Кредо толочинского педагога Владимира Авсиевича: учитель должен учиться всегда

10 января 2019 13:57

В инязе, куда он поступил без особых сложностей, ему пророчили успешную, подобающую его способностям карьеру. Несмотря на то, что занимался на педагогическом отделении, в числе небольшого количества студентов Владимира готовили в качестве гида-переводчика к Летней Олимпиаде в Москве в 1980 году.

События повернулись так, что отдельные немецкоязычные страны Европы отказались в ней принимать участие и в Москву инязовцы из Минска не поехали. Но немецкий язык, включая синхронный перевод, удалось здорово подтянуть. Когда позднее работал в школе и его приглашали сопровождать в качестве переводчика делегации и отдельных представителей партийных, хозяйственных, общественных представителей из тогда еще Восточной Германии, непременно ему задавали вопрос, где научился языку. С удовлетворением и с гордостью отвечал: у себя дома, в Минске, а еще раньше — в городе Толочине, в средней школе №1, у учительницы Людмилы Игнатьевны Вильчинской. Причем за непродолжительные два года, когда пришел заниматься в городскую школу после окончания восьмилетней школы в родном Колосово.

Неразлучная тройка в составе Александра Пасеева, Владимира Дранговского и самого Владимира попала сюда с легкой руки его мамы, учительницы физики и математики Галины Иосифовны. Она сама отвезла документы и попросила, чтобы их не разделяли по классам. Так друзья попали в 9 “Г”, в один из четырех девятых классов, в которых всех вместе было 120 учеников. Считалось, элитными станут первые идущие по алфавиту, скомплектованные из учащихся города. Как оказалось на самом деле, вышло наоборот. А Галина Иосифовна смотрела далеко — тройка колосовских друзей, несмотря на продолжение учебы в различных учебных заведениях страны, останется неразлучной на всю жизнь. Александр Пасеев получил специальность учителя физики, Владимир Дранговский стал военным.

Отец Иван Семенович Авсиевич преподавал у них химию, биологию, географию. Было желание, чтобы и сын увлекся этими предметами. В итоге хорошо знал их, любил, но верх взяли гуманитарные предметы. Особенно увлекался историей, уже с начальных классов. Колосовская восьмилетняя школа носила имя дважды Героя  Советского Союза летчика Степана Павловича Супруна, погибшего в 1941 году в воздушном бою возле деревни Полевая, и в его детские чувства глубоко вошло услышанное об этом подвиге вблизи их Колосово от учителей и от отца. Иван Семенович Авсиевич, как и все его братья, в свои молодые годы, не было еще и 17, попал в партизанский отряд “За Советскую Белоруссию” бригады “Гроза”. Когда был освобожден район, участвовал в освобождении стран Европы.

Занимаясь серьезно в старших классах историей, литературой, решил для себя, что неплохо было бы прочитать немецких и английских известных писателей в оригинале. Уже с 3-го курса стал изучать английский язык. Не было той недели, чтобы не заглядывал в книжные магазины, не выбрал бы что-то заманчивое для себя. В итоге к окончанию института и в первые годы работы в личной библиотеке было собрано более 300 томов и книг только на немецком языке. Значительно их жанровое, тематическое разнообразие. Это “Энциклопедия античности” и “Энциклопедия Всемирной истории”, “Лексикон Майера”, произведения Гете, Гейне, Шиллера, современных авторов, словари и другая специальная литература. Остается интерес к русской и отечественной истории. В последнее время прочитал 13 томов исторических книг Михаила Голденкова. Об объеме прочитанного можно судить по тому, что на это потребовалось не более месяца. Владение языками позволяет не пропускать новое в мире художественной и документальной литературы, которая выходит на русском, белорусском, немецком и английском языках.

Владимир Иванович преподает немецкий и английский языки в средней школе №3 города в начальных, средних и старших классах, а также ведет межшкольный факультатив. В факультативной группе занимаются увлеченные немецким языком учащиеся с 9 по 11 класс школ города. Упор учитель делает на отработку языковых навыков по фонетике и орфоэпии, лексике, грамматике и стилистике. В большом объеме, не переходя на родной язык даже в отдельных моментах, занимаются аудированием. Вместо отведенных на занятия 45 минут общение длится практически вдвое больше. Чтобы овладеть разговорным языком, нужна языковая среда. На это и делается упор, максимально создаются условия для аудирования через создание различных коммуникативных ситуаций в форме диалога. Учитель работает в этой школе (в прошлом гимназия) третий год и видит динамику в освоении языков. Постоянно 2-3 ученика занимают вторые места в районных предметных олимпиадах. В 2017 году ученик 9 класса Кирилл Лебедев стал лауреатом международного конкурса ораторского мастерства “Сила слова”, который проводился в Академии последипломного образования в Минске. Интерес к иностранным языкам постоянно возрастает, все больше учащихся, по наблюдениям Владимира Ивановича, глубоко, основательно овладевают ими уже в период учебы в школе. В этом интересе свою особую роль играет личность учителя.  Владимир Иванович с огромным уважением относится к внутреннему миру ребенка, умеет общаться с детьми на равных, по-дружески, не навязывая воспитанникам своего и чьих-то мнений. А знания, опыт работы, широкий кругозор позволяют умело при изучении иностранного языка опираться на межпредметные связи, на свою любимую историю, литературу, географию, даже предметы естественного цикла.

С его рук как репетитора многие поступили в лингвистический и педагогические университеты по изучению иностранной лингвистики. Впоследствии закончили университеты в Германии, работают в немецком посольстве в Беларуси, в вузах и общеобразовательных школах.

Будучи увлеченным историей родного края, В. И. Авсиевич как лектор райкома партии 3,5 года занимался сбором материалов, работал в архивах по подготовке к изданию книги “Памяць. Гісторыка-дакументальная хроніка Талачынскага раёна”. Она вышла в издательстве “Беларуская Савецкая Энцыклапедыя” в 1988 году, явилась третьей по счету в нашей стране после книг “Памяць” Березовского Брестской и Шумилинского района Витебской областей.

Ищущему, неординарному педагогу и человеку, внесшему свой большой вклад в изучение прошлого своего родного края, вернувшему из забытья сотни имен земляков-героев, в Год малой родины, который будет своими свершениями, наработками продолжаться и дальше, Владимиру Ивановичу хочется пожелать новых хороших достижений   и в  педагогической работе, и в творчестве, в любимых занятиях и увлечениях.

Виктор БИРЮКОВ.

Все новости

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Метки:



.

ПОИСК ПО САЙТУ

Выборы 2019

Год малой родины

75-летие освобождения Беларуси

Конкурс туристических фильмов

Ритуальные услуги

Земельные участки

ТехИнноПром 2019

Дар бесценный

В мире денег

Поможем церкви!

На благое дело

Наш календарь

Январь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив новостей