К дню памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах: матерями они не станут

26 апреля 2017 16:32

Лауреат Нобелевской премии Светлана Алексиевич написала замечательную книгу “У войны не женское лицо”. А какое оно у Чернобыльской катастрофы, обрушившейся на нашу землю в 1986 году? Ответ на вопрос не такой уж и очевидный, как кажется. Демографы утверждают: если бы не эта трагедия, в нашей  республике проживало бы не 9,5, а 15 миллионов человек. Самую высокую цену взбесившемуся  атому, как представляется, заплатили  белорусские женщины.

Моя сестра, Людмила Филипповна Жулего (в девичестве Шашалевич) провела свое детство и юность в Толочине. Закончила Белорусский государственный институт народного хозяйства, трудилась в Гомельской области на хозяйственной,  советской, партийной работе. В 1988 году ее, совсем еще молодую женщину, назначили первым секретарем Мозырского райкома Коммунистической партии Белоруссии. Кто помнит то время, знает, какая это была ответственность. Но и честь. КПСС умела подбирать и готовить кадры для народного хозяйства республики.

Твердый характер был с детства ее отличительным качеством — что в учебе, что в спорте, что в общественной деятельности. Всякое дело  умела до конца доводить. Наверное, потому и  стала  крупным руководителем, полностью подчинив себя службе. Муж, бывало, шутил, мол, чтобы встретиться, скоро на прием к тебе буду записываться. Вечно в делах, в разъездах, вечно с людьми. В багажнике служебной машины у нее  лежали резиновые сапоги. Состояние дел на производстве курировала лично. Приезжает как-то домой, сама едва на ногах стоит от усталости, но довольная и веселая.

— После работы  на ферму заехала, — говорит. — Пригласили девчата на  день рождения. Как таким людям откажешь…

К слову, со всеми доярками в районе была лично знакома, авторитетом у них пользовалась непререкаемым.

Судьба или Божий перст, не знаю, бросила ее в самое пекло Чернобыля. 1 апреля 1986 года ее назначили председателем Ветковского райисполкома Гомельской области, а уже через месяц она, едва приняв новую должность,  организует у себя в регионе  спасательные работы. В качестве начальника штаба гражданской обороны района  принимает и расселяет в домах отдыха, санаториях, школах, клубах массы беженцев, оказавшихся в зоне радиоактивного  заражения. Распределяет  команды ликвидаторов, технику, военнослужащих, организует снабжение, питание, обеспечение бытовых потребностей тысяч людей. Спустя годы мы  не раз вспоминали об этих событиях. Конечно, лиха хватило и в  нашем районе. Были и у нас свои переселенцы, беженцы, проблемы с радиоактивным заражением местности. Но то, что творилось у них… Людмила говорила, что по накалу страстей,  горю людскому это была война. Война с врагом невидимым, коварным и беспощадным. Война, наложившая зловещий отпечаток на судьбы тысяч  людей.

— Что для тебя было самым тяжелым в те дни? — как-то спросил я ее.

— Наверное, успокаивать женщин, — подумав, ответила мне она. — Никогда не забыть мне их отрешенность, потерянность, отчаяние, плач. Да какой там плач!  Многие из них не плакали, а жутко причитали, словно прощались с покойником.  Дети с ужасом смотрели на  матерей и сами заходились в истерике. Людей можно было понять: в одночасье они лишились всего — дома, работы, семьи, здоровья…

Но на этом испытания для нее не закончились. Через несколько дней из города к ним пришли колонны автобусов. И поступил новый приказ: переселенцев немедленно загрузить и отправить в глубь Беларуси. В области сложились трагические обстоятельства. На Гомель чернобыльский ветер понес радиоактивные облака.

— Это были лютые дни, — говорила Людмила. —  Спасая  областной центр от катастрофы, обком партии решил посадить облако в нашем районе. В дело вступила военная авиация. А мы… Мы с помощью военных чуть ли не силком  запихивали людей в автобусы и опять отправляли их куда-то в неизвестность. Если бы ты видел, как они смотрели при этом на нас…

— А сами?

— А что сами? — пожала плечами она мне в ответ. — Мы как государевы люди остались там, где приказано, приступив к борьбе с этим радиоактивным “подарком”, засыпавшим  район атомным пеплом. Кстати, работали тогда рядом с нами и ликвидаторы из нашего родного Толочина. То-то было радости опереться на помощь и поддержку своих земляков. Я интересовалась потом их судьбой. Мало кто долго прожил…

—  Ничего не понимаю, — разводил я руками, — переселенцев отправили, а  своих на месте оставили? Где логика?

— Сам погибай, а товарища выручай, — улыбнулась сестра. — Люди доверились нам, их нужно было спасти в первую очередь. Это первое. А второе заключается в том, что вопрос этот, действительно, вскоре встал в области достаточно остро. Специалисты войск химзащиты страны обследовали район и сделали вывод: население нужно немедленно эвакуировать. Но прибыли представители партии, пересчитали все по своей методике и вынесли противоположный вердикт — населению ничто не грозит. А чтобы люди меньше боялись, изъяли у них японские дозиметры и вручили  отечественные, более грубые. Вот и весь сказ про нашу эвакуацию…

Полтора года проработала моя сестра в этой должности. А через несколько лет с ней случилась беда. Врачи поставили страшный диагноз — онкологическое заболевание. Она лечилась, продолжая много и напряженно работать, держалась мужественно и достойно, не теряла надежды. Но болезнь прогрессировала.

…Последний раз  мы с братом навестили ее в Гомельском онкологическом диспансере. Чувствовала она тогда себя очень плохо, и в свидании нам  отказали. Тогда мы тайком пробрались к ней по черному ходу. По коридорам крались, как разбойники,  заглядывая во все палаты подряд. И с удивлением всюду видели одну и ту же картину — молодых красивых женщин и   девушек.

— Откуда их столько у вас? — спросили тогда мы сестру.

— Оттуда, — кратко ответила она нам и отвернулась к окну, пряча полные слез глаза. — Если даже и выживут, матерями  не станут.

Трагедия нашего  народа в устах умирающей женщины уложилась всего в  несколько слов. Как приговор, как вечное проклятие ядерной катастрофе, ставшей причиной трагедии для миллионов людей.

Владимир ШАШАЛЕВИЧ.

Все новости

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


37 комментариев на “ К дню памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах: матерями они не станут ”

  1. дядя Че , 4 мая 2017 , 16:23

    Уважаемый товарищ Duh, Кое в чём Вы правы. Но во многом, видимо, Вам недостаёт грамотности в области ядерной физики и информации данных о радиационной обстановке в районах подверженных воздействию загрязнению от аварии на ЧАЭС, а тем более о деятельности советских ядерных полигонов. Теперь по порядку. В реакторе действительно нарабатываются нуклиды Плутония. Но нуклид Плутоний 241 составляет самую малость, он образуется не из-за облученияи захвата нейтронов, а в результате более тонких превращений сучастием нейтрино и позитрино. поэтому атомная масса и не изменяеться от Плутония 241 до Америция 241. и таких превращений очень мало. Далее Америций 241 легче растворим в воде по сравнению с Плутонием 241, а с учётом годовой сидиментационной миграции нуклидов в почве 12-15 мм в год,нуклид Америций 241 через 100 лет можно будет обнаружить на глубине от 1,5 до 2х метров. Америций 241 обладает мягким гамма излучением, а не как вы ошибочно пишете о жёстком гамма излучении. Опасности, большей чем на сегодняшний день от комплекса нуклидов, Америций 241 представлять не будет. Больше не рассказывайте эту сказку про соломенного бычка. В отношении опытов над людьми! вы этих людей видели? Конечно нет! В зоне ядерных испытаний тоже не были. Так вот – территория Семипалатинского полигона оставлена после всех испытаний чистой. Есть ограждены три участка от трёх контактных самых первых взрывов, оставивших поверхностное заражение почвы. Другие взрывы осуществлялись на достаточной высоте и не дали значительного загрязнения почвы. И ещё одна особенность выхода нуклидов при ядерном взрыве, что все нуклиды короткоживущие, в отличие от наработанных в ядерном реакторе. Если вы возьмёте в руки справочник по гражданской обороне, то там увидите таблицы уровней радиации, где за 100% принят уровень радиации на 1 час после взрыва, через 5 часов 20%, через сутки 2,2%, через двое суток 1,1 %.Когда был произведён термоядерный воздушный взрыв всё население, сельхоз животные и птица были на месяц эвакуированы в радиусе 250 километров. Вернулись в свои дома только после дозиметрического контроля уровней радиации.И ещё пример: учёные с семьями жили от площадок подрыва на удалении 60 километров, у них было 2500 дачных участков на берегу р. Иртыша, где они выращивали овощи и фрукты, естественно всегда был дозиметрический контроль. Загрязнения никогда не превышали НРБ-99. Да, у нас на испытаниях был один мужчина прошедший через десятки ядерных испытаний. Его звали “Дядя Ваня”. Это был никем не востребованный труп мужчины, полученный из морга г. Семипалатинска с соблюдением всех юридических норм. Он служил науке более 20 лет, даже после смерти. Это был его уже не человеческий подвиг. Так что не паникуй, мой друг! В сказки не верь. Старайся вначале докопаться до истины.С радиацией надо всегда обращаться на Вы и никогда не допускать головотяпства, как это было в Чернобыле.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  2. Якуб Лойка, аматар выпіць і гісторык , 29 апреля 2017 , 14:48

    А ці не забыўся шаноўны спадар Палкоўнік паражальныя фактары ядзернага ўзрыву, пра якія яму павінны былі распавядаць выкладчыкі курсу РХБЗ у ваеннай вучэльні?

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  3. алиса , 29 апреля 2017 , 10:06

    Спи усни сыночек, завтра встанешь рано,
    Полковник нам расскажет, если мы попросим
    Про ядро урана-238.
    Ох, какую ошибку сделали в свое время представители районной власти, когда такую “значимую” фигуру возили по деревням в поисках его пристанища. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
    • Якуб Лойка, аматар выпіць і гісторык , 29 апреля 2017 , 15:01

      Экс-дэпутат Вярхоўнага Савета СССР усе такі. Праўда вымушаны ўцякаць з Паўночнага Казакстана за спробу сепаратызма

      VA:F [1.9.22_1171]
      Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
      VA:F [1.9.22_1171]
      Rating: 0 (from 0 votes)
      • polkovnik , 29 апреля 2017 , 20:25

        Ложь!Жду извинений! Вы распространяете клевету.. . Вам сроку для опровержения 24 часа. Если у Вас есть факты, и Вы их способны представить, можете смело игнорировать моё требование.

        VA:F [1.9.22_1171]
        Rating: 5.0/5 (1 vote cast)
        VA:F [1.9.22_1171]
        Rating: +1 (from 1 vote)
        • Якуб Лойка, аматар выпіць і гісторык , 29 апреля 2017 , 21:42

          Шчыра прыношу свае прабачэнні шаноўнаму пану Палкоўніку! Ніякага дачынення да ўцекаў з Паўночнага Казакстану і спроб сепаратызму ен не мае! Злыя людзі далі неправільную інфармацыю

          VA:F [1.9.22_1171]
          Rating: 1.0/5 (1 vote cast)
          VA:F [1.9.22_1171]
          Rating: -1 (from 1 vote)
          • polkovnik , 29 апреля 2017 , 22:35

            Бывает! Извинения приняты…

            VA:F [1.9.22_1171]
            Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
            VA:F [1.9.22_1171]
            Rating: 0 (from 0 votes)
        • Якуб Лойка, аматар выпіць і гісторык , 29 апреля 2017 , 22:03

          Пра экс-дэпутата Вярхоўнага Савета таксама п’янае трызненне Якуба Лойкі. Шчырыя прабачэнні!

          VA:F [1.9.22_1171]
          Rating: 5.0/5 (1 vote cast)
          VA:F [1.9.22_1171]
          Rating: +1 (from 1 vote)
          • polkovnik , 29 апреля 2017 , 22:40

            Не Вы первый…Я был Народным депутатом СССР ( это ниже Члена Верховного Совета СССР), но я являлся сопредседателем депутатской фракции “Группа Союз” ( это выше , в том плане, что позволяло присутствовать на заседаниях Президиума Верховного Совета СССР…

            VA:F [1.9.22_1171]
            Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
            VA:F [1.9.22_1171]
            Rating: 0 (from 0 votes)
  4. Михаил , 28 апреля 2017 , 19:33

    Читая комментарии, приходится только удивляться знаниям полковника. Все науки, от выращивания растений до новейших научных разработок, он знает как свои пять пальцев. И, исходя из своих армейских знаний, пытается вдалбливать людям в головы, что радиоактивное облучение безобидно, словно загар в тени. Даже оспаривает признанный факт осаждения радиоактивных облаков на территорию Беларуси. Я до сего времени не мог понять, кто уничтожает в наших лесах знаки радиоактивной опасности. Оказывается, это делают люди, наслушавшись в армии “отцов-командиров” о безобидности радиации.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 5.0/5 (1 vote cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: +1 (from 1 vote)
    • polkovnik , 28 апреля 2017 , 21:12

      Поступаем очень просто! Вы идёте в лес, отбираете трёхлитровую банку почвы и несёте пробу в радиометрическую лабораторию: в ветеринарную станцию, либо на хлебозавод, вам за шоколадку Лена сделает все измерения… Успехов! В поиске превышения норм радиации… Не забудьте в целях повышения точности измерения производить в течении 20 минут и поинтересоваться не только содержанием цезия – 137, но и калия – 40. Этот природный изотоп современные радиометры не учитывают, но при желании Вы увидите эту величину… Адреса лабораторий Вам знаком или Вы так ни разу туда и не зашли?

      VA:F [1.9.22_1171]
      Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
      VA:F [1.9.22_1171]
      Rating: 0 (from 0 votes)
      • Михаил , 29 апреля 2017 , 12:48

        Полковник! Вы кому это все пишете, и главное, для чего? Не забывайте, что здесь жили и еще живут люди, участвовавшие в ликвидации аварии. Они на своем здоровье почувствовали прелести облучения. Пожарники, милиционеры, медсестры, врачи, резервисты призывались и из нашего района. Вот им, кто еще жив, вопреки советам медиков, приходится гнать и пить самогон хотя бы для самоуспокоения (к сожалению, на красное сухое вино пособия не хватает). А хранят самогон, как правило, в трехлитровых банках. Так что с банками у нас дефицит. Кроме этого пробу в лабораторию для проверки уровня радиации, измеренного государством, нести ни к чему. Государство врать не будет. Или Вы сомневаетесь?

        VA:F [1.9.22_1171]
        Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
        VA:F [1.9.22_1171]
        Rating: 0 (from 0 votes)
    • Якуб Лойка, аматар выпіць і гісторык , 28 апреля 2017 , 22:36

      Армейскую закалку замполита и холерический темперамент не пропьешь…

      VA:F [1.9.22_1171]
      Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
      VA:F [1.9.22_1171]
      Rating: 0 (from 0 votes)
    • polkovnik , 29 апреля 2017 , 20:37

      Знаки убрали по распоряжению директора лесхоза. Он оперативно сразу после моего звонка убедился и признал, что его подчинённые по глупости и безграмотности допустили ляп. Подробнее о причинах этого тут https://vkurier.by/19190

      VA:F [1.9.22_1171]
      Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
      VA:F [1.9.22_1171]
      Rating: 0 (from 0 votes)
      • Михаил , 30 апреля 2017 , 15:49

        Как все просто. Взял дозиметр, прогулялся по лесу, позвонил директору лесхоза и вместе с ним “лишил” лес радиоактивного загрязнения. Директор лесхоза дал указание убрать в лесу предупреждающие и запрещающие знаки.
        Если служба радиоактивного контроля Минлесхоза признала наш лес очищенным от цезия-137, то почему в соответствии с пунктом 18 «Правил ведения лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения» не проинформировала об этом население? Ведь посещать эти места и собирать там дары леса люди боятся.
        Убедительно прошу редакцию газеты «Наша Талачыншчына» проверить информацию полковника и ознакомить с результатами проверки население района.

        VA:F [1.9.22_1171]
        Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
        VA:F [1.9.22_1171]
        Rating: 0 (from 0 votes)
        • polkovnik , 30 апреля 2017 , 18:47

          Я бы с удовольствием поддержал бы Ваше предложение! Но лучше воздержусь по причине Вашего упорного приписывания мне того, чего нет и не было на самом деле. Опустим те подробности, которые не относятся к событиям новейшего времени. У меня конфликт с радиологами лесхоза возник после того, как я убедился, что они не анализируют результаты радиометрического исследованиря проб почв. Отбирали пробы, отправляли в “БеллесРАд”, обратно получали не подписанный анализ. И подшивали бумаги…Прошли годы. Представьте моё удивление, когда я два года назад со страниц газеты района узнаю о появлении запрещающих знаков, вместо предупреждающих. Иными словами, наши “лесники” и журналисты печатного органа не знали того режима, о котором обязаны были информировать население режима. Поддерживаю Вас в одном – предлагаю редакции вернуться к теме работы над ошибками. Пусть исследуют проблему недоверия населения к работе доброго десятка радиометристов, исправно 30 лет получающих зарплату за работу, которая не востребована населением и почему многие не верят в результаты их исследований проб почвы, воды, молока и пр. продуктов… Дозиметрические приборы не должны простаивать, а ловить неуловимую радиацию… Кстати, в своё время редакция бесплатно получила дозиметр..Пусть отчитаются, как они его применяли на практике….

          VA:F [1.9.22_1171]
          Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
          VA:F [1.9.22_1171]
          Rating: 0 (from 0 votes)
          • Михаил , 1 мая 2017 , 20:09

            Уважаемый полковник! Уточните, пожалуйста, что и где я приписал вам то, чего не было? Ваши конфликты меня меньше всего интересуют. Конфликтуйте с кем хотите, только для этого не высасывайте факты из пальца.
            В свое время часть территории Толочинского района выделили как зону радиоактивного загрязнения. Была определена граница зараженных участков леса. ӏ Зона загрязнения, куда попал наш лес, имеет две подзоны: ӏА и ӏБ. В подзоне ӏА разрешается заготовка грибов, дикорастущих ягод, плодов, орехов, лекарственного сырья. В подзоне ӏБ запрещается сбор даров леса, выпас молочного скота и заготовка сена для него. Так что установка разных знаков на отдельных участках леса была вполне обоснована.
            Радиационная обстановка со временем меняется. Соответствующие службы мониторят процесс и вносят изменения. Вряд ли стоит отдельным лицам, вооружившись дозиметром, бегать по полям и лесам, а потом кричать на весь мир об отсутствии в нашем районе радиоактивного заражения местности. Это пока что не соответствует действительности. Увы!
            После чернобыльской аварии почти всем предприятиям дали дозиметры, но не дали дозиметристов. Вот и ржавеют приборы без дела в шкафах и кладовках, приходя в негодность. Да это и хорошо. Использование приборов контроля дилетантами приносит, как правило, больше вреда, чем пользы, вызывая кривотолки среди населения.

            VA:F [1.9.22_1171]
            Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
            VA:F [1.9.22_1171]
            Rating: +2 (from 2 votes)
  5. Cерафима Ивановна , 28 апреля 2017 , 15:49

    Читая комментарии, заметила, что в мире существуют только две точки зрения: полковника и остальные неправильные. Возможно, для многих приведенные научные факты интересны. Но цель автора, думаю, была иной – показать трагическую судьбу незаурядной, умной и героической женщины. К сожалению, разгильдяйство и непродуманность действий и поступков одних часто становятся поводом для свершения геройских поступков другими. И когда один человек, назвавший себя “дилетантом широкого профиля” в одном из своих многочисленных и зачастую курьезных и предвзятых комментариях, в этом же упрекает другого, не менее, даже более эрудированного человека, это, право, даже не смешно, а весьма печально и вызывает желание назвать балаболом.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  6. алиса , 28 апреля 2017 , 10:23

    щас, вряд ли дождешься, полковник, что кто-то из редакции, наскоро поутюжив шнурки, побежит по твоему указанию с документами к “дяде прокурору”. На это способны только такие скандалисты, как Вы.Скунса узнают не по шкуре, а по вони, так и Вас.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: +1 (from 3 votes)
  7. polkovnik , 27 апреля 2017 , 15:44

    Эта публикация грозит очередным скандалом! Сколько можно терпеть безответственность авторов и редактора? Элементарное изучение карты местности и направления движения радиоактивного облака из Припяти ( облако движется туда куда дует ветер, и это направление называется метеорологическим в отличие от аэронавигационного, которым пользуются авиаторы, которым, якобы, обком партии ставил задачу осадить облако на Ветковский район, спасая Гомель… Поздно пить Боржоми, если ветер пронёс облако над Гомелем… Ну а если он обошёл Гомель, то обком партии лишь вздохнул с облегчением, списывая всё на природу. Интересно, как расценить эту публикацию проверяющий …Ведь выдвинуто серьёзное обвинение партийным руководителям? Чем его можно подкрепить? Ау! Автор и редактор! Документы на стол дяди прокурора!

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
    • Якуб Лойка, аматар выпіць і гісторык , 27 апреля 2017 , 17:36

      Цікава, а чаму тав. Палкоўнік жыве ў Коханаве, а не ў Ветцы, Брагіне, Хойніках?

      VA:F [1.9.22_1171]
      Rating: 5.0/5 (1 vote cast)
      VA:F [1.9.22_1171]
      Rating: +3 (from 3 votes)
      • polkovnik , 28 апреля 2017 , 17:07

        Когда полковник переехал на жительство в Толочинский район, его пугали – это радиоактивная местность. Когда меня ткнули носом в резуль таты измерений, я изучил отчётный том, сделал выписки и через зам. пред. Завадского добился выезда с членом исполкома Бирюковым в район д. Сани. Не выходя из машины я на артиллерийской линейке рассчитал ожидаемый уровень и заявил ему. Вот Вам прибор ДРГ и если там на углу дома бабки Журавлихи есть остатки радиации примерно 50 микрорентген, то я соглашусь Но если прибор покажет там 30 микрорентген, то я вправе требовать, чтобы радиолог Курчев и члены исполкома съели свои дипломы с радиоактивными грибами. Прибор показал 14 микрорентген. Аналогично было и на др. точках в Поповке и прочих …. Таким образом я был и остаюсь первым и единственным, кто на данном примере не заслуживает сомнений в способности полковника устанавливать истину и разоблачать фальсификации. Но, оказывается, что для спокойной жизни толочинцам нужна своя правда?! Удобная им… Госпожа Гвоздева из Дома пионеров была первой, кто через газету “Белорусская нива” ввела в научный оборот ложь об осаждении радиоактивного облака на Толочинщине по пути на Москву…Ой. как интересно было услышать от неё объяснение – все так говорят, – утверждала она…

        VA:F [1.9.22_1171]
        Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
        VA:F [1.9.22_1171]
        Rating: 0 (from 0 votes)
        • Якуб Лойка, аматар выпіць і гісторык , 28 апреля 2017 , 22:44

          Дык чаму не пасяліліся ў Санях, Вальках ці Папоўцы? Экалягічна чыстая мясцовасць з карыснымі для здароўя дозамі радыяцыі да якіх так прызвычаіўся ваш арганізм у час службы ў войску.

          VA:F [1.9.22_1171]
          Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
          VA:F [1.9.22_1171]
          Rating: 0 (from 0 votes)
  8. сельчанин , 26 апреля 2017 , 17:40

    26 апреля 1986 года произошла крупнейшая катастрофа за всю историю атомной энергетики — разрушение четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС. Большая часть радиоактивных веществ выпала на территории Беларуси.

    По данным Департамента по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС МЧС Беларуси, около 35% чернобыльских выпадений цезия-137 на европейском континенте находится на территории Беларуси. 23% нашей страны было заражено цезием-137 с плотностью свыше 37 кБк/м2.

    Наибольшие уровни выпадения йода-131 были зафиксированы в Брагинском, Хойникском, Наровлянском районах Гомельской области, где его содержание в почвах составило 37 000 кБк/м2 и более. В Чечерском, Кормянском, Буда-Кошелевском, Добрушском районах уровни загрязнения достигали 18 500 кБк/м2. Были также загрязнены Ельский, Лельчицкий, Житковичский, Петриковский районы Гомельской области, Пинский, Лунинецкий, Столинский районы Брестской области. В Ветковском районе Гомельской области содержание йода-131 в почве достигало 20 000 кБк/м2. Йодный удар привел к значительному увеличению патологии щитовидной железы, особенно у детей.

    На 66% территории Беларуси уровни загрязнения почвы цезием-137 (137Cs) превышали 10 кБк/м2 (0,3 Ки/км2). Загрязнение почвы изотопами плутония-238,-239,-240 (238, 239, 240Pu) с плотностью более 0,37 кБк/м2 охватывает почти 2% площади страны.

    Сейчас в результате бета-распада 241Pu на радиоактивно загрязненных территориях происходит образование америция-241 (241Am) в количествах, сравнимых с количеством основных источников. Через 100 лет после аварии на ЧАЭС, в 2086 году, общая активность почвы на загрязненных территориях Беларуси будет в 2,4 раза выше, чем в начальный послеаварийный период.

    В так называемый ранний период из белорусской зоны загрязнения эвакуировали 24 725 человек. К сожалению, масштабы аварии и опасность загрязнения в апреле 1986-го скрывали. Первые заметки в СМИ начали появляться лишь 1 мая.А куда смотрела ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА.Все деятели смотрели что скажет МОСКВА ЦК КПСС.Все держались за свои должности и плевать на НАРОД.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 5.0/5 (1 vote cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: +2 (from 2 votes)
    • Задунайский , 26 апреля 2017 , 21:00

      На народец как плевали тогда, так и сейчас плюют и совсем не стесняются , строят в Островце свою станцию россияне , все равно у нас все заражено , кому прибыль , кому стронций с цезием. В кремле радиационный фон не превысят. Все готов отдать ради власти , ничего святого.

      VA:F [1.9.22_1171]
      Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
      VA:F [1.9.22_1171]
      Rating: +1 (from 1 vote)
      • polkovnik , 27 апреля 2017 , 12:42

        Плевали и плюют на науку! Давайте подумаем сами. Вот читаю, сельчанин пишет: “Через 100 лет после аварии на ЧАЭС, в 2086 году, общая активность почвы на загрязненных территориях Беларуси будет в 2,4 раза выше, чем в начальный послеаварийный период…Кто из нас не учил физики в средней школе! ” Закон радиоактивного распада, открытый Фредериком Содди и Эрнестом Резерфордом экспериментальным путём и сформулированный в 1903 году…В современной формулировке закона:
        − λ N

        знак минус указывает на убывание числа радиоактивных ядер со временем. За сто лет распадается очень много ядер например по цезию 137 с учётом периода полураспада в 30 лет из 100 000 000 ядер за первые 30 лет распадается 0. 5млн, остаётся 0,5млн.Проходит ещё 30 лет и остается , 0 25 млн..Проходит ещё 30 и остаётся 125 000 000…Откуда рост радиоактивности в 2. 4 раза? Радиоактивность – процесс. Он базируется на ядрах радиоактивных изотопов. Они распадаются со временем и радиоактивности становится существенно меньше!!!! Зачем безответственно цитировать сомнительные прогнозы?

        VA:F [1.9.22_1171]
        Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
        VA:F [1.9.22_1171]
        Rating: 0 (from 0 votes)
        • Duh , 27 апреля 2017 , 18:54

          Вы я смотрю великий специалист по ядерной физике? Тот факт, что выпавший плутоний-241 по истечению 14,4 лет преобразуется в несравнимо более опасный америций-241, является для физиков азбучной истиной. Они давно пытаются предупредить об этом: «В ближайшие годы ожидается увеличение количества в почве америция-241; значимость этого изотопа обусловлена его активностью в биологическом круговороте; в зоне, которая прилегает к ЧАЭС, значительную опасность будет иметь америций -241» («Беларуская энцыклапедыя. Чарнобыль», Минск, 1996). Профессор Тявловский, один из немногих, кто решился открыто выступить на эту тему, отмечает: «Фактически мы вступаем в новый этап чернобыльских последствий. Если до сих пор было сносно, терпимо, то спустя 14,4 года после Чернобыля, когда объявится америций -241, ситуация станет весьма мрачной»
          По имеющимся прогнозам, активность америция в почвах брянской области, подвергшихся загрязнению в результате аварии на ЧАЭС будет возрастать вплоть до 2060 года! и превысит начальную активность более, чем в 6 раз за счет распада выпавшего изотопа Ри-241, а суммарную активность изотопов плутония 238, 239, 240 – приблизительно в 2 раза.
          Процесс полураспада плутония-241 и появления америция -241 чреват тем, что последний в отличие от других радионуклидов обладает очень жестким гамма-излучением. Фактически — это яд, поражающий различные жизненные системы человека и в первую очередь — пищеварительную.

          VA:F [1.9.22_1171]
          Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
          VA:F [1.9.22_1171]
          Rating: +1 (from 1 vote)
          • polkovnik , 28 апреля 2017 , 10:50

            Уважаемый Dux!
            В средней школе мы с Вами изучали ядерные реакции. Вспоминаем: удельная активность плутония – 241 примерно 100 Кюри на каждый грамм вещества. Допустим этот грамм более менее равномерно лёг на площадь в 1 км. квадратный. Спустя 14 лет на этой площади плутония останется уже 0.5 грамма. Но примерно 0. 5 грамма появляется америция – 241. Но америций имеет период полураспада более 400 лет и с точки зрения порождаемого им – америцием – 241 радиоактивности вопрос не стоит выеденного яйца, так как процесс радиоактивного распада растягивается на продолжительность жизни нескольких поколений… Что касается Ваших и Тявловского опасений насчёт ядовитых с войств америция – 241, то тут проблемы тем более я не вижу по следующим соображениям. Как известно плутоний – 241 в ядерном реакторе ЧАЭС образовывался в результате захвата нейтрона ядрами урана и превращения урана в плутоний 239, который по цепочке последовательных нейтронных захватов, каждый из которых увеличивает массовое число нуклида на единицу превращается в плутоний – 241. Этот физический процесс свидетельствует о том, что радионуклид плутония – 241 образуется не в виде неких вкрапин комочков плутония, а более – мнее равномерно распределённых по всей массе ядерного топлива атомов плутония – 241.Следовательно и выпал он на загрязнённые территории весьма равномерно. Ещё более равномерно на протяжении примерно 140 лет мирриады ядер плутония превращаются в ядовитый америций – 241, который встречается на пути растений в виде отдельных атомов.Даже если предположить, что по экологической цепочке отдельные атомы попадают в организм человека, то они не способны нанести поражение организму. Даже для сильного яда, типа сильнейшего органического токсина из известных науке ( ботулизма) есть полулетальные дозы, исчисляемые в нанограммах… Представьте в студию полулетальные дозы ( вызывающие смерть половины обследуемых белых мышей,которых в эксперименте кормили америцем – 241 и я Вам и господину Тявловскому охотно поверю. Но мой друг полковник Вялых на Семипалатинском ядерном полигоне, защитивший кандидатскую по этой теме так, и не смог стать доктором наук по причине отсутствия значимых количеств америция – 241 для такого эксперимента на обезьянах. А их на полигоне в его распоряжении было несколько десятков…

            VA:F [1.9.22_1171]
            Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
            VA:F [1.9.22_1171]
            Rating: -2 (from 2 votes)
          • Duh , 28 апреля 2017 , 12:10

            …Насчёт предупреждений об очередном грядущем ядерном взрыве…Рвали как правило по субботам в 8.15. Моя жена знала… Этим все сказано.
            Почему-же уважаемый “Red colonel” не обосновался в Восточном Казахстане?

            VA:F [1.9.22_1171]
            Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
            VA:F [1.9.22_1171]
            Rating: +2 (from 2 votes)
        • Duh , 28 апреля 2017 , 11:08

          А Вам и на мышах предоставить данные. Я думаю Вы со своим другом полковником Вялых вдоволь наэксперементировались НА ЛЮДЯХ.Семипалатинский полигон был одним из немногих в мире полигонов, который находился в регионе с постоянным населением. Жители близлежащих сел и деревень невольно стали «подопытными кроликами», которых и не думали никуда эвакуировать, предоставлять средства защиты или предупреждать. Население подверглось постоянному радиационному облучению, со временем повлекшему болезни, преждевременные смерти и генетические заболевания.

          VA:F [1.9.22_1171]
          Rating: 5.0/5 (1 vote cast)
          VA:F [1.9.22_1171]
          Rating: +1 (from 3 votes)
          • polkovnik , 28 апреля 2017 , 11:39

            Насчёт предупреждений об очередном грядущем ядерном взрыве…Рвали как правило по субботам в 8.15. Моя жена знала… За лве недели до очередного ядерного исптания информация регулярно шла в Семипалатинский ( Павлодарский0 обкомы и облисполкомы. На каждый взрыв имеется толстый том. В архиве я их листал… С некоторыми “подоптными кроликами” лично был знаком..Одного из них ( господина Слямбекова) привозили на встречу с Сахаровым. Сразу после встречи Сахаров под впечатлением воспоминаний чабана, который во время испытаний сидел в турме за убийство с целью грабежа умер от инфаркта… Ну, и для завершения – воздушные и тем более подземные ядерные взрывы радиоактивного загрязнения местности не дают. Продукты ядерного взрыва выпадают на севере в виде глобальных выпадений…В архиве “ВостокКАзгеологии” я с главным геофизиком этой конторы по фамилии Нохтигаль листал журналы полевых измерений на полигоне в рамках программы Берии по поиску урановых руд. В журналах через каждые 100 метров пути отмечались показания радиометров.На некоторые точки полигона, отмеченные в журналах, я выезжал. Увы! К сожалению для Вас приборы существенного повышения радиации после ядерных испытаний не зафиксировали… Правда эти аргументы на антиядерное движение не действуют..Жду от Вас очередного повода посмешить читателей…Дерзайте!

            VA:F [1.9.22_1171]
            Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
            VA:F [1.9.22_1171]
            Rating: -2 (from 2 votes)
        • Duh , 28 апреля 2017 , 12:21

          …К сожалению для Вас приборы существенного повышения радиации после ядерных испытаний не зафиксировали… Вы эти приборы покажите больным раком и матерям родившим неполноценных детей.Можете им доказывать, что дело не в радиации и спорить,спорить,спорить-это у Вас хорошо получается.

          VA:F [1.9.22_1171]
          Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
          VA:F [1.9.22_1171]
          Rating: +1 (from 1 vote)
          • polkovnik , 28 апреля 2017 , 12:30

            Вы – типичный представитель дилетантов широкого профиля… Когда я Вас прижал данными, опровергающими Ваши выводы об уровнях радиации, Вы ловко перешли на статистику заболеваний…По данным Минздрава, предоставленных в распоряжение межведомственной комиссии по изучению последствия ядерных испытаний на Семи палатинском ядерном полигоне, существенных превышений там этих заболеваний нет… Я имел возможность эти данные лицезреть и слушать возражения в, якобы, имевшей место фальсификации… Были истребованы статистические материалы первичного учёта из облздравотделов Караганды, Повлодара, Семипалатинска, Алтайского края, ВКО… И что на этот раз Вы выдадите нового?

            VA:F [1.9.22_1171]
            Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
            VA:F [1.9.22_1171]
            Rating: -1 (from 1 vote)
          • polkovnik , 29 апреля 2017 , 20:55

            Радиолог – это врач применяющий радиоизотопы в лечебных целях.Когда Мария Кюри прибыла в США, её встретили тысячи спасённых от рака бывших больных, они собрали 100 000 долларов и выкупили для её 1 грамм радия. Она эту пробирку передала для науки… Изотопа
            ми и сейчас спасают от рака!
            Но главное в ином – почему Вы считаете, чт о пугать людей мифической несуществующей радиацией – это благо, а успокоить тех, кто живёт, что за 20 лет радиационное загрязнение на Толочинщине не подтверждено средствами объективного контроля это плохо? Прибор в руки и вперёд…Быстро нашёл превышение фона и я признаю Ваши опасения… Даю совет – прибор типа РКСБ возьмите на прокат в Центре гигиены.Портативный, прост в обращении…

            VA:F [1.9.22_1171]
            Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
            VA:F [1.9.22_1171]
            Rating: 0 (from 0 votes)
        • Duh , 28 апреля 2017 , 12:57

          Я может и дилетант в ядерной физике, но демагогия Ваш конек, видать опыт хороший или профессия сказывается.

          VA:F [1.9.22_1171]
          Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
          VA:F [1.9.22_1171]
          Rating: +1 (from 1 vote)
          • polkovnik , 28 апреля 2017 , 13:51

            Если Демагогия — набор ораторских и полемических приёмов и средств, позволяющих ввести аудиторию в заблуждение и склонить её на свою сторону, с помощью ложных теоретических рассуждений, то что в моих аргументах противоречит науке и практике? Колись, мой юный друг! Демогог Вы…

            VA:F [1.9.22_1171]
            Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
            VA:F [1.9.22_1171]
            Rating: 0 (from 0 votes)
    • Дмитрий М. , 27 апреля 2017 , 10:09

      Это была одна из черт правления Горбачева – боязнь ответственности.

      VA:F [1.9.22_1171]
      Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
      VA:F [1.9.22_1171]
      Rating: 0 (from 0 votes)

Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Март   Май »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене