Жительница Плоского Анна Козловская отдала всю жизнь деревенским детям
Дом жительницы деревни Плоское Анны Мартыновны Козловской внешне мало чем отличается от домов ее односельчан. Гряды, сад и огород, хозяйственные постройки — как у всех. Встретив у калитки, она провела меня в дом, в первую его половину с русской печью, поясняя по ходу, что тепло нужно высаженной в ящиках рассаде и комнатным цветам, да и приготовленная в печи пища отличается своим вкусом и полезностью.
Перешли во вторую половину дома, с обилием цветов, открылось вовсе необычное — настоящий домашний музей с множеством картин, вышитых крестиком. Большинство картин — с ликами святых, иконы. Часть, и немалая, их отдана детям, друзьям, знакомым, другая часть хранится у себя. 13 икон вышито ее руками, все освящены в церкви.
Работа эта тонкая, трудоемкая. На изготовление одной иконы, бывает, уходит полгода и более времени. Который уже месяц Анна Мартыновна трудится над очередной из них, над иконой “Матерь Божья”. И это почти в свои 90 лет, с убеждением, что возраст любимому занятию не преграда. Интерес к данной теме объясняет давней и глубокой верой в Бога.
Даже в период, когда в стране правили бал атеизм и неверие, она оставалась в помыслах и делах со Всевышним. Этому ее научил мудрый от природы, владеющий большими книжными знаниями, почти наизусть знающий Библию дедушка Семен Тимофеевич Иванов. Он был простым крестьянином, но в своей деревеньке на Смоленщине, где отсутствовала церковь, по просьбе односельчан отпевал на кладбищах ушедших в мир иной. Делал это и в день Радуницы. Люди заслушивались его неповторимым басом. А в повседневной жизни он работал на земле, клал печи, строил дома, шил сапоги.
Во время войны деревня Рудомые, где они проживали, оказалась в прифронтовой полосе. Их отселили в другую область, а когда в 1944 году, в апреле, вернулись домой, родных мест не узнали. Из 45 домов осталось стоять только 3 — примыкающих к лесу и реке, протекающей рядом Двине.
Жили в лачужке, собранной из бревен, что служили в годы военных действий дотами и дзотами, окопами и землянками. Чуть позже — построились. Но не взирая на лишения, сложности в их семье никогда не расставались с книгой.
После войны Анна Индина продолжила учебу, закончила 10 классов. Для того времени это уже считалось хорошим образованием. Мечтала уехать в Ленинград, учиться в техническом вузе. Но школьные учителя математики ее отговорили и настояли, чтобы пошла учиться на педагога, воспользовавшись близостью города Витебска, где был открыт учительский институт с двухгодичным сроком обучения.
Что так произошло — не пожалела. В 1951 году закончила институт, стала учителем математики. Была направлена работать в Толочинский район, в Плосковскую семилетнюю школу. Подкупили Анну теплота и сердечность, которой ее окружили в коллективе и деревенские люди. За знание предмета, понимание детской психологии полюбили ее ученики. После она успешно закончит педагогический институт и школе в Плоском, на одном месте, отдаст 42 года своего труда. Она, рядовая учительница, одна из немногих в республике за высокие достижения в преподавании математики в 1978 году была награждена Грамотой Президиума Верховного Совета БССР.
Куда бы ее ученики ни поступали, с математикой никто из них не испытывал проблем. Анна Мартыновна называет одно за другим имена закончивших школу, и они в ряду людей, известных в нашей стране, внесших вклад в науку, производство. Владимир Пашков стал доктором физических наук, автором многих научных разработок, Александр Авчинко внес большой вклад в развитие машиностроения в республике. В этом направлении трудится и Михаил Матюшевский. Александр Федорцов возглавляет суд Евразийского экономического союза. Лариса Синявская и Олег Соловьев стали врачами…
Анна Мартыновна признается, что не могла дождаться, когда закончится летний отпуск и придет сентябрь. За лето она наготавливала много материалов на умение размышлять, думать, использовать различные расчеты на практике, в быту. У нее получалось даже не обладающих даром математика увлечь предметом, подтянуть до уровня сильных учеников. Математику в школе любили, старались не пропустить даже единый урок по этому предмету, хотя трудиться у Анны Мартыновны приходилось с полной выкладкой, до пота.
У А. М. Козловской сложилось все благополучно и в личной жизни. Однажды встретившись с Иваном Козловским, местным парнем из деревни Дуновик, который работал бортмехаником в аэропорту г. Риги, они сумели создать крепкую, сплоченную семью. Иван Иванович вернулся к любимому человеку на свою малую родину, тоже работал в школе. Педагогический коллектив в тот период, когда она приступила к работе, отличал необыкновенный энтузиазм, высочайший профессионализм.
Возглавлял его Аркадий Георгиевич Волченко. Преподавал после окончания училища историю и одновременно учился заочно на историческом факультете Московского государственного университета. После защиты кандидатской диссертации он затем перейдет на работу на кафедру общественных дисциплин в Витебский медицинский институт, будет читать лекции студентам в педагогическом институте. Глубокий и прочный след в душе учеников оставили учителя Алексей Тимофеевич Гарминович, Ольга Ивановна Римша, Любовь Александровна Ерема, Лариса Алексеевна Журавлева и другие.
Учитель от Бога, Анна Мартыновна не считала зазорным учиться у своих старших товарищей, коллег, у своих учеников. Жажда познания нового, интересного (ведь она никогда не расставалась с книгой) передалась и их с мужем сыновьям. Когда старший, Юрий, пошел в школу, у них в доме за 10 лет его учебы перебывали все книги из двух библиотек — школьной и от отдела культуры. Небывалый для сельских школ факт, но Юрий Козловский стал студентом Московского государственного института международных отношений, причем с большим количеством баллов, чем требовалось при поступлении. Успешно его закончил, стал работником Министерства иностранных дел в Российской Федерации. После окончания МГИМО работал в Нью-Йорке в Советском представительстве ООН. В настоящее время Ю. И. Козловский является первым секретарем российского МИДа, профессионально владеет немецким, английским и испанским языками.
А сердцем Юрий Иванович по-прежнему на Толочинщине, в родном Плоском. Когда отпускает работа в Москве, первым делом приезжает сюда, к матери, во взрастившие его места. Анна Мартыновна в свою очередь навещает семьи сыновей в Москве — и Юрия, и Михаила. Миша закончил институт гражданской авиации в Киеве. С выходом на пенсию работает инженером на одном из предприятий.
Младший, Александр, закончил лесотехническую академию в Ленинграде. Проживает и работает на Гродненщине.
В хорошем смысле они сделали карьеру тоже благодаря маме, которая вместе с отцом научила их и учиться, и трудиться, преодолевать трудности.
Без занятий, считает Анна Мартыновна, какой бы возраст ни был, нельзя. Безвременная старость приходит от безделия. К тому же одиночеству привыкнуть тоже никак нельзя. Но, по меткому ее выражению, обмануть его можно, если занимаешься трудом. Когда работаешь — здоровеешь, перестаешь скучать. Осень и зима у нее — работа над картинами, весна и лето — парники, грядки, огород. С них для семей детей овощи, различные закатки, приготовление варенья.
Вот с такой молодостью в душе живет в одном из самых красивых мест на Толочинщине сельская учительница Анна Мартыновна Козловская. Как известно, бывших учителей не бывает, что она и подтверждает личным примеров в свои почти 90 лет. Не будь этого примера, не было бы таких значимых достижений у сотен и сотен ее учеников, у собственных детей. К слову, в летопись их семьи свои достижения вписывают уже пятеро ее внуков и семеро правнуков.
Виктор БИРЮКОВ.