Правильная речь — одно из условий полноценного развития ребенка

17 ноября 2016 11:10

На этой неделе свой профессиональный праздник отметили учителя-логопеды, те, кто занимается со взрослыми и детьми, имеющими особые проблемы — нарушения в произношении звуков, письме, трудности с членораздельной речью. Корректируя речь, они возвращают человеку богатство общения, дают ему возможность полноценной жизни среди людей, успешной учебы.

Наш собеседник — учитель-логопед пункта коррекционно-педагогической помощи детского сада №3 г. Толочина Галина Владимировна Ставер. Здесь она работает по специальности восемь лет.

— Галина Владимировна, расскажите об особенностях работы логопеда в детском дошкольном учреждении.

— В современных детских садах с детьми работают не только воспитатели, но и педагоги разных специальностей. Нередко родители считают, что учитель-логопед работает только с детьми, которые не произносят или произносят неправильно отдельные звуки. Но это лишь один из аспектов логопедического воздействия.

Главной целью коррекционной работы является развитие речи ребенка в целом, а именно: развитие артикуляционной моторики, физического и речевого слуха, накопление и активизация словарного запаса, работа над грамматическим строем речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развития связной речи, формирование навыков звуко-буквенного анализа и, конечно, коррекция произношения.

— В каких случаях дети нуждаются в логопедической помощи?

— Это зависит от характера нарушений речи. Если ребенок в 5-6 лет неправильно произносит отдельные звуки, как правило, [р] или [л], особой трагедии в этом сейчас нет. Но позднее… Смогут ли родители дать гарантию, что такое отклонение от нормы не помешает ему в подростковом или старшем возрасте? А переучиваться во много раз сложнее.

Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки и вдобавок у него нарушен речевой слух, это не позволяет ему четко различать звуки родного языка. Такое отклонение может привести к нарушению чтения и письма в школе. Если пустить все на самотек, это обеспечит ребенку плохую успеваемость по языкам. Кроме того, у него могут возникнуть стрессы. Разумнее будет отправить его к логопеду в дошкольном возрасте, чем иметь проблемы в школе.

— С какого возраста наиболее целесообразно обратиться к учителю-логопеду?

— Ответ на вопрос кроется в особенностях физиологического развития. Известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание наверстывается с трудом и не полностью.

Для речи таким “критическим” периодом развития являются первые три года жизни ребенка. Если в это время не было уделено должное внимание речи ребенка, то в будущем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Именно поэтому в детских садах проводятся систематические коррекционные занятия, начиная с 3-4-летнего возраста. Такая логопедическая группа работает в детском саду №1.

— Каков порядок зачисления ребенка в пункт коррекционно-педагогической помощи?

— Вначале провожу предварительную диагностику, составляю список детей, нуждающихся в услугах логопеда. Его утверждает районная комиссия в Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации отдела образования. Далее ребенок должен пройти медико-психолого-педагогическую комиссию. После этого мы начинаем фронтальные (с группой из 5-6 детей одинакового возраста и с одинаковым типом нарушения) и индивидуальные занятия.

— Как скоро появляются положительные изменения в речи ребенка?

— Если нарушения не сложные, через 1 — 3 месяца речь становится заметно лучше. Хочу заметить, успех во многом зависит от родителей. После пройденного материала необходимо закрепить его дома. С этой целью пишу домашние задания для родителей. Как правило, большинство родителей заинтересованы в том, чтобы речь их ребенка была правильной.

— Расскажите, как вы стали учителем-логопедом.

— Закончила СШ №2 г. Толочина, потом филологический факультет БГУ. Решила получить второе высшее образование в пед-университете имени                   М. Танка (г. Минск). Два года заочно училась на дефектолога. Одновременно работала в этом же детском саду. Очень люблю детей и хочу, чтобы все они хорошо разговаривали. Радуемся вместе, когда есть положительная динамика.

— Спасибо за содержательную беседу. Успехов вам и вашим воспитанникам.

Елена СЕРЕДА.

Все новости

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (1 vote cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)
Правильная речь — одно из условий полноценного развития ребенка, 10.0 out of 10 based on 1 rating

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Выборы-2024

Год качества

«Лица Победы»

Наш календарь

Ноябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт   Дек »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене