Лариса Демьянко из Коханово в числе первопроходцев в стране, которые начали изучать информатику как предмет преподавания в школе
Без особых затруднений данный учебный предмет может назвать практически каждый. Это информатика. С её преподавателем, учителем высшей категории Кохановской средней школы Ларисой Петровной Демьянко, беседовать об этом предмете просто удовольствие.
Она в числе первопроходцев в стране, которые начали изучать информатику как предмет преподавания в школе в Минском педагогическом институте имени М. Горького. В 1983 году она поступила на математический факультет этого вуза. Когда проучилась два года, в число учебных дисциплин внесли информатику и добавили год обучения. В итоге Лариса Петровна вышла из стен института учителем математики и информатики.
— Для меня было необычайно интересно, — замечает собеседница, — прикоснуться к практически неведомому для себя. Мы смогли тогда, в середине 80-х, впервые соприкоснуться с компьютерами, которые и компьютерами-то по нынешним меркам назвать нельзя. Представилась и возможность изучать языки программирования Бейсик и Фортран. При виде всего этого горели глаза, была неуемная жажда постигать новое…
В 1988 году она стала преподавать в школе (была распределена на Гомельщину) свою любимую математику. При переезде в Коханово в 1992 году, когда потребовался учитель информатики, стала преподавать этот предмет. Точкой отсчёта в его преподавании стал 1993 год.
— В школе тогда были корветы, — вспоминает Лариса Петровна. — В 2001 году, когда были организованы профильные классы, чтобы провести урок информатики, шли в компьютерный клуб в горпосёлке, платили за обучение деньги.
Методических материалов для подготовки уроков не было. Из-за отсутствия интернета скачать их откуда-то не предоставлялось возможным. Сама решала по ночам задачи, с этим шла в класс. Несмотря на некоторые сложности было интересно постигать появляющееся постоянно что-то новое. Особенно окрылило то, что после окончания лицейских классов школы ребята поступали в вузы и с лёгкостью постигали изучаемое там программирование, потому что за плечами у них, в отличие от других, были полученные в школе азы по информатике…
Если раньше изучение информатики велось с 8 класса, то теперь оно начинается с 6 класса. В этой школе дети факультативно занимаются информатикой с 4 класса, а с нынешнего учебного года — уже со 2. И не по принуждению, а по обострённому интересу к современным знаниям, которые, к удивлению, детям в раннем возрасте даются легко. А уже к 7 классу они сами создают проекты, учатся программированию, участвуют в различных конкурсах.
26 лет преподаёт информатику в Кохановской средней школе Л. П. Демьянко. Знанием предмета и любовью к нему буквально очаровывает своих воспитанников. Результаты, которые есть на их счету, совершенно закономерны. В прошлом учебном году Лера Малаховская заняла первое место в круглогодичной районной олимпиаде. В областной предметной олимпиаде выступал учащийся 9 класса Дмитрий Коржицкий.
Ежегодно в среднем 2-3 ученика, подтверждая свой хороший уровень знаний по информатике, поступают в Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники и другие университеты страны, связывая в будущем свою профессию с программированием. Отдельные из её учеников успешно строят свою карьеру айтишников за границей.
Обладая богатым опытом преподавания предмета, Лариса Петровна при выполнении программы умело опирается на очень удачные, с её точки зрения, учебники, которые были изданы раньше, дополняя имеющиеся на руках учащихся новые учебники, подготовила и продолжает готовить интересные презентации по важным для образования школьников темам. Осваивая новые программы, умело подводит своих воспитанников к разработке простейших программ. Ученица 8 класса Полина Кошелева поделилась, что изучение информатики многое даёт ей для развития кругозора, самообразования. Информатика для неё в одном ряду с такими предметами, как математика, физика, английский язык. Она уже представляет, как делаются программы и как ими пользоваться. Свою будущую профессию Полина связывает с работой в айтишной среде.
У её одноклассницы Алины Шубабко свой отличительный взгляд на учебный предмет.
— Программирование, — заметила Алина, — это не моё. Информатика мне даётся с определёнными сложностями, местами я её не понимаю…
И в то же время, как показало выполнение заданий на уроке, на котором пришлось присутствовать, у неё практически всё получается. Задание по теме «Аудио- и видеофайлы» Алина выполнила на 9 баллов, всерьёз задумывается о профессии журналиста.
Получить хорошие знания по информатике помогают современные компьютеры, интерактивная доска. Но чтобы эффективно использовать рабочие тетради, которые идут в цвете, заниматься творческой деятельностью на факультативных занятиях, необходим цветной принтер. Его приобретение здесь связывают с ближайшим временем.
Не стоять на месте, постоянно учиться и учить других — это профессиональное, по сути, творческое кредо Ларисы Петровны Демьянко. Она успешно продолжает семейную династию преподавателей. Отец на её малой родине в Смольянах преподавал в сельскохозяйственном техникуме физику, мама — защиту растений. По результатам многолетней успешной работы Лариса Петровна на прошедшей в августе педагогической конференции награждена Почётной грамотой главного управления по образованию облисполкома.
Виктор БИРЮКОВ.