Тамара Сушкова: чтобы дальше развивать экономику страны, нужны преобразования и в образовании

11 сентября 2017 13:51

В Республиканском педагогическом совете приняли участие более 90 представителей Витебщины. Толочинский район в составе областной делегации представляли начальник отдела образования, спорта и туризма райисполкома Шафранская О. Г. и заместитель директора средней школы №2 г. Толочина по учебной работе Сушкова Т. С. Поделиться впечатлениями от масштабного форума педагогов мы попросили Тамару Станиславовну Сушкову:

— Приходилось бывать на республиканском совещании по спецобразованию два года назад в Витебске, но в подобном мероприятии участвовала впервые. Поэтому и опыт участия в нем первый, но важный, запоминающийся, с хорошими выступлениями и предложениями.

Прозвучало верное высказывание Главы государства, что систему образования нужно менять плавно, “не ломать, а совершенствовать”. Отмечена важная роль педагога в обществе. Президент считает, что нужны яркие педагогические идеи, неравнодушные преподаватели, способные вывести национальное образование на более высокий уровень, обеспечить его конкурентоспособность.

Поднимались такие вопросы, как переход на обязательное общее среднее образование, оптимизация университетов, тест за курс средней школы вместо выпускных экзаменов, сохранение десятибалльной или возвращение к пятибалльной системе отметок. Обсуждались новые учебники и новые учебные программы.

В первый день прошли заседания 9 тематических секций, и разговор велся предметно и содержательно. Лично я делилась опытом по формированию трудовых навыков и профессиональной направленности учащихся. Приятно, что наша учебно-развивающая школьная агроэкоусадьба заинтересовала многих участников секции.

Желание, задор двигаться вперед и задавали тон мероприятию и в первый, и во второй день работы.

— То есть учительство преисполнено желания делать это, чтобы было самим интересно работать, а детям — учиться?

— Все теперь в жизни меняется так быстро, что за ним только успевай. В итоге выигрывает экономика в той стране, где мощное образование, которое и определяет развитие. Спор разворачивался практически вокруг каждого вопроса. Кто-то, к примеру, сторонник новых учебников, а кто-то и противник их появления. Против, что было очевидно, люди определенной, старшей, возрастной группы. Ну а есть и консервативно настроенные, которые способны со всей убедительностью доказать, что в принципе учебники должны оставаться без изменений. Были мнения, что вновь создаваемый учебник должен апробироваться лет десять. Но растягивать время на такие годы — это уже топтаться на месте.

Мое мнение, что надо пробовать, экспериментировать, что-то делать и получать результат. Только делать это надо разумно. Как говорил один литературный герой, сколько же можно ломать и разрушать, а кто же будет созидать.

— Вопрос необходимости новых учебников назревший?

— Если судить по учебным программам, нужны перемены. В этом учебном году увидим новый “Букварь”. В прошлом учебном году в пятом классе работала по новому учебнику “Человек и мир”. Он ориентирован на современного ребенка. В нем удачно скомпонован иллюстративный материал, познавательный, все подается блоками, системно. Найден подход, который учит ребенка не потеряться в потоке информации, выбрать нужное, систематизировать его.

Пробуя различные подходы в обучении грамоте в начальных классах, хочется найти самое оптимальное и эффективное. Этого, умения что-то открывать самому, не сомневаюсь, будет больше в новых учебниках, которые все обновятся к 1 сентября 2019 года. Есть методические пособия, исходя из которых уже можно работать по-новому. Мастерство учителя в этом и заключается.

Мы, кстати, выбирая свою профессию, понимали, что самим надо всю жизнь учиться. Учебники должны содержать больше поисковых, проблемных ситуаций.

Современное образование, в свою очередь, требует, чтобы и ребенок владел новыми информационными технологиями. Мы свидетели того, что ребенок с 4-5 лет уверенно обращается с планшетом, компьютером, мобильным телефоном. Но учебник этого, конечно же, не предполагает. Учитель должен быть готов перестроиться на работу по-новому. Новые технологии, как и традиционные, должны быть сбалансированы, должно быть разумное их сочетание.

— Что еще из обсуждаемых вопросов обратило на себя ваше внимание?

— Полностью разделяю поднятые вопросы, что недооценивается труд воспитателей и других работников дошкольных учреждений, поэтому не задерживаются кадры. И это при том, что у нас сложившаяся, отработанная и одна из лучших систем в мире по дошкольному воспитанию. Бумаготворчество, как заметил Президент, тоже с нас не снято. Учителя надо освободить от различного рода отчетов, чтобы он реально занимался учебно-воспитательным процессом. Заработную плату его надо определять по результату, показателям в работе, уровню личностного и социального развития каждого ученика.

Или такой момент. В школы приходят молодые учителя, получают, не имея стажа, категории, копеечную зарплату, и в то же время многие из них имеют высокую профессиональную подготовку, они знающие, обладающие широким кругозором, способны с первого дня вхождения в профессию работать творчески и результативно. Но на эту, важнейшую, сторону их труда не обращается внимания. Это, по замечанию А. Г. Лукашенко, несправедливо. Поэтому здесь есть над чем подумать.

Не разработаны и критерии по дифференцированной оплате учителей, которые из года в год обеспечивают высокие показатели своих воспитанников, участвующих в различных олимпиадах, конкурсах. Чем выше, достойнее будет оплата труда педагога, тем выше будет престиж профессии педагога и ее значимость для общества, государства.

Если хотим иметь благополучное будущее, это надо сделать незамедлительно. Тогда появится конкуренция при поступлении в педвузы, туда будут стремиться пойти лучшие из лучших. Сами собой снимутся в таком случае десятки вопросов, и прежде всего по качеству обучения, уровню воспитательной работы. Тогда мы получим очень ответственных педагогов, работу которых не нужно будет и контролировать.

— Тамара Станиславовна, вы осуществили с участием коллег в своей школе очень интересный проект, каковы его первые результаты?

— Тяжелый, обыденный труд сегодня малопривлекателен. А через развивающую агроэкоусадьбу мы пытаемся сделать его содержательным, интересным, познавательным, готовящим детей к хозяйственной, бытовой жизни и будущей профессии.

Не секрет, что некоторые родители не хотят, чтобы их дети трудились на школьной усадьбе, но, к счастью, их единицы. Не могу сказать, что мы их так увлекли, что изменили к труду и занятиям отношение. И в то же время вижу, как у некоторых при выполнении работы, общении за трудом горят глаза, как они меняются в процессе труда, с удовольствием учатся правильно высаживать цветы, рассаду, ухаживать за растениями.

Правильно сказал Президент, что трудовое воспитание открывает человеку огромный мир, формирует лучшие качества. Все, чему научим детей сейчас, останется с ними навсегда. А если и не пригодится, то это не тот груз, который надо таскать на плечах. Поэтому на секции шел разговор, что стоило бы добавить часов на трудовое обучение, больше для трудовых дел задействовать субботу.

На своей секции мне было чем поделиться, как мы используем потенциал своей развивающей агроусадьбы для трудового воспитания школьников и профориентации. В этом году в аграрные учебные заведения наших выпускников на 13 процентов поступило больше, чем в прошлом году. Можно предположить, что практическая работа на участке тоже этому поспособствовала.

Упор на практикоориентированное обучение, как заметил Глава государства, должен быть сделан и в высших, средних специальных учебных заведениях, профтехучилищах. Мы такую возможность как раз и даем детям в школе. Главное — увлечь ребенка, школьника, помочь ему овладеть необходимыми в жизни умениями, навыками, а в этом основную роль играет учитель. Только увлеченный чем-то педагог может добиться цели.

На базе усадьбы уже проводятся уроки, внеклассные мероприятия — в огороде, яблоневом саду, на пришкольной территории. Она логично вписывается в систему современного образования, помогает воспитанию экологической культуры личности, способствует проектной и учебно-исследовательской деятельности.

— Что дало лично вам общение с коллегами и участие в работе Республиканского педсовета?

— Появились новые идеи, рождаются подходы по использованию у себя в школе опыта, наработанного другими, чем я уже успела поделиться со своими учителями. Мероприятие это очень своевременно. Чтобы дальше развивать экономику страны, нужны преобразования и в образовании. К слову, родители в наших различных начинаниях первые союзники и мы должны в работе умело опираться на семью, тесно взаимодействовать с общественностью.

По всем направлениям деятельности школы с семьей у нас должно находиться взаимопонимание, тогда будет и желаемый результат. Понятно, это требует усилий, желания. Если говорить об учителях нашей школы, то они к этому готовы. Кстати, я многому у них учусь, у людей, верных своему призванию, любящих свой труд, школу и детей.

— Кто вам помог в выборе своей профессии, и именно учителя начальных классов?

— Моя учительница 1 — 4 классов средней школы №2 г. Толочина Раиса Матвеевна Ковалевская — человек с активной жизненной позицией. Она заметила мои склонности, очень точно определила в ранние годы, что мне больше подойдет при выборе профессии. Моя первая учительница оказалась не только хорошим педагогом, но и тонким психологом, провидцем. Дай Бог Раисе Матвеевне здоровья еще на долгие-долгие годы и этой по-прежнему молодой, кипучей энергии во всех ее делах.

— Спасибо, Тамара Станиславовна, за вашу любовь к профессии, труд и творчество, хорошие и яркие достижения и новых вам и вашему коллективу таких же успешных, значимых свершений.

Виктор БИРЮКОВ.

Все новости

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +1 (from 1 vote)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


7 комментариев на “ Тамара Сушкова: чтобы дальше развивать экономику страны, нужны преобразования и в образовании ”

  1. сельчанин , 11 сентября 2017 , 22:55

    1. Убрать весь лишний бумагооборот, который не касается непосредственно учебной деятельности и перестать придираться по мелочам к ведению документации

    2. Отменить все соревнования между школами, по всем показателям. Главный критерий работы школы — баллы на ЦТ.

    3. ЦТ — как единственный независимый экзамен оставить обязательно. Но! Открыть всю статистику по ЦТ за последние годы. Открыть задания, открыть правильные решения. Понимаем, что открыть статистику по ЦТ очень стыдно, потому что уровень подготовки современных выпускников — это объективный фактор того, что вы не справляетесь со своей работой. Но это все равно придется сделать.

    4. Выпускные экзамены в 11 классе объединить с ЦТ, как это давно сделано и в России, и в Украине. Убрать средний балл аттестата как один из факторов поступления. Да, после этого вы не увидите одиннадцатиклассников в школах, но это еще одна объективная оценка вашей работы. Потом нужно будет долго и скрупулёзно делать так, что в школы вернулись сбежавшие учителя, чтобы у учителей были достойные условия работы, и чтобы старшеклассники от репетиторов вернулись в школы.

    5. Раз вы не в состоянии обеспечить учеников качественными учебниками и вовремя, значит разрешите пользоваться любыми другими. Уберите контроль над учителями. Дайте возможность им самим выбирать, по каким учебникам, по каким программам им лучше работать.

    6. Максимально персонализировать процесс обучения. Профильные гимназии, профильные классы, разные программы, разные уровни разных предметов. У современных людей должен быть максимально широкий выбор. Возможность выбора школы, учителя, программы, базового или углубленного уровня обучения. Форма обучения — очная и заочная. Возможность выбора профиля, распределения нагрузки, дополнительных факультативов должна быть у директора школы. Да, все школы будут разные. И это единственное, что еще сможет спасти ситуацию. Да, у умных и талантливых детей должно быть право выбора учебного заведения. Я хочу подчеркнуть, не у школ должно быть право на них, а у талантливых и трудолюбивых детей должно быть право выбрать школу, учителя, уровень нагрузки и форму обучения.

    7. И я хочу напомнить, что по семейному кодексу РБ приоритетное право на все, что касается жизни, здоровья и воспитания детей, принадлежит семье. Поэтому, в первую очередь, семья может решать, когда и что будет есть ребенок, во что он будет одет и чем он будет заниматься после школы и в выходные дни. Поэтому все вопросы, касающиеся питания, школьной формы и досуга, особенно если они решаются за родительские деньги, не могут быть обязательными.

    Из открытого письма Евгении Пастернак Министерству Образования РБ и всем райисполкомам.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 5.0/5 (3 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: +2 (from 2 votes)
    • Небарака , 12 сентября 2017 , 7:06

      Если дать ученику право выбора школы и педагогов,значит и родителям придется дать право выбирать власть,а на это никто не пойдет.

      VA:F [1.9.22_1171]
      Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
      VA:F [1.9.22_1171]
      Rating: +1 (from 1 vote)
      • сельчанин , 12 сентября 2017 , 15:45

        У педагогов/чиновников нормальная всебелорусская позиция, называется “мая хата с краю”, “абы мяне не чапали”.

        VA:F [1.9.22_1171]
        Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
        VA:F [1.9.22_1171]
        Rating: 0 (from 0 votes)
      • дилетант , 13 сентября 2017 , 9:30

        Уважаемый Небарака! А разве нет выбора? Вы сами посмотрите,к примеру- досрочное голосование. Очередь стоит проголосовать досрочно.Только в свободной и демократической стране такое и возможно. В США тоже очереди досрочно голосовать.А на вопли “пятой колонны” про несменяемого есть ответ -не родился еще в республике достойный!

        VA:F [1.9.22_1171]
        Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
        VA:F [1.9.22_1171]
        Rating: -1 (from 1 vote)
        • сельчанин , 14 сентября 2017 , 9:14

          Без комментариев…

          VA:F [1.9.22_1171]
          Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
          VA:F [1.9.22_1171]
          Rating: 0 (from 0 votes)
        • Небарака , 14 сентября 2017 , 12:45

          Ждём принца,видимо более достойных нет,а в чем он достойный,в том что любит поспать и не в силах освоить учебники,под него переделывают учебную программу целой страны,других проблем больше нет? Пятой колонны давно уже нет,это фейк для отвлечения людей от экономических проблем .

          VA:F [1.9.22_1171]
          Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
          VA:F [1.9.22_1171]
          Rating: 0 (from 0 votes)
    • Оксана , 14 сентября 2017 , 15:42

      Результаты ЦТ – давно не результаты работы школы!!! Результаты ЦТ- результат работы репетиторов за родительские денеги…

      VA:F [1.9.22_1171]
      Rating: 5.0/5 (1 vote cast)
      VA:F [1.9.22_1171]
      Rating: 0 (from 0 votes)

Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Окт »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене