Только уроками день в школе толочинского педагога Александра Пещура не заканчивается

8 апреля 2019 11:32

Истинные педагоги, пожалуй, самые счастливые люди на земле. Их по-особому чувствуют дети, воспитанники. Каждое произнесенное ими слово, оттенок в слове имеют свой смысл, человеческое и личностное обаяние.

С Александром Степановичем Пещуром, учителем трудового обучения средней школы №2 в Толочине, мы проговорили 45 минут, целый урок, а показалось, что пролетело все в какие-то секунды. Приятность общения, непосредственность учителя создали ощущение словно мы знаем друг друга долгие годы. Это дар, который дает учителю возможность видеть ребенка и через это незаметно для него делать открытие в самом себе.

Начали мы с делового разговора, который оказался на злобу дня, — изготовления синичников, но об этом Александр Степанович говорил как-то необычно, просто и понятно, что тут же в душе рождалось желание и самому попробовать сделать домик для птиц.

— Лесхоз, — вступил в разговор А. С. Пещур, — пошел навстречу нашей просьбе, по договору мы сделаем 300 синичников. Детям интересно, занимаясь конкретной работой, видеть ее результат. Нас обеспечили материалом, обрезной доской, доставили его в мастерскую. К материалу — и гвозди. Есть возможность заработать. Заработок небольшой, но трудовой — 240 рублей. Дети учатся понимать, как достаются деньги, некоторые спрашивают: а что мы с этого получим? Объясняю: приобретем стенд по трудовому обучению в мастерскую за 100 рублей, остальное пойдет на другие нужды школы, дальнейшее оборудование кабинетов. Два из них, рассказываю, истории и географии, оформили. Свой вклад внесли вы, а что бы я или другие учителя без вас сделали…

Так неназойливо они приучаются к коллективной ответственности, пониманию, насколько это важно сделать доброе дело для всех, в данном случае — для школы. Пройдут годы, но урок, какой-то его эпизод, преподанный учителем, останется с ними навсегда.

— Сам бы я мог стать, — говорит Александр Степанович, — и сделать данное количество синичников. Но именно в работе происходит осознание важности того, что они делают. Смотрят, как у кого получается, негласно состязаются друг с другом, следуют чьему-то примеру, учатся преодолевать неудачи и трудности…

Возраст формирования умений и навыков трудиться, с 5 по 9 класс, учитель считает оптимальным. Но сами учащиеся высказывают мнение, что им хотелось бы, чтобы уроки трудового обучения продолжались и в 10 классе. Само начинается возраст, когда и для школы можно немало сделать, и у себя дома, где требуются — особенно в многодетных и неполных семьях — их руки. И они, действительно, считает Александр Степанович, готовы оказывать помощь старшим, подтверждая, что многое могут и умеют. В этом периоде для них пример учителя незаменим, так же, как пример, у кого они есть, отца или матери.

Через много лет вспоминается, какими словами, кроме личного примера, напутствовал и лично его на будущую жизнь отец, человек с глубокими крестьянскими корнями, всю жизнь отдавший работе в мелиорации. Сказал просто, а осталось в памяти навсегда: “Живи, сын, так, чтобы мне за тебя не было стыдно и чтобы я за тебя не волновался…”. Каким-то особым чутьем отец уловил, что у Александра есть задатки педагога. Небольшой хлеб, понимал Степан Иванович, человек от земли, приносит эта работа. Но, видя, что у сына есть божья искра, он помог определиться ему с важным для судьбы каждого человека выбором профессии и очень гордился, что Александр сумел поступить, окончить учебу и, как ему виделось, нашел в педагогической профессии себя.

Так же в свое время по отношению уже к своим детям поступали они с женой Светланой Викторовной. По душе, закончив технологический университет, пришлась работа технического редактора в типографии одного из военных учреждений в Минске их дочери Анне. Осваивает новейшие технологии связи и автоматических систем управления в Военной академии страны сын Кирилл. Основным воспитателем и учителем стал для них пример отца и матери. Все три года учебы в академии Кирилл принимает участие в военных парадах в день празднования независимости Республики Беларусь и ныне готовится принять участие в очередном из них.

Семья Пещуров не собирается покидать сельскую местность, где они, создав семью, поставив свой дом, проживают. Агрогородок Заднево — малая родина Светланы Бобышевой, а Александр родом из деревни Пруссы Стародорожского района Минской области. Будучи студентом, приезжал в Толочинский район на уборку картофеля, льна, полюбил наши места. А позже состоялась еще одна встреча, которая стала для них обоих счастливой.

Со всей полнотой это счастье добавляет работа в школе. Она не становится с годами легче, больше требований к жизни у детей и родителей, а он справляется с этим с присущим ему талантом любить жизнь, любить своих воспитанников. В каждом его слове, молчаливом взгляде они его понимают. Вроде бы учатся азам — столярничать, работать с металлом, осваивают ручной инструмент и станки, а всякий раз, когда берутся за новое для себя дело, чувствуют, что оно им по силам. В этом — незримом присутствии рядом учителя  — кроется талант педагога. Они могут быть часами одни, но не позволят не сделать порученное учителем. Уважение, любовь, взаимное доверие? Все вместе это и многое неразгаданное иное, что стоит за немало уже затасканным в своем употреблении словом педагог.

— С Александром Степановичем, — наперебой говорили заглянувшие в мастерскую девятиклассники Володя Рутьков и Егор Акуленок, — всегда интересно. С ним каждую минуту мы открываем для себя что-то новое. Научились делать разметку изделий, выпиливать, мастерить различные вещи, опознавать детали. Можем работать на сверлильном, токарных — по металлу и дереву — станках…

— Для меня, — замечает Александр Степанович, — важно, что они умеют самостоятельно организовать свою работу. Все ли они постигают требуемое? Нет, не все, но таких меньшинство. У этого меньшинства свои таланты и склонности. К этому тоже надо относиться с как можно большим пониманием и уважением…

Из года в год его ученики занимают первые места на предметных олимпиадах в районе, в золотой середине по достижениям в техническом труде находятся в области. Не всегда надо ориентироваться лишь на высокие результаты и победы. Не они определяющие в жизни, но тоже имеют место. Денис Шинкевич в совершенстве овладел умениями и навыками по трудовому обучению, пошел продолжать учебу в политехнический колледж в Витебске. На международном конкурсе на лучшее владение рабочей профессией, который проходил в Минске в прошлом году, стал обладателем первого места.

Трудовое обучение, на первый взгляд, некая постоянная по своей сути величина, но без новаций на уроках у А. С. Пещура не обходится. Работа на станках, с инструментом чередуется с наблюдением с помощью компьютерной системы за процессами, которые происходят на различных видах производства — в станко- и машиностроении,  на стройплощадках, отдельных цехах и т. д. Это еще и возможность увидеть многогранные стороны рабочей или инженерной профессии, профессии конструктора, исследователя, ученого. Поэтому учащиеся также и о рабочих профессиях узнают в раннем возрасте, что позволяет сделать свой осознанный ее выбор в будущем. Его девятиклассники уже знают, что им ближе, где они более полно могут себя проявить. Володя Рутьков на вопрос, сможет ли он со временем взяться самостоятельно за строительство дома для себя, вполне серьезно ответил, что ему это вполне по силам. По крайней мере, это для него не из числа чего-то невозможного.

Изготавливая в стенах школы различные изделия, они ежегодно организуют ярмарки их продаж. За вырученные средства закупают столярный инструмент, оказывают платные услуги. Благоустройство территории школы, создание и развитие школьной агроэкоусадьбы — это тоже результат вклада в осуществление различных программ в образовательной системе уроков трудового обучения.

С утра и до позднего Александр Степанович Пещур в школе. Только уроками день не заканчивается. Их продолжением становятся любимые для детворы кружки у Александра Степановича. Они — разноплановые, как и сама личность учителя, высвечивающие многие иные грани его увлечений. Собранный своими руками мини-трактор незаменим вместе с собственной конструкции агрегатами для обработки огорода. Своими руками изготавливает домики для личной пасеки, постоянно изобретая что-то новое.

Их дом — полная чаша, представленная авторскими работами хозяина, — поделками, мебелью, панно, картинами… В этом и кроется истинная суть педагога — знать, уметь и мастерски, талантливо передавать свои знания и опыт другим, не поучая, не назидая, а с любовью относясь к детям и неповторимым по красоте и глубине воспитания чувств человека урокам трудового обучения.

Виктор БИРЮКОВ.

Все новости

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


.

ПОИСК ПО САЙТУ

Выборы-2024

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Апрель 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Март   Май »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене