Мы имели лучшие из этих машин

10 сентября 2019 14:18

О главной особенности устройства боевой бронированной машины, в которой нет деталей массой меньше пуда, я впервые убедился в сержантской учебке военного городка Печи. Три раза в неделю старшина Дериконь выдавал нам в качестве матобеспечения танкострелковой тренировки 68-килограммовый клин — затвор танковой пушки — и мы попарно таскали его до огневого городка и обратно. Когда дело дошло до реальной стрельбы из танка на полигоне, протяжённость перемещения возросла до нескольких километров.

Моим первым комбатом был участник Великой Отечественной войны в ранге механика-водителя танка ИС-2 гвардии подполковник Тарасенко. В Харьковском гвардейском танковом училище довелось слушать выступление участника освобождения города Толочина в 1944 году  гвардии капитана командира танкового батальона Фещенко. В то время он был уже генерал. Узнав из моего выступления, что я водил танк Т-64, заметил:

— Нам бы тогда такой калибр против “Тигров” и “Пантер”, встретивших наши Т-34  и “Шерманы” в засаде у болотистого берега реки Плиса …

Генерал Гудериан к июню 1941 года был одним из авторитетов по тактике применения танков в скоротечных кампаниях на западе. В силу занимаемой должности инспектора танковых войск он оперативно получал необходимую информацию о новых типах танков противника. Тысячи трофейных чешских, французских, польских танков с его участием были немедленно приняты на вооружение, на них вермахт  дошёл до стен Москвы.  А вот о  наличии у Красной Армии  Т-34 и КВ-1 Гудериан узнал только после форсирования Березины и когда его передовые части брали Толочин. Судя по мемуарам  немецких танкистов и  другим документам, истинного представления о боевой мощи и огневых возможностях новых типов танков РККА полного представления вермахт не имел…

В СССР 1-я танковая армия по директиве Ставки начала формироваться лишь в феврале 1943 года для резерва Ставки. Понеся тяжёлые потери, наши войска только к этому времени приобрели необходимый опыт массированного применения танков и управления в бою и операциях танковыми корпусами, дивизиями и бригадами. Перелом в понимании роли и значения танковых войск произошёл не сразу.

1 января Сталин распорядился к весне 1943 года накопить резерв 500 танков.  В январе генерал        Н. И. Бирюков, член Военного Совета танковых и механизированных войск РККА, посещает лагеря для подготовки танкистов в районе Рязани, Воронежа, Тулы. Их приближение к рубежу предстоящих операций говорит о дальновидности Ставки. Сюда по приказу Сталина были сосредоточены отозванные из действующей армии политруки стрелковых рот. 25000 политруков, комиссаров, заместителей командиров рот по политчасти прямо из окопов были отправлены в лагеря. Напрасно искать эти сведения об “особых лагерях НКВД для танкистов” на страницах официальной историографии. Под руководством генералов, обладающих правами командующих военными округами, вчерашним снайперам  предстояло пройти переобучение на командиров и механиков-водителей, наводчиков  новых типов танков и САУ. Здесь день и ночь гремела пушечная  стрельба танков и САУ, существовал строгий запрет лично Сталина на стрельбу с коротких остановок или с места — стреляли только с ходу! Шла и большая исследовательская работа. По итогам пробного 300-километровом пробега танков был решён  вопрос о прикреплении экипажа к танкам еще на сборке в цеху завода.  А сколько было текущих дел и т. н. мелочёвки — от наручных часов для каждого командира танка, которого учили выходу на рубеж атаки с точностью до минуты,  заканчивая обучением радистов азбуке Морзе, немецкому языку,  и установкой  телефона “ВЧ”, то есть засекреченной связи, у командиров танковых корпусов.

После Курской битвы Сталин снимает свой запрет на единоборство танков. Теперь танкист стал другим и уже не только не уступал танкисту немецкому, но и превосходил его по многим личностным качествам, особенно моральным. Т-34 начали выпускаться с более мощной 85-мм пушкой. Если принять к сведению, что кроме “ИС” на базе этого танка уже была создана еще и самоходно-артиллерийская установка с гаубицей-пушкой 152-мм калибра, и в танковые лагеря, а затем и в войска начали поступать Су-100, то надо признать, что технические гарантии высокой боеспособности наших танкистов стали вполне надежны. Лозунг “Что отдали — всё вернём” реализуется на практике, и параллельно с этим в СССР довольно плотным потоком пошли и танки ленд-лиза. Не принято афишировать, но Толочин освобождали и танковые батальоны “Шерманов”. Инженеры — представители фирм США — сопровождали свою технику. После рывка танкистов после Борисова на Минск они с удивлением обнаружили, что русские ухитрились продлить расчётный пробег коробок передачи американских танков. Изучение этого вопроса показало, что наши танкисты нарушили пломбы и вместо замены агрегатов в полевых условиях освоили ремонт весьма важной части трансмиссии. Примечательно, первой реакцией у них было восхищение тем “университетом”, где получили дипломы инженеров бывшие колхозные механизаторы. Отсюда пошла легенда танкистов об учёбе в московской тракторной секретной МТС.

О вкладе танковой армии Ротмистрова в освобождение БССР, равно как и многих танковых корпусов и бригад, большинству наших читателей хорошо известно. Но попробуйте найти следы боевых действий трёх полков танков ИС-2 в многостраничных исследованиях операции “Багратион”. Перелопатив многие страницы историко-документальных хроник, я не нашёл ни одного примера в книгах “Память”. Просмотрел списки донесений о безвозвратных потерях. Пролистал журналы боевых действий. Проанализировал доступные мемуары вермахта. В публикации “Свидетельствуют мемуары вермахта” натолкнулся на свидетельство Бухнер Алекса, который  отдельно выделяет бои под Оршей.  Нашему читателю она известна как штурмовая дивизия любимца Гитлера генерала Траута. Читаем: “24 июня давление вражеских войск ничуть не ослабло. Связи между правым флангом 215-го полка и левым флангом 14-го полка уже не было. Через эту брешь широким потоком вливались советские танковые лавины и заходили в тыл новой оборонительной линии. Дивизия была вынуждена отдать приказ об отходе на “тигровые позиции”. Центром этих позиций были Лисуны”.

Сомнений в том, что именно здесь заблаговременную оборону противника могли прорывать танки ИС-2 и Т-34 — 85 с танковыми противоминными тралами нет. У генерала Траута оставался шанс совершить маневр на своём автомобиле-амфибии в южном направлении в сторону Бобруйска, где он и сдался в плен. Но предположения к делу не приложишь. И вот она зацепка… В открытом доступе на сайте “Подвиг народа” есть возможность вчитываться в наградной лист на Якова Мухреева, представленного и награждённого орденом Отечественной войны 2-й степени за ремонт в полевых условиях 5  пушек на танках ИС. Представление подписал командир отдельного гвардейского тяжёлого танкового Новгородского полка гвардии полковник Лушпа И. И. Удалось найти и наградной лист на командира танка гв. лейтенанта Евгения Остер — Волкова из этого же полка, награждённого орденом Красной звезды. Ещё большая удача улыбнулась на примере наградного листа на гвардии лейтенанта  Павла Сафонова. В бою 23 июня  танк ИС-2 под его управлением прорвал оборону противника у деревни Заволны. На военной топографической карте следы этого населённого пункта мы находим близ деревни Бородино Оршанского района  у железной дороги Орша — Лепель. Интересно, что этот участок местности знаменит тем, что отсюда, а не с крутого берега Днепра, наносили свой первый огневой удар знаменитые “Катюши” батареи капитана Флёрова 15 июля 1941 года.

На личном приёме граждан у председателя Оршанского райисполкома после празднования 75-летия освобождения БССР от немецко-фашистских захватчиков я смог доложить эти факты. Как мне представляется, их достаточно, чтобы признать: в книге “Память. Оршанский район”  в публикации текста приказа Верховного Главнокомандующего генералу армии Черняховскому среди отличившихся в боях за овладение городом Орша танкистов допущена досадная ошибка — полковник Лупшо на самом деле — гвардии полковник Лушпа И. И.

Есть основания полагать, что, по крайней мере, в восточную часть Толочинского района освобождение от фашистского ига пришло на траках знаменитых танков ИС-2. С учётом этого можно поставить вопрос об установлении памятного знака (в соответствии с совместным решением Оршанского и Толочинского райисполкомов) на месте, где танки ИС-2 в первые дни боёв в рамках операции “Багратион” получили первое боевое крещение на территории БССР.

Николай ПЕТРУШЕНКО.

Все новости

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Окт »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене