановы, выказаныя шаноўным спадаром Рэдзька прапаную прызнаць несвоечасовымі, і, нават, утапічнымі. Прапаную, у мэтах недапушчэння массавых скарачэнняў служачага люду дакументаабарот у папяровым выглядзе рэзка павялічыць. Заадно паперным заводам і тыпаграфіям давесці павялічаны план па вытворчасці патрэбных у канцэлярскай справе кніг, бланкаў і т. п.
Перейти, конечно, можно. Только, когда это произойдет, тогда и не нужно будет экономить бумагу и материалы, которые пока никто еще не отменял.
Вот лишь несколько реальных предложений по экономии в одном только направлении.
Мне приходилось сталкиваться с тем, что в организациях накапливались большие запасы различных бланков и журналов, изготовленных типографским способом (типографии малыми тиражами не берутся печатать), а потом менялись инструкции, менялись формы и все эти запасы оказывались деньгами, «выброшенными на ветер». Избежать таких потерь можно лишь предложенным мной способом или централизованным изготовлением (закупкой) и распределением их по мере необходимости крупными вышестоящими организациями между подчиненными структурными подразделениями.
Можно при отсутствии типографских журналов изготавливать небольшие журналы и с использованием оргтехники (компьютеров, множительных аппаратов). Особенно важно изготавливать в необходимых случаях на такой технике различные бланки и формы, используемые в делопроизводстве. Тут экономия может быть особенно ощутимой.
Часто в делопроизводстве возникают вопросы с закупкой или получением журналов учета документов, поэтому такие журналы предпочтительно вести до полного заполнения, даже если они должны заводиться ежегодно. Можно ведь и в течение года завести продолжение вместо полностью заполненного журнала, зато не нужно будет хранить несколько наполовину заполненных журналов, пока не выйдут сроки их хранения, да и затраты соответственно уменьшатся на их изготовление.
Можно максимально использовать возможность ведения переходящих на следующий год дел, а в дела с малыми сроками хранения подшивать и больше 250 листов, хотя этого не одобряют инструкции. Здесь нужно подходить творчески. Все зависит от важности дел. Есть дела, которые нужны чисто формально, которые никто никогда и смотреть не будет. Так стоит ли на них тратить время и деньги на ежегодное оформление, особенно если в некоторых из них за год соберется не больше нескольких десятков листов (бывают и такие). Но тут опять же вопрос важности возникает. Есть дела, которые и с одним листом лучше закрыть, чтобы ничего не нарушать.
Желательно документы с малым количеством листов закладывать в наименьшие по размерам конверты, если это возможно. Это опять же сокращение почтовых расходов.
Можно копии документов, не подлежащих длительному хранению, печатать на использованных ранее листах бумаги.
При большой переписке с одними и теми же организациями (подчиненными структурами) не срочные документы можно «придерживать» до подготовки тем же адресатам новых. Это позволит сократить почтовые расходы.
К такому же сокращению почтовых расходов может привести доставка документов нарочными, если имеется такая возможность, особенно в пределах одного населенного пункта. Это, конечно, не может быть применено массово, но почему такую возможность не использовать? Я, например, часто этим пользовался, в том числе и при выезде в подчиненные структурные подразделения, расположенные в других городах. Это даже ускоряло доставку.
Разрешается ответы на запросы готовить на самих полученных документах. Это позволяет разгружать делопроизводство от лишних накапливающихся бумаг, не вести дополнительный учет отпечатанных документов и не тратить на них бумагу. Все, конечно, зависит от важности документов.
Разрешается так же документы, не требующие разъяснений, высылать без сопроводительных писем. Это должно быть всем известно, и аргументы примерно те же, что и в первом случае.
Возможная экономия в делопроизводстве:
Можно печатать документы на двух сторонах листа бумаги. Это позволяет значительно сократить потребление бумаги и объемы накапливающихся для хранения документов. Работники архивов знают эту проблему, когда не хватает площадей для хранения материалов. В республиканских нормативных документах имеется положение, разрешающее печатать документы со сроками хранения до трех лет на обеих сторонах листа. Только не всегда и не всеми оно применяется. Во многих случаях можно печатать и документы с большими сроками хранения, нужен только разумный подход.
Конечно, у разных организаций затраты, связанные с канцелярщиной, разные и прямо пропорциональны размеру организации. Но разве следует отказываться даже от малой экономии, если она позволяет не только экономить материалы, но в первую очередь снижать загрязнение окружающей среды?
Предлагаю советы по экономии в делопроизводстве. Не всех это касается, но если хотя бы один соответствующий работник это прочитает и применит в своей работе, уже будет польза.