75 лет назад был восстановлен Толочинский военкомат

26 октября 2018 9:30

75 лет тому назад, 26 октября 1943 года, в России, на территории Курской области, был восстановлен Толочинский военкомат. На первый взгляд, событие странное. До освобождения  района еще почти год. К чему подобная спешка?

ВМЕСТЕ С ФРОНТОМ

— Ничего странного, —  показывает мне историческую справку военный комиссар Толочинского районного военного комиссариата подполковник Конюшко Дмитрий Викторович. — Операция “Багратион”, приведшая летом 1944 года к освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, несомненно, событие знаковое. Но давайте не забывать, что ее восточную часть после кровопролитных боев очистили от захватчиков значительно раньше, осенью и зимой 1943-1944 годов. Пополнить поредевшие соединения Красной Армии Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР решил за счет мобилизационных ресурсов вновь освобожденных районов страны. С этой целью прямо  в войсках и создали полевые военкоматы. Вначале для решения текущих задач, а потом и на перспективу, по территориальному признаку. Никто не сомневался, что полное освобождение страны  не за горами.

— Получается, они двигались вперед вместе с войсками?

— Совершенно верно. По документам легко проследить, как наш Толочинский военкомат вместе с 3-м Белорусским фронтом продвигался на запад.

— А если точнее?

— Смотрите, с октября по декабрь 1943 года он располагался под  Курском. А уже в январе 1944 года  передислоцировался в освобожденную часть Витебской области. Вначале в деревню Краслевичи,  в марте —  в  Тарасенки,  в апреле — в Гущино. А в начале июля 1944 года он окончательно вернулся в родной район и приступил к активной работе по обеспечению материально-техническими и людскими ресурсами частей  Красной Армии, гнавших немцев на запад.

— Логично, — соглашаюсь  с военным комиссаром. — Но чтобы эффективно работать прямо “с колес”, в разоренном районе нужна огромная подготовительная работа. Когда они успели ее проделать?

— Действительно, на пустом месте ничего не рождается. Необходимые сведения военкомату задолго до освобождения района  предоставили советские и партийные органы, действующие в подполье, командиры партизанских соединений.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

— Но дальше с войсками военкомат не пошел?

— А зачем?  Дальше была Европа. Дел дома хватало. Впереди был год тяжелой войны, требующей от страны полного напряжения сил. Трудно было и после победы. Сложно перевести страну с мирных на военные рельсы. Не менее сложно совершить и обратный процесс. На плечи сотрудников комиссариата легли масштабные проблемы, связанные с мобилизацией военнослужащих из действующей армии, организацией работы по разминированию района, нашпигованного взрывчатыми веществами, изъятием у населения оружия и боеприпасов, совместной борьбой с органами НКВД с бандами и мародерами. Естественно, никто не снимал с их плеч и задачу обеспечения Вооруженных Сил страны молодым пополнением, встающим в строй вместо фронтовиков.

— К слову, — внес и я свою лепту в беседу, — призывы тогда выливались в яркие зрелища. Хорошо помню то время. Улица Ленина до центра запружена подводами, тракторами, машинами, верховыми лошадьми. Над ней — невероятная какофония звуков из песен и музыки, смеха и плача. Всенародная кампания, да и только!

— Подчеркну, работники военкомата занимались не только призывом, но оказывали бывшим фронтовикам помощь в трудоустройстве, учебе, лечении, обеспечении  пенсиями и пособиями. Совместно с советскими и партийными органами создавали артели для инвалидов войны. А таких людей были сотни. Редкий солдат вернулся с фронта домой без ранения.

“НО КАК ПРЕЖДЕ В СТРОЮ…”

— Несмотря на это многие из них готовились снова встать в строй. Время было суровое. Советскому Союзу грозили новой войной. Уже в 50-е годы США разработали план Дроп-Шот, предусматривающий применение  против него внезапного ядерного удара  300  ядерными боеголовками. В подобных условиях военкомат делал все возможное, чтобы Вооруженные Силы страны получали квалифицированные, идейные, надежные кадры. Тысячи наших юношей защищали границы  страны, исполняли интернациональный долг  в Чехословакии, Венгрии, Анголе, Мозамбике, Сомали, Вьетнаме, в Афганистане, принимали участие в ликвидации аварии на Чернобыльской атомной станции,  в учениях на Тоцком полигоне, связанных с реальным применением ядерного оружия. Многие из них были награждены правительственными наградами.

— Кто его возглавлял в эти годы?

— Перечислю всех поименно, начиная с 1943 года. Это капитаны Козлов  А. Г., Коротовский А. Н., Ротов  С. И., майор Егоров Ф. В., подполковники Попов А. В., Кожаров Н. И., Хохлов В. Д., Голубин  Ф. В., Черников  М. Е., Бершадский М. Л.,  Печенкин А. К., Порошин Ю. Т., Белик М. Р., Прядка П. В., Змаженко В. Н.

— Не всех назвали…

— Паузу сделал специально. Чтобы подчеркнуть, с 1991 года Республика Беларусь стала независимым государством и приступила к строительству собственных Вооруженных Сил. В это сложное время военкомат возглавляли подполковники Решетников В. Н., Капырин А. В., Хацкевич Ю. Г., Белый В. С., Ермаков Д. В., майор Хвастов П. С. А теперь эта честь доверена мне.

— В чем особенность этого периода для комиссариата?

— В стране, по сути дела, была создана хорошо обученная и оснащенная новым оружием национальная армия, способная к адекватному противодействию современным вызовам и угрозам. Кстати, западные аналитики считают ее одной из самых боеспособных в Европе. Все эти годы сотрудники военкомата  напряженно работали над совершенствованием системы мобилизационной готовности, территориальной обороны района, решали вопросы  призыва молодежи на срочную военную службу и службу в резерве  и ряд других задач, вытекающих из требований командования и руководства страны.

НА ЗАЩИТЕ РОДНОГО ГОРОДА

— Хочу обратить ваше внимание на очевидный факт. Военкомату не 75, а, скорее, 100 лет. Он  был создан в районе после гражданской войны и  работал вплоть до начала июля 1941 года. Я лично разговаривал с ветеранами, призывавшимися на службу в этот период времени.

— К сожалению, его архив за этот период был уничтожен в начале войны. Судя по всему, вывозить его в тыл тогда было  некому, да и некогда. Сотрудники военкомата до последней возможности исполняли свои обязанности. Есть документы, свидетельствующие, что с началом войны на оборонительных работах вдоль реки Друть  участвовали тысячи горожан. Уверен, без отлаженной системы оповещения и призыва  сделать подобное в сжатые сроки — трудно.

— Нельзя сбрасывать со счетов и местные органы власти.

— Несомненно. Хотя из документов, опубликованных сегодня в открытых источниках, следует, что не все представители местных властей  стали для населения тогда образцом поведения. Так в докладной записке военного прокурора Витебского гарнизона военному прокурору Западного фронта от 5 июля 1941 года читаем: “Мною получено сообщение, что начальник заградительного отряда Народного комиссариата обороны интендант 1-го ранга Маслов расстрелял без суда и следствия народного судью Толочинского района… Обком партии требует от меня ареста этого Маслова и предания его суду военного трибунала…”.

Как вы думаете, что  заставило офицера, прибывшего в город для наведения порядка, поступить столь решительно и беспощадно? Ответ, на мой взгляд, лежит на поверхности. Чтобы встряхнуть людей,  пресечь панические настроения, проявления слабоволия, трусости, заставить все органы власти активно работать на оборону страны. Он блестяще справился с этой задачей. Не только мобилизовал население на оборонительные работы, но из отступающих через город отдельных групп военнослужащих Красной Армии  сколотил  несколько подразделений, состоящих  из 57 офицеров и 415 солдат,  и посадил их в опорные пункты,  взорвал мосты через Друть. В результате дивизия полковника Крейзера, отходившая с боями вдоль  шоссе Минск — Москва, получила   хорошо оборудованную позицию, опираясь на которую устроила в районе нашего города немцам хорошую трепку. Впрочем, об этом в газете вы уже писали не раз.

— Интересно, как сложилась судьба этого человека. Вам по этому поводу ничего не известно?

— Ничего. Как и о сотрудниках  военкомата. Скорее всего, все они погибли в боях за город. Иначе после войны кто-нибудь из них  откликнулся бы. Если не из числа офицеров, то хотя бы гражданских лиц. Кстати, прокурор Витебского гарнизона встал тогда на сторону Маслова. Это недвусмысленно следует из  его доклада командованию: “…ответственные работники областной организации эвакуируют сами свои семьи с имуществом, получив на железнодорожной станции самостоятельные вагоны…”. И далее главный  вывод: “… обком партии не проверил состояние низовых партийных организаций, которые в большинстве или разъехались,  или разбежались…”.

Прокурор четко расставил этим должностным лицам  оценки, по сути дела,  взял под защиту действия начальника заградотряда.

Михаил ПАВЛОВ.

Все новости

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Выборы-2024

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен   Ноя »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене