Не померкнет слава поколения

7 февраля 2020 14:50

В декабре прошлого года Валентина Константиновна Игнатович отметила 96 лет со дня своего рождения. При недавней встрече с ней уточнила: «Пишусь-то с 1924 года, а родилась в 1923. Всё моложе хотелось быть. Даже запись, хоть и неверная, добавляла молодости. Золотое оно это время было. Только вот выпала на него война, поломала-покрошила все планы. Да что там планы — всю жизнь исковеркала…»

По-другому и не скажешь. Отец умер рано, ей не было ещё и десяти лет, тяжело болела мама. На фронт ушли оба старших брата. В 28 лет под Берлином погиб Константин, там и похоронен. В 23 года такую же судьбу пережил Аркадий, военный лётчик. Где его могила — неизвестно.

— Писала, обращалась в разные инстанции, — говорит Валентина Константиновна, — в ответ получала одно: пропал без вести…

Красивая, стройная, трудолюбивая Валентина Пашковская (девичья фамилия.Примеч. автора), как и многие её сверстницы из деревни Поречье, мечтала получить образование, стать учительницей. Настойчивая, увлечённая, она и стала бы ею, но не дала война. С первых её дней они собирались своим кругом молодёжи, обсуждали, решали, как им, комсомольцам, быть дальше. Одно было твёрдо решено: отсиживаться, когда льётся кровь, враг ходит по их земле, не будут.

В 1942 году Валя Пашковская ушла связной в партизанскую группу Н. П. Гудкова, которая позже перерастёт в отряд, а затем в бригаду.

— Задания были простые, но ответственные, — вспоминает В. К. Игнатович, — прослеживать передвижения вражеских сил, владеть точной информацией по их количеству и вооружению, собранные сведения доставлять в лес, где находились специальные тайники. Так действовала вместе с другими до 1943 года. А когда стали угонять молодёжь в Германию, мне приказали покинуть деревню и уходить в лес. Да и жить было уже негде. Дом наш в Поречье был разрушен, а бургомистр Бинецкий донёс немцам, что я комсомолка и действую заодно с партизанами, мои братья воюют на фронте. Если бы промедлила день-другой — меня ждала бы расправа. В бригаде нас обучали пользоваться оружием, взрывчаткой, выполняли мы различную хозяйственную работу. Я страдала бронхиальной астмой, и особенно тяжело было летом, когда всё цвело, стояли запахи и от этого останавливалось дыхание. Лицо синело, дышать было нечем. Тяжело переносилась и сырость в землянке. Зимой, в холод и морозы, было проще. Несмотря на это я настаивала, чтобы меня взяли на задание, что я не хуже мужчин и парней владею винтовкой и автоматом. Ничего этого не дали, только пистолет, но на задания стали брать. Не думали мы тогда ни о ранах, ни о смерти, хоть видеть их приходилось после каждого боя. Но не действовать не могли. Это были бы уже трусость, страх, нерешительность, отчего бы сама себя перестала уважать. Как быть с оружием, как вести себя, если нагрянет опасность, — этому меня учили опытные партизаны. Среди них был и комиссар бригады Гудкова с июня 1943 по июль 1944 года Фёдор Петрович Игнатович. Так судьба и свела меня с этим мужественным, отчаянным, волевым человеком. Никогда не забуду, как мы пошли разведать, какими силами немцы разместились в деревне Ревятичи. Мне и ещё нескольким партизанам он приказал остаться в лесу, а сам на ночь глядя, дождавшись, когда лягут ранние декабрьские сумерки, пошёл проведать связного. Чтобы не рисковать, решил дождаться утра и затем вернуться на место в укрытие, где мы его поджидали. Неизвестно, как немцы и полицаи дознались, но они окружили дом связного, чтобы взять живым именно Игнатовича, за которым они упорно охотились. Он успел лишь в нижнем белье, босиком, наперевес с автоматом, выбив окно, вырваться из дома со стороны, с которой его никто не ждал, и стал уходить кустарником в лес. Наблюдавшие за всем происходящим немцы не спешили: мол, по глубокому снегу да ещё в мороз босиком далеко не уйдёт. Поначалу даже не сделали попытку его преследовать. Когда опомнились, было поздно, наш комиссар пропахал по снегу более двух километров. Останавливался, давал из автомата очередь — и снова бежал. Когда мы вступили в бой, преследовавшие его, думая, что нас много, подходить близко к лесу не решились. Это и спасло нас, и прежде всего самого Фёдора Петровича…

Эпизод за эпизодом вспоминает Валентина Константиновна пережитое, будто это происходило только вчера. Так оно врезалось в память, такой глубокий след оставило в душе, что стоит перед глазами и сейчас со всеми оттенками и подробностями. Она говорит лишь то, что было. Не приписывает себе заслуг и не считает себя героем. Так жили все в войну — делает вывод. А разве было легче в первые годы после неё?

Горе и общая беда свели вместе красавицу Валентину и безбоязненного, решительного Фёдора. Ни у неё, ни у него из самых родных людей не осталось никого. Жить тоже было негде. Расписались, сделали узким кругом друзей вечер вместо свадьбы — и принялись ставить свой дом. Прошёл год после освобождения — и стены были уже готовы. Счастье переполнило их обожжённые войной души, когда появились на свет Володя, Костя, Виктор. Но не обминула их семьи беда и в, казалось бы, безоблачное мирное время. Без времени ушёл из жизни руководитель одного из минских предприятий Константин Игнатович, вслед — специалист-энергетик Лукомльской ГРЭС Владимир Игнатович. Не прямо, так косвенно война и здесь оставила свой след.

Тяжёлой болью прошлась их утрата по её материнскому сердцу. Не различала, где ночь и где день, слёзы слепили глаза. Поддержкой стали семья младшего сына Виктора, невестки, внуки и правнуки.

— Если что-то и удержало в жизни, — говорит Валентина Константиновна, — так только они. И в трудную минуту, и сейчас — на склоне лет. Я радуюсь за них, и это продолжает мои годы. Не представляю, что было бы, если бы мы, всё наше поколение, не устояли перед трудностями, горем, лишениями. Думаю, что мы сполна выполнили свой долг перед своими детьми и внуками. Да и они это тоже понимают и ценят. Получили образование, стали видными учёными, хорошими тружениками.

Ветеран Великой Отечественной войны  Валентина Константиновна Игнатович отмечена Родиной орденом Отечественной войны, 20 медалями. Её хорошо знают на Толочинщине, ценят её вклад в освобождение родного края и восстановление разрушенного войной хозяйства, за активность во всех жизненных делах.

Виктор БИРЮКОВ.

Все новости

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Февраль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв   Март »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене