Для толочинского педагога Натальи Белогуровой работа стала ее жизнью и вдохновением
Четверть века уже свои знания, опыт, вкладывая в учительскую работу душу, отдает детям Наталья Николаевна Белогурова. На все эти годы пролегла от их дома тропинка к одной-единственной школе — средней номер два в Толочине. И всякий раз, проходя этой тропинкой, Наталья Николаевна открывает для себя новое, окрыляющее ее как учителя в детях, в людях, окружающем мире. Это одно из важнейших качеств для педагога — уметь делать открытия. Когда на тебя смотрят ежедневно любопытные детские глаза, без любви к ним и открытий в своей профессии учителя никак не обойтись.
Ей повезло. Она нашла в жизни то большое и единственное, которое приносит ее воспитанникам неутолимую жажду учиться, трудиться, играть, фантазировать, быть такими, как их Наталья Николаевна.
Именно такой когда-то в их школе №2 в городе Крупки предстала перед ней учительница начальных классов Галина Петровна Раковец. Она стояла у доски с указкой как с дирижерской палочкой и, казалось, смотрела только на нее, сидящую на предпоследней парте в среднем ряду. Поэтому, возможно, детство, ранние школьные годы, несмотря на возраст, как признается она сегодня, самыми лучшими воспоминаниями остались в душе, запомнились лучше, чем период жизни в средних и старших классах.
А еще не мог остаться незамеченным пример ее старшей сестры. Галина занималась на третьем курсе педагогического института, когда Наташа оканчивала школу. Она, перебирая ее вузовские учебники, методички, заглядывая в конспекты, буквально очаровывалась изложенным в них. Да и, казалось, несмотря на терминологию, все в чарующих загадочностью книгах ей близко, понятно. Поэтому вслед за сестрой и по ее совету пошла поступать в Минский педагогический институт имени Горького на факультет педагогики и методики начальных классов. Распределилась после его окончания в среднюю школу №71 г. Минска.
В вузе повезло на преподавателей, в школе — на коллег. Здесь трудились в начальном звене опытные, сильные кадры, энтузиасты своего дела. Это была настоящая кафедра знатоков-единомышленников, творческих педагогов с неуемным молодым задором. В свои ряды они единогласно приняли приглянувшуюся своим неповторимым, очень индивидуальным и глубоким по сути стилем работы молодую учительницу. У нее, делающей первые самостоятельные шаги, оказывается, опытным тоже есть чему поучиться.
Но, признается Наталья Николаевна, больше училась она. Не отказалась ко всему и от участия в школьном хоре, в различных конкурсах, вечерах и концертах. К слову, наблюдать за ее артистичностью, искусством перевоплощения в различные образы, посещая школьные или внешкольные мероприятия, одно удовольствие. Несомненно, такой дар просто бесценен в работе учителя, и особенно учителя начальных классов.
Через два года с Минском рассталась. Создали семью, муж окончил учебу в институте, появился первенец. Уехали на родину мужа в Толочин. И об этом новом в ее жизни периоде — самые лучшие воспоминания. Сбывалась мечта иметь семью, детей. Когда есть в этом счастье, тогда и счастье в работе, жизни, все спорится, удается. Вот и им с Анатолием Анатольевичем в полном понимании и поддержке друг друга удалось собрать с учительской зарплаты средства, приобрести и обустроить свой дом, ежегодно что-то добавляя во дворе и на участке, воплощая интересные замыслы собственными руками. Все вместе, все заодно, неизменно с сыновьями. Это проще, потому что младший сын Глеб специалист в строительстве, окончил специализированный колледж, получал образование в университете, окончил два курса. У старшего, Романа, программиста по специальности, в строительстве тоже получается не хуже. Занимаясь много лет подряд домом, многое в строительстве освоил Анатолий Анатольевич.
— Некоторые, — говорит Наталья Николаевна, — страшатся строить, считают тяжелым трудом, а у нас к этому творческое отношение. Вместе придумываем что-то, вместе — воплощаем…
Свой неповторимый уют всюду здесь и от хозяйки. Стены украшают сделанные ее руками панно, картины, вязаные и вышитые изделия. То, что умеет сама, передает детям в школе в кружке “Умелые руки”. Вместе с обучением мастерству преследует цель сплотить, еще больше подружить мальчишек и девчонок. И особое внимание уделяется развитию лучшего, что обязательно есть в ребенке, на уроках. Дети получают возможность высказать свое мнение, поделиться наблюдениями. В этот момент и она пристально наблюдает за ними, определяя их склонности, дарования, способности. Неназойливо даются советы самим детям, родителям, как открытое учителем лучше развить, кто в этом может помочь. Нередко, чтобы довести начатое до конца, приходится на чем-то настаивать, что-то требовать.
Хороший, желаемый результат в работе с детьми и семьей просто не дается. Но он есть, а значит, учитель на правильном пути. Он — в достижениях на районных олимпиадах, в успешном выступлении ее ученика-выпускника Тимофея Споткая в телепрограмме “Я знаю”, где он стал победителем, и в областном конкурсе по предмету “Основы безопасности жизнедеятельности”, где он занял второе место.
За время работы сделано шесть полных выпусков. Вместе с еще двумя выпусками это около 200 учеников начальных классов, которые получили не просто знания, а и научились сами их приобретать. Основой тому десятки современных освоенных Н. Н. Белогуровой методик развивающего обучения, критического мышления, игровых технологий, звукового ориентира на уроках чтения. По ним и их элементам, которые умело, ко времени и к месту, вводятся в каждый урок, собран Натальей Николаевной уникальный раздаточный, дидактический материал, разработаны алгоритмы, схемы, изготовлены наглядные пособия. Это помогает развивать интерес к познанию нового даже у тех, кто поначалу к нему не испытывает никакого интереса. К примеру, вполне реально вооруженному такими технологиями учителю научить читать малыша за две-три недели, который не был до школы знаком даже с буквами.
Что самое сложное в подобной работе — так это пробудить желание у шестилетнего ребенка читать, считать, писать. Не секрет, что в нашей школе в целом можно повсеместно встретить и обучающегося в четвертом или пятом классе, который не умеет читать. Наталье Николаевне, обладающей чувством юмора, который и на уроках ей помощник, удается это желание пробудить. Данное редкое природное, личностное качество по-своему справедливо и правильно оценивают дети, на этом строится полное понимание с ними.
— Но если я что-то даю, — как формулу выводит Наталья Николаевна, — то за это и спрошу, потребую. К детям выхожу на общение с открытым сердцем, с тем, что у меня на самом деле есть в характере. И они это чувствуют, правильно воспринимают. Если даже один ученик со всего класса не работает так, как мне хочется того видеть, руки опускаются. У нынешних детей не хватает аккуратности. Время, видимо, такое — быстрое, стремительное, отношение ко многому поверхностное и мимолетное. Вот тетрадка у кого-то пропала, учебник не нашелся, карандаш, фломастер… Неназойливо подхожу, рассуждаем вместе, как можно из-за неаккуратности, несобранности создать проблему себе и другим. Люблю фантазировать сама, учу фантазировать их. Приходим вместе к пониманию, что без постоянного чтения, разносторонних увлечений этому не научишься…
С особой любовью к Толочинщине Наталья Николаевна относится и потому, что, как и в минской школе, встретила в своем начальном звене эрудированных, высокопрофессиональных коллег. Правило просто: истинный мастер ценит настоящее в других, скромно относясь к своим качествам и заслугам. Поэтому с ней всегда и всем легко и просто — с человеком, педагогом, которая нашла свою счастливую судьбу в учительской профессии. Приятно, что такие люди, как Наталья Николаевна Белогурова, учитель от Бога, работают в школах нашего города и на селе. И, к общему нашему счастью, их становится больше.
Виктор БИРЮКОВ.
Для толочинского педагога Натальи Белогуровой работа стала ее жизнью и вдохновением,