В Кохановской средней школе трудовое обучение стремится занять свое достойное место

4 июня 2019 15:27

К данному предмету продолжительное время в нашей школе было незаслуженно второстепенное отношение, мол, что возьмешь с этого труда. Оказывается, взять с него можно все. Это доказывали и доказывают в том числе сами учителя и их воспитанники. Все проблемы решаются там, где на уровне преподавание трудового обучения. В этом в очередной раз мы убедились, побывав в Кохановской средней школе.

С энтузиазмом мальчишки говорили о том, что в их жизни значит этот предмет. Не преувеличивая, заметили, что в свои 10-11 лет не знали, как правильно держать в руках обыкновенную лопату. Да и, признавались, не хотелось ее брать в руки. Хотя многим приходится бывать с родителями на даче, где без этого инструмента не обойтись. Но когда пришли в шестой класс и в расписании оказалось трудовое обучение, на многие вещи под пристальным к себе вниманием со стороны учителя Александра Анатольевича Михайловского стали смотреть по-иному. Он, заметили, не стал церемониться с их неумением и нежеланием трудиться. По окончании уже первой четверти почувствовали, чему важному и необходимому в жизни научились за эти два часа в неделю трудового обучения. А те, кто учится в 8-9 классах, даже недоумевают, почему у них на “труд” остался лишь один урок в неделю. Что за такое время успеешь сделать?

— При желании, — говорит учитель, — сделаешь все, что требуется по программе. Здесь важно только жить этим самому учителю, доводить начатое до завершения, и только с участием в нем каждого без исключения ученика. На теоретическое обоснование планируемого отводится не более 8 — 10 минут. На смену ему вступает этап творческого проектирования. Оно и кладется в основу обучения. Выслушиваем разные мнения, предложения по подходам и средствам выполнения работы. Занимаемся изготовлением моделей военной техники. Они представляют собой образцы ее различных периодов истории, различных видов и типов, модификаций. Отдельные из них имеют привязку непосредственно к реальным событиям, конкретной боевой операции, локальному бою. Модель танка Т-28, кстати, для многих малоизвестного, специально готовилась для выставки технического творчества в области, чтобы рассказать об этой машине, которая 3 июля 1941 года успешно противостояла напору вражеской техники и проявила себя наилучшим образом в дальнейших сражениях в период с 1941 по 1945 годы. В ряду подобных ему моделей военной техники самолеты, подводные лодки. Они не только экспонируются на выставках, принимают участие в конкурсах технического творчества в районе, области, но и становятся предметом проведения вокруг них экскурсий, в том числе и у себя в школьном краеведческом музее, в районе. Находят постоянно применение на уроках истории, физики, воспитательных мероприятиях.

Материалом для изготовления моделей служит дерево. Изучив схему модели, производят разметку на материале и посредством пиления, строгания, прочих действий выполняют безукоризненно напоминающую оригинал в соответствующем масштабе модель. В процессе труда отрабатывают заданные программой умения, навыки.

Для 5-6 классов в программу введено обучение навыкам ремонта мебели. В помощь ученикам изданы продуманные, с описанием используемого для изготовления и ремонта мебели инструмента. Такого его уровня в школах пока нет. Самый необходимый из него — ножовки, стамески, рубанки, напильники — на каждое рабочее место планируют закупить к началу нового учебного года. Средства на это пойдут из заработанного самими детьми. Приносит его тесное сотрудничество с Кохановским лесничеством и в целом с Толочинским лесхозом. Накануне весны, получив важный для себя заказ, изготовили 200 синичников. Вполне самостоятельно, лишь под контролем учителя, справляются ребята с ремонтом школьной мебели, изготовлением стендов, умеют пользоваться для вывешивания стендов перфоратором. Когда приходит новая мебель, сами собирают ее.

Об увлечении школьников уроками трудового обучения свидетельствует устойчивый интерес у мальчишек к посещению кружков. Без кружковой работы было бы куда сложнее вести подготовку к ежегодным выставкам технического прикладного творчества. В настоящее время готовятся к традиционной из них, которая подводит итог проделанной работе за весь год. Оценкой сделанному, коллективным и личным достижениям многочисленные дипломы за участие в конкурсах, выставках. Они — на видном месте в мастерской, где и происходит это чудо превращения обычной деревянной чурки в модель военной техники, которая использовалась на полях сражений в годы Первой и Второй мировых войн. По сути, это большая наука, работа конструкторской, инженерной мысли, других людей, с которыми в школьной мастерской имеют возможность соприкасаться кохановские школьники. А об уровне этого соприкосновения говорит то, что на выставках в области их работы традиционно входят в тройку лучших на Витебщине. В прошлом учебном году в конкурсе “Я — исследователь” поделка Сергея Романчука, ныне учащегося 9 “А” класса, была удостоена в районе первого места. Такие же достижения на счету девятиклассника Николая Соловьева, вчерашнего выпускника школы Игоря Шотя, ныне учащегося технологического колледжа, и других ребят.

В прошлом учебном году представители школы, участники областной научно-практической конференции “Квант”, в номинации “Техническое моделирование” стали обладателями четвертого места из числа 150 участников данного масштабного и престижного мероприятия.

Сам учитель тоже не останавливается на достигнутом. Выпускник своей, Кохановской, школы, окончивший Оршанский педагогический колледж, Витебский государственный университет, Александр Анатольевич Михайлов-ский с целью обучения учащихся производственному труду непосредственно на базе школы без отрыва от работы получает специальность станочника деревообрабатывающих станков 3-го разряда на базе профессионально-технического лицея в г. Орше, а учащиеся на выходе из школы будут  иметь специальность столяра.

Таким образом, как заметил директор школы М. М. Татаранович, школа шагнет от усвоения азов трудового обучения к настоящему производственному труду, и это невозможно переоценить в жизни как самого учреждения, так и лично для учеников, в целом для образовательной системы страны.

Виктор БИРЮКОВ.

Все новости

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: -1 (from 1 vote)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Метки:



.

ПОИСК ПО САЙТУ

Выборы 2019

Год малой родины

75-летие освобождения Беларуси

Конкурс туристических фильмов

Ритуальные услуги

Земельные участки

ТехИнноПром 2019

Дар бесценный

В мире денег

Поможем церкви!

На благое дело

Наш календарь

Июнь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май   Июль »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив новостей