Друть — река трудолюбивая

30 января 2019 13:02

Крупный русский филолог автор более 200 лет назад изданной книги  “Задачи любителям этимологии” считал названия рек и озер “достовернейшим” памятником истории. В1945 году на уровне Академии наук СССР была публично озвучена задача поставить топонимику на службу исторической географии. Что касается региона Толочинщины, то в этом плане читателям, полагаю, будет интересно знать о выходе в свет  в 1962 году фундаментального исследования академиков В. Н. Топорова и О. Н. Трубачева “Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднепровья”.

Что касается реки Друть (Друць), то ученые единодушны в том, что в гидронимах Друйка и Друть заключен общий корень ДР в значении “продирать, пробивать”. Он отражает (по мнению доктора филологических наук А. Ф. Рогалева) характер течения реки и особенности русла. Уть — известный во многих языках термин в значении “вода”, или “река”.

На официальном сайте Толочинского райисполкома имеется краткий  раздел “География региона”. В нем все же недостает справочных данных о названиях рек, озер, крупных болотных массивов, исторических сведений о той роли, которые они сыграли в экономическом развитии Толочинщины. Не упоминается, что наша территория знаменита сухопутным волоком на великом торговом пути “из варяг в греки”, который контролировали здесь Друцкие князья.

Прослышав о том, что из далекого Казахстана в Национальную библиотеку Республики Беларусь поступили довоенные архивные подшивки районных газет, я выбрал время посмотреть в столице окружную (позже районную) газету “Калгасная праўда”, издававшуюся в тридцатых годах в Лепеле. Ценность пожелтевших страниц этого издания в том, что в годы войны многие номера газеты “Калгаснік Талачыншчыны” не сохранились.

Мое любопытство было вознаграждено открытием публикации, затрагивающей и наш район. В одном из номеров за 1939 год я ксерокопировал короткую заметку, которая предлагается вниманию читателей.

Хочу обратить внимание на два принципиальных вывода, вытекающих из ее содержания. Во-первых, создание мелкотоннажного колхозного флота опровергает мифы о нищих колхозах в предвоенные годы. Иметь свой собственный  пассажирский катер, пусть даже в виде моторной лодки, или грузовую баржу — это круто даже по нынешним меркам. Во-вторых, превращение 169 километров реки Друть в судоходный участок не могло не способствовать ускорению  социально-экономического развития нашего региона. Прикинем по карте “на глазок” ту точку, на которой значилась граница судоходного участка реки Друть. 46 км по прямой от Толочина до Белынич. Дают ли эти сопоставления с общей длиной судоходного участка основания полагать, что в Толочине могла быть оборудована  речная пристань? Твердо утверждать это я не берусь. Но в том, что судоходство по реке Друть доходило до границы Толочинщины, сомнений нет. Ведь во времена, когда верстался проект обустройства реки Друть, в состав района входил и Мархлевский (польский автономный) сельсовет, позже отошедший к Круглянщине. С другой стороны, постановлением правительства БССР в 1930 г. было  создано Белорусское управление речного транспорта, которое дислоцировалось в Могилеве. В 1934 году управление переименовано в Днепро-Двинское речное пароходство, при котором создается контора по освоению малых рек — Беседь, Друть, Ипуть, Проня, Птичь.

По его заказу в Шатилках, ныне Светлогорске, на реке Березина была  создана судоверфь по строительству дебаркадеров (плавучих пристаней)  с железобетонными корпусами. Будучи самым дешевым транспортом того времени, речные суда на Друти не могли не использоваться для перевалки грузов из Толочина, Славного, Круглого в южном направлении. Тем более, что в то время реки широко использовались для сплава леса. В предвоенные годы даже была создана собственная речная телефонная связь общей протяженностью 1,2 тыс. км. О большом значении малых рек в целях ускоренного развития территории Беларуси свидетельствует один  из наиболее интересных и масштабных проектов, которым занималась Белорусская академия наук в тридцатых годах. Он назывался “Большой Днепр”. Его центральной идеей являлось полномасштабное использование водных ресурсов бассейна Днепра в целях судоходства, конечной целью было названо соединение водным путем Балтийского и Черного морей. Технико-экономический совет при Президиуме Госплана СССР, курировавший это направление и взаимодействующий с представителями БССР и УССР, был своеобразным гарантом выделения финансовых средств на эти цели в соответствии с пятилетними планами. Жаль, война нарушила мирные планы… А ныне суверенный эгоизм некогда братских республик тормозит развитие экономических связей.

Николай ПЕТРУШЕНКО.

Все новости

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 6.2/10 (5 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +1 (from 5 votes)
Друть — река трудолюбивая, 6.2 out of 10 based on 5 ratings

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


.

ПОИСК ПО САЙТУ

Выборы 2019

Год малой родины

75-летие освобождения Беларуси

Конкурс туристических фильмов

Ритуальные услуги

Земельные участки

ТехИнноПром 2019

Дар бесценный

В мире денег

Поможем церкви!

На благое дело

Наш календарь

Январь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив новостей