Алексей Короткевич: садился за руль — и усталость словно рукой снимало
На жизненном пути Леши Короткевича хватило всякого. Но в любимой работе, однозначно, был он счастлив. Недаром в колхозе “Перамога”, а после переименования — имени Ленина, его друзья шутили: “Когда Алексей садится за руль машины, она у него поет…”.
Лестная оценка, но заслуженная. Смотреть, как Короткевич ведет свой ГАЗ-51, а после и новехонький ГАЗ-53, — уже одно это доставляло удовольствие. Он чувствовал автомобиль, как пилот чувствует по малейшим звукам самолет и определяет по ним работу его моторов. Но чтобы найти себя в своем призвании, пришлось пройти несколько иной путь.
Закончил восемь классов — и потянуло за компанию с друзьями выучиться на токаря. Тогда, в начале 70-х, приобрести рабочую профессию было делом мальчишечьей гордости. И Леша сполна ее удовлетворил, приобрев за два года учебы в Борисове значительно расширившую его кругозор рабочую специальность. По распределению был направлен на подшипниковый завод в Минске. За короткое время почувствовал себя уверенным за станком, поняв для себя, что это по нем, ошибки в выборе профессии не произошло.
С не меньшим чувством гордости пошел Алексей Короткевич исполнять и свой гражданский долг. Многое в жизни открылось для парня за три года службы на Северном флоте в 11-й флотилии атомных подводных лодок. И прежде всего то, что все в жизни в твоих руках. Были трудности, испытания, но спортивная и трудовая закалка, умение все улавливать на ходу и здесь его не испугали. В семье, получая из части благодарственные письма, гордились сыном и лучший механизатор колхоза “Перамога” Василий Васильевич, и работник торговли Нина Андреевна.
После службы Алексей не стал никуда уезжать, а одним ранним утром вместе с отцом заглянул на машинный двор колхоза, взглянул на станки в гараже — и прямиком к идущей навстречу председателю колхоза Лидии Андреевне Наумовой: “Хочу, как и отец, работать у вас”. Стал Алексей за многое повидавший на своем веку токарный станок и буквально вдохнул в него новую жизнь. Техники, машин тогда было много — и он буквально не отходил от станка, дневал и ночевал в мастерских.
Так пролетело два сезона, и он уже твердо решил, что отсюда не уйдет. Не на одну голову вырос, ощутив, с каким уважением к нему относятся и председатель колхоза, и главный агроном Лидия Емельяновна Сироткина, а затем сменивший ее в должности Леонид Степанович Миронов, открытый, с крепким пожатием руки, доподлинно знавший свое дело главный инженер Алексей Силивестрович Горнак, очень скромный и уважительный к людям звеньевой по выращиванию льна Степан Григорьевич Блашкевич и другие.
Трудно было заменить кем-то Алексея Короткевича, что прекрасно понимала Лидия Андреевна Наумова, но она пошла на этот шаг и предложила на заседании правления колхоза в сезон на уборке урожая перевести молодого токаря водителем на ГАЗ-51. Увидев, как он справляется с работой на отвозке хлеба, с уборкой льна, картофеля, как горят у парня глаза за баранкой автомобиля, не стала больше испытывать его судьбу. Так и получил новую для себя прописку водителя в этом хозяйстве на наполненные многими трудовыми свершениями 20 лет.
Дальние рейсы по стране тоже были за Алексеем Короткевичем. Но и хозяйство не оставалось перед ним в долгу. Для семьи приобрели дом в городе, отдавали, когда приходил в колхоз, ему новый автомобиль. Удивительно, но когда подходил срок списания и первого, и второго “газонов”, казалось, что на них можно еще долгие годы выполнять все транспортные работы. Все знали, что секретом этому мастерство и уход за техникой ее хозяина, его умение содержать автомобиль в идеальном порядке.
Разруха в стране больше всего ударила по селу. И Алексей ее тоже не выдержал. Не смог видеть безразличия тех, кто вчера еще поучал патриотизму, призывал к порядку и дисциплине. Тяжело, как с живым существом, расставался со своим ГАЗ-53, чувствуя, что, по всей вероятности, он больше не вернется к своему прошлому, в котором ценили человека труда, в котором создавались блага руками и душой труженика.
Нечего было делать даже в районе. На долгие шесть лет уехал на стройки в Россию. Ставил срубы, выгонял стены кирпичных домов, справлялся с отделочными и кровельными работами. Только все больше давала о себе знать травма ноги, полученная в армии. Из-за этого пришлось сначала оставить футбол и выйти из состава сборной района, а затем и вовсе распрощаться с любимой игрой. Давал о себе знать и возраст, все сильнее тянуло домой.
В начале 2000-х он окончательно вернулся в Толочин и попросился в ДЭУ-8 поработать водителем. С тех пор в осенне-зимний период на автомобиле МАЗ-5516 занимается очисткой и посыпкой участка обслуживания автомагистрали М1, а в летний период выполняет работы на дороге, включая ямочные ремонты, заливку швов, герметизацию трещин и т. д.
Автомобиль не перестал быть его страстью. Он послушен его умелым рукам, что особенно важно, когда надо срочно привести полотно дороги в надлежащее состояние. Кто-то, когда метет метель, трещит мороз, проносится зловещий ураган, не помышляет даже о выезде из гаража, а для Алексея Васильевича Короткевича это, пусть и тяжелые, сопряженные с опасностью для жизни, но обычные будни. Уже на протяжении многих лет. Пора вроде и уходить, как считает сам, но что-то держит, не отпускает, не дает успокоиться. Знает и что. Но как отказаться от того, чему полностью принадлежишь?!
Виктор БИРЮКОВ.
Алексей Короткевич: садился за руль — и усталость словно рукой снимало,