Толочинца Дмитрия Ивченко однажды увлекло кино и не отпускает
Бог метит человека способностями, и этот дар, как и здоровье, превыше всего. Им мы обогащаем не только себя, но и жизнь других людей. Без принуждения, со всей полнотой счастья, которое приносит ему творческая деятельность, фотографией и кино занимается Дмитрий Ивченко.
Ради одного фотоснимка готов отправиться в самый дальний уголок района, преодолеть пешком по глубокому снегу не один километр, чтобы найти подходящий ракурс. Только тогда, когда сработает внутреннее “зрение”, подскажет душа, что это и есть то, что надо, он нажмет на кнопку фотоаппарата или кинокамеры.
А подсобрав денег, отказав себе в материальных благах, Дмитрий за поиском удивительного в мире природы отправляется за тысячи километров в другие страны. Поднимается в горы, преодолевает бурные реки, опасные переходы.
— Дмитрий, уже в школе, как рассказали нам ваши одноклассники, вы увлеклись фотографией и у вас это здорово получалось…
— В эти годы мы, как правило, многое пробуем, за многое беремся. Но это было всего лишь зарождение интереса к данному занятию. Учился осваивать фотоаппарат, сам процесс фотографии. О результате думать не приходилось. Если он и был, то это в умении рисовать. А оно, видимо, помогло увлечься фото. Фотографировал для себя и отец, занимался этим лучший мой друг, вот все вместе и подтолкнуло меня к занятиям.
Начинал с отцовского ФЭДа, перешел на “Зенит”. На “мыльницы” не переходил, хотя многие говорили, мол, брось эту бандуру “Зенит”, возьми в руки что-то компактное. Но мне нравилось работать на аппарате, на котором получалось сделать то, что хотелось.
А когда накопилось немало приятных для меня снимков, решил, что пускай и другие посмотрят, как много интересного и необычного вокруг нас. Так состоялась, где-то в 2005-2006 году, моя первая выставка фоторабот. В основном это были пейзажи.
— Внимание к моменту, мгновению через статичное его изображение стало началом для восхождения и на другие творческие вершины?
— После первой, как мне казалось, обычной, выставки с фотоаппаратом не расставался никогда. Куда бы ни ехал, возил его с собой в машине. Ведь нередко что-то интересное встречается тогда, когда его не ждешь.
— Нам, кто посещает ваши выставки, каждая фотография видится как отдельно взятая работа, произведение. Как вам удается делать подобное?
— Универсального рецепта здесь нет, но в каждой фотографии заключается своя история. Видишь картину и, не зная даже законов композиции, запечатлеваешь ее. А получается неожиданно для себя неплохо. Нередко приходится, чтобы сделать снимок, поджидать, какие облака соберутся, какого они цвета и как выстроятся, чтобы запечатлеть закат солнца, заснять какой-то ландшафт на местности.
— Когда пришло ощущение, что статики одной уже мало, нужно показать окружающее в движении, развитии?
— Захотелось поснимать на любительскую камеру детей — и дома, в семье, и с выездом в лес, к озеру, в момент их занятий, игры. Потом прихватил камеру, когда выезжал в археологическую экспедицию в горы Саяны. Увидел, есть фильм, получился сюжет. И потом, делая съемку, готовил ее уже в виде фильма — с титрами, музыкой, чтобы это было интересно не только себе, но и другим. Когда заметил, что у людей появляются слезы на глазах после просмотра отдельных фильмов, понял, что что-то у меня получается.
— Дмитрий, то, что у вас получается, это факт неоспоримый, вы человек в этом плане талантливый. Скажите, насколько технически сложно сделать фильм?
— Профессионалы говорят, что для создания фильма не обязательна суперкачественная снимаемая картинка. Самое главное — идея, смысл того, о чем рассказываешь и что показываешь…
— Сколько у вас работ в кино, которые отвечают самым строжайшим требованиям к ним?
— Десять из них можно отнести именно к фильмам. Подолгу, годы, вынашиваешь то, что хочется сделать. Еще год уходит на съемку…
— Это ведь сжатые сроки?
— На самом деле, да. На Беларусьфильме работает целая команда. У них современное хорошее оборудование и на подобные фильмы все равно у профессионалов, как мне удалось узнать, уходит до полугода, а то и до года. А здесь же приходится делать все самому.
— Общаетесь ли вы с профессиональными киношниками, обращаетесь ли к ним за помощью, советом?
— Общение с ними проблематично. Поначалу с одним из них контакт был. Встречались, обсуждал некоторые моменты. Но не будешь же постоянно ездить в Минск, отвлекать занятых людей. Интересующая информация теперь доступна, есть в интернете.
Профессионалы выкладывают здесь свои рассуждения, лекции. Есть возможность встречаться с ними на различных фестивалях, смотрах. При необходимости что-то спрашиваем, а они нам объясняют.
— Как оцениваются ваши работы? Ведь таких энтузиастов, как вы, кто снимает фильмы, видимо, не так уж и много? Ваше место среди этих фигур, кто занимается любительским кино?
— Те, кто делает любительское кино, в нашей стране не входят в какие-то объединения или союзы. Поэтому мы не на виду у критиков и оценщиков. Есть среди нас и те, кто вообще никуда не отправляет свои фильмы. В лучшем случае могут выложить фильм в интернет, чтобы друзьям и знакомым показать, чем занимаются. Но есть и те, кто работает от конкурса до конкурса, и больше нигде о них не слышно.
— Есть ли интерес у профессионалов к тому, что вы делаете, могут ли они дать оценку вашим работам, творчеству?
— В большей степени эту оценку даем мы себе сами. Хоть изредка, но что-то конструктивное могут сказать по данному поводу друзья. Хотелось бы, чтобы побольше звучали на отдельную работу отзывы, был емкий, предметный анализ. Чаще же все обходится общими словами: “Хорошо, молодец”. Когда встречаюсь с коллегами на конкурсах фильмов, там уже на свой фильм получаешь более обширный комментарий.
— Удовлетворены ли вы тем числом работ, которые удается сделать за год, и есть ли возможность снимать больше?
— Хотелось бы больше, задумок достаточно. Останавливает то, что не хватает времени. Но, с другой стороны, если бы только этим занимался с утра до вечера, то выдержал ли бы такой темп. Лучше пускай не хватает того же времени, работ будет меньше, чем этим перенасытишься.
— Как долго работаете над текстовкой для фильма, которые всегда содержательны, интересны, и все в них фактически достоверное и выверенное, соответствуют документальной основе того, о чем идет речь?
— Много для текста берется из книг, из публикаций районной газеты, энциклопедий. Чтобы иметь правильное представление по взятой теме, внимательно подхожу в целом к изучению истории Беларуси. В архивы не вхож, да это и проблематично. Ну а на подготовку сценария уходит в среднем до месяца.
Когда стал заниматься историей края, понял, как много в ней еще белых пятен, как много мы растеряли знаний и сведений о своем прошлом. Это тоже одна из причин, которая обязывает не потерять окончательно то, что еще сохраняется.
— Есть ли в нашем городе люди, которые тоже преисполнены желания этим заниматься?
— Их немного, но они есть. Недавно пришел в киностудию “Летопись” при районном Центре культуры Сергей Петрушин. Освоил кинокамеру, начинает работать.
— Ваша, Дмитрий, основная работа?
— Работаю электромехаником по системе теплового контроля в Оршанской организации сигнализации связи.
— Дмитрий Александрович, спасибо вам за то, что вы делаете, и делаете творчески, умело. Ваши фильмы о родном крае — это еще одно прочтение нашего прошлого средствами кино. По ним, как по учебнику, можно смело изучать историю Толочинщины. Они заряжают особым чувством. Сколько бы их ни смотрел, всегда хочется к ним возвращаться. Вне всякого сомнения, у них хорошее, счастливое будущее, которое неразрывно связано с нашим прошлым и настоящим.
Виктор БИРЮКОВ.
НА СНИМКЕ: кадр из фильма “Неизвестная Толочинщина”.
Толочинца Дмитрия Ивченко однажды увлекло кино и не отпускает,