Водонапорная башня в Коханово — уникальный объект

11 июля 2019 15:31

Толочинский райисполком готовит материалы для областного совета по вопросам историко-культурного наследия Беларуси с предложением включить в его список водонапорную башню системы Шухова, установленную на железнодорожной станции Коханово. Почему это нужно и важно сегодня? Подробно ответил на этот вопрос местный краевед Николай Семенович Петрушенко, специально изучавший проблему.

— С чего начнем беседу, Николай Семенович?

— С истоков. Дело в том, что водонапорная башня на станции Коханово уникальный объект, созданный по проекту выдающегося советского ученого Владимира Григорьевича Шухова, первым в мире разработавшего и применившего для подобных конструкций сетчатые оболочки из стали. Новшество повысило их надежность и долговечность, дало экономию средств и ресурсов, заложило основу для архитектурных форм принципиально нового типа. Впервые она была представлена на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, где произвела среди специалистов настоящий фурор. По ее  образцу и подобию  стали строить маяки, радио- и телевизионные вышки, другие высотные здания не только у нас, но во всем мире.

— Подобных сооружений сегодня, действительно, много. Саудовская Аравия, к примеру, покрыта высотными зданиями, каркас которых проектировался по методике Шухова. А в нашей стране из его дореволюционного наследия что-то осталось?

— На все страны бывшего СССР не больше десятка объектов. На территории Беларуси подобная башня есть только в Борисове. Числится как исторический памятник, охраняемый государством. Я осмотрел ее. По сохранности, если честно, она явно проигрывает нашей.

— А как разработки Шухова оцениваются экспертным сообществом в наши дни?

— Чрезвычайно высоко. Международная научная конференция  на тему «Сохранение архитектуры 20 века и Всемирное наследие», представленная в Москве 30-ю странами мира, в 2006 году назвала конструкции Шухова в числе  семи архитектурных шедевров России и рекомендовала ЮНЕСКО включить их в список Всемирного наследия человечества. Если ЮНЕСКО пойдет на это,  Беларусь наряду с Беловежской пущей, Мирским замком, Геодезической дугой Струве, Дворцово-парковым комплексом Радзивиллов в Несвиже пополнится еще одним достоянием мирового уровня.

— Круто. Если это случится, на повестку дня встанет вопрос о раскрутке экскурсионного маршрута к  объекту.

— Простота и доступность выгодно отличают Кохановскую башню Шухова от других достопримечательностей Витебщины. С остановкой в поселке проходит много пригородных электричек, равно как и пассажирских автобусов. Это главное. Все остальное — указатели, экскурсоводы, информация, пункты питания — второстепенные детали. При желании все решается быстро и эффективно на уровне местной власти.

— Для чего и когда эта башня была построена?

— Вспомним, что служило источником движения паровозов в то время. Уголь, сгорая, нагревал воду в котлах, получившийся пар двигал состав. Но была и проблема! Полной заправки водой (16 тонн) паровозу хватало на 100 — 120 километров пути. Не каждая железнодорожная станция могла удовлетворить подобные «аппетиты» тогдашней техники. К слову, в Толочине до войны по этой причине паровозы не заправлялись. Только в Коханово или Славном. Отсюда их роль и значение, в том числе и для обороны страны. Не зря вплоть до 60-х годов прошлого века на их паспортах стоял гриф «секретно».

— Насколько я понял вас, башня в Коханово к этому процессу имела непосредственное отношение?

— С 1908 года она обеспечивала нужды железной дороги на нашем участке пути. Вода на нее подавалась из реки Соколянка с помощью парового насоса. Водозабор — свыше 3 тысяч кубов в летнее время. Эти сведения я нашел в документах, что хранятся на предприятии «Дорводканал» в Орше. Добавлю, что параллельно башня обеспечивала и функционирование пожарного водоема. Воды в баках емкостью 80 и 300 метров кубических для этой цели хватало. К слову, Шухов лично следил за ходом ее строительства, посещая поселок. Попутно отмечу, для его жителей ее возведение стало хорошей школой кузнечного мастерства.

— Вот почему в военные годы немцы так серьезно ее охраняли…

— И при отступлении в 1944 году подготовили к взрыву. Осуществить его помешал внезапный выход на станцию Коханово танкистов 26-й гвардейской бригады Второго Белорусского фронта. Командир танка младший лейтенант Николай Ольшевский, первым перерезавший в этом месте железнодорожную магистраль, был удостоен звания Героя Советского Союза. Полагаю, в зале ожидания пассажиров станции Коханово должна висеть копия его наградного листа. А снаружи — мемориальная доска.

— Башня,  железная дорога, война… Как все это подать туристам?

— Достаточно продумать пеший маршрут в окрестностях Коханово и обязательно «обкатать» его на себе. Включить в него не только объекты, о которых мы только что говорили, но и деревню Переволочная, входящую в свое время в великий торговый путь «из варяг в греки», родник, известный среди местных жителей как «Ленинградский», остатки дубовых опор плотины на реке Соколянка.  Перечень, в соответствии с нашими знаниями, возможностями и желаниями, можно расширить. Главное, начать заниматься реальным делом по привлечению туристов в наши края.

Михаил ПАВЛОВ.

Все новости

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 2 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Июль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь   Авг »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене