Любить землю и труд учит педагог Славенской средней школы Светлана Журова
Откуда бы ни ехал или ни шел, открывается взору большое белоснежное здание Славенской средней школы. Словно огромный лайнер она расположилась на пространстве с вековыми и молодыми деревьями, зеленым ковром бархатистой травы и вкрапленными в этот ковер клумбами, цветниками, а еще с огородом, шестью сотками, на котором выращиваются свекла, лук, морковь, в теплице — помидоры.
Красота, уют двора — это результат никогда не прекращающейся на нем работы, которого не было бы без притяжения и душевного отношения к земле, родной природе.
В один из недавних июньских дней за высадкой цветочной рассады — флоксов, сальвии, петунии, бархатцев, агератума — мы встретили учительницу трудового обучения Светлану Арсентьевну Журову.
Она ловко и умело в спланированные по определенному рисунку рядочки высаживала рассаду, а вслед, получая уроки по уходу за растениями, производил поливку ученик восьмого класса Денис Вяткин. По настроению мальчишки замечалось, что делает он это без принуждения, труд ему в радость. Немало значит и пример учителя. Денис, как оказалось, знает, что Светлана Арсентьевна и дома на каждом пятачке земли занимается цветами, круглый год — комнатными. Она бесконечно может вести увлекательный рассказ прежде всего о тех, которые растут у них на пришкольном участке, — об их происхождении, особенностях формы и окраски, лечебных свойствах. На уроках труда учит готовить из высушенных цветов и растений различные поделки, картины.
Школьный двор — это своеобразный музей природы под открытым небом. Не случайно своими руками Светлана Арсентьевна изготовила фигуры оленихи и олененка едва ли не в полный их рост. Они словно выходят из разросшейся липовой аллеи и с любопытством всматриваются в окружающий мир. А он красив, неповторим. И чтобы остаться ему таким, нужны всюду деревья, цветы, птицы и звери. Этим должны заниматься люди, учить этому должны семья, школа, различные службы, общественность.
Нельзя ведь, как правильно заметила С. А. Журова, вырастить липу, боярышник, дуб или простейший цветок, не зная, когда и каким способом собирать и хранить семена, готовить их к посеву, как ухаживать за ними, лечить заболевание растения и землю.
Поэтому за каждым из деревьев и цветов, радующих своей красотой, стоят целая наука и практика. А постигать их учит своих воспитанников знающая в этом толк учитель трудового обучения. И не только этому, а и умению готовить, быть хозяюшкой, шитью, вязанию, изготовлению мягкой игрушки. Не сразу к этому тянутся дети, отпугивает большой и продолжительный труд, но на то и учитель, его мастерство, чтобы преодолевать трудности, психологические барьеры. В результате в дневниках у ребят те заветные 8 и 9, к которым они стремятся вместе со своей учительницей. А вот десятку, признался Денис, получить у нее трудно.
Может, и права Светлана Арсентьевна: уроки труда, как и сам труд, нельзя обесценивать. Они — самые важные и ответственные в нашей жизни.
Виктор БИРЮКОВ.